Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки».
рабочая программа по аппликации, лепке

Тимофеева Елена Георгиевна

"Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx54.34 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад»

г. Сафоново Смоленской области.

Согласовано:                                                            

Педагогическим советом                                        

протокол №1                                                            

от «28» августа 2020г.                                            

Утверждено:

директор МБОУ

«Начальная школа – детский сад»                                            ________Прудникова Е.В.

приказ № 68                                                                       от«01» сентября 2020 г.

Возраст учащихся: 5-6 лет        

Срок реализации: 1 год                                  


Пояснительная записка

    Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Умелые ручки» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении   Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 08. 2014г; Уставом  МБОУ «Начальная школа – детский сад».

Направленность программы – художественная.

   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, миром природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно – потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего «Я». Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание. Одним из универсальных средств является ручной труд.

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.

Содержание программы «Умелые руки» предполагает развитие творческих способностей детей при работе с бумагой и использовании и других материалов. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разных техник. В процессе реализации программы формируется способность детей отбирать нужные средства для выполнения работы, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный вкус и аккуратность. Ребёнок учится сосредотачиваться на процессе изготовления поделок, следовать устным инструкциям. Занятия интересны для ребёнка. Он радуется результату своей работы. Свою поделку он может подарить маме, друзьям, использовать в игре. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах.

Актуальность программы

     Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека. Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

 Новизна

     Новизна состоит в том, что дети учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, пластилином, с природным и бросовым материалом. Это даёт большой простор для фантазии и раскрывает творческий потенциал ребенка.

Очень важно то, что в процессе работы используются материалы, которых много в нашей повседневной жизни (пробки от пластиковых бутылок, различные крупы),что помогает воспитывать в детях созидательное отношение к окружающей среде.

Особая роль отводится освоению нетрадиционной технике работы с пластилином-пластилинографии.

Педагогическая целесообразность программы

    Заключается в формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Основная идея программы – развитиею учащихся мотиваций к познанию и творчеству. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек, форма и способы его мышления, личностные качества. Программа способствует возможности работы в коллективе, что очень важно для социализации ребёнка. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Адресат программы:

   Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности(одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Срок освоения программы:

  Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.

Объем программы:

  Годовая нагрузка – 36 занятий.

Режим занятий:

  Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю (пятница). Время занятий составляет 30 мин.

Учебная группа:10-12 воспитанников;

Форма организации учебного процесса

  • Фронтальная;
  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Коллективная.
  • Комбинированное.

Формы проведения занятий:

  • экскурсии;
  • игры
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • коллективные поисково – творческие проекты;
  • выставка работ;
  • конкурс творческих работ, выставки.

Основные методы обучения:

  • методы обучения: монологический, диалогический, показательный;
  • методы преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстрированный;
  • методы воспитания: убеждения и личный пример.

1.4 Цели и задачи.

Цель:

     Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.

Воспитательные:

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию, доброе отношение к сверстникам

Планируемые результаты

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Воспитанники умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • умеют адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей;
  • учитывют установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • умеют находить варианты решения различных задач;

Познавательные:

  • умеют сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • способны ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • умеют добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя опыт и знания, полученные в ходе занятий.

Коммуникативные:

  • умеют вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
  • способны формулировать собственное мнение и позицию;
  • умеют задавать вопросы;
  • умеют слушать и понимать высказывания собеседников.

Предметные:

  • Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
  • Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;
  • Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;
  • Усваивают способы практической работы с различными материалами;
  • Развивают мелкую моторику рук;
  • Имеют представление о материале, из которого сделана поделка;
  • Учитывают яркость, оригинальность при выполнении поделки;

Личностные:

  • Сформирован учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способу решения новой задачи;
  • Ориентированы на понимание причин успеха в учебной деятельности, в

том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ

соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • Сформировано умение сотрудничества с товарищами в процессе

совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим

замыслом;

  • Способны к самооценке на основе критериев успешности учебной

деятельности;

  • Умеют обсуждать и анализировать собственную художественную

деятельность и роботу товарищей с позиций творческих задач данной

темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

Формы подведения итогов:

  • наблюдение
  • практические работы
  • конкурсы
  • выставки
  • творческие работы

Виды  контроля и формы аттестации:

  • Входной контроль (беседа)
  • Промежуточная аттестация (практическое задание, выставка)
  • Итоговая аттестация (выставка, практическое задание)

Используемые педагогические технологии:

Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных практических работ. Широко использую современные образовательные  технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, ответственность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.

Коллективно – творческая  деятельность -  комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.

Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность субъектность процессов обучения. Цель личностно – ориентированного обучения состоит  в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться воспитаннику снять напряжение и проявить свои способности, практические навыки, знания, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью игровых технологий является снижение утомляемости воспитанников на занятии, опора на основной вд деятельности. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в экспериментировании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость научного открытия, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои умения и навыки.

 Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Уровни освоения дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей  программы:

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы определенные условия:

Помещение, соответствующее требованиям СанПина.

Материалы, инструменты и приспособления:

  • Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);
  • Картон (цветной, белый);
  • Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);
  • Фломастеры, маркеры, карандаши;
  • Дощечки;
  • Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.);
  • Клей, пластилин, ножницы;
  • Линейка;
  • Кисти;
  • Степлер;

Технические средства:

  • Ноутбук;
  • Магнитофон;
  • Фотоаппарат;
  • Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.

Оценочные материалы

     Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики являются специально разработанные карты наблюдений, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе реализации программы.

Результаты данной диагностики  используются педагогом исключительно для оценки индивидуальной динамики усвоения программы детьми  и корректировки своих действий.

Мониторинг  реализации  программы  проводится два раза в год – в январе, мае.

                                   

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда:

1. Имеют представление о материалах, из которого сделана поделка.

2. Владеют приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяют последовательность выполнения работы.

4. Умеют самостоятельно провести анализ поделки.

5. Используют свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывают оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняют работу по замыслу.

8. Умеют выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы соединения деталей.

9.  Показывают уровень воображения и фантазии.

10. Используют в работе различные способы ручного труда.

Учебный  план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Формы контроля, аттестация

теорет

практич

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

Беседа

2

Работа с природным материалом

1

4

5

Беседа

Творческое задание

Выставка

Конкурс

Опрос

3

Работа с бумагой и картоном

1

4

5

Беседа

Наблюдение

Выставка

4

Работа с пластическим материалом.

1

4

5

Беседа

Выставка

Творческое задание

5

Работа с ватой

0

2

2

Беседа

Выставка

Творческое задание

Конкурс

6

Промежуточная аттестация

1

0

1

Практическое задание

7

Работа с бросовым материалом.

2

4

6

Беседа

Выставка

Творческое задание

Конкурс

Наблюдение

Опрос

8

Работа с крупой и макаронами

0

5

5

Беседа

Выставка

Творческое задание

Конкурс

9

Работа с нитями и тканью

1

3

4

Беседа

Выставка

Творческое задание

Конкурс

10

Итоговое занятие. Итоговая аттестация.

0

2

2

Выставка. Диагностика , выполнение тестовых заданий.

Итого:

8

28

36

Содержание учебного плана

1.Вводное занятие.

Теоретическая часть: 

Изучение правил  техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами.Организация рабочего места. Ознакомление с планом работы.

Форма контроля: Беседа.

2.Работа с природным материалом.

Теоретическая часть: Прививать воспитанникам любовь к природе в ходе ряда бесед о её пользе. Развивать умение  видеть богатую палитру красок, форм растительного материала, создавая из них разнообразные образы. Расширить знания детей о разнообразии природного материала и возможностях его использования путём демонстрации наглядных материалов, загадывания загадок по данной тематике, экскурсии в природу. 

Практическая часть: Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости. Собрать природный материал , оформить гербарий, Изготовить поделки, аппликации, панно из различных природных материалов.

Форма контроля: Беседа, творческое задание, выставка, конкурс, опрос.

3.Работа с бумагой и картоном.

Теоретическая часть: Рассказать детям историю возникновения бумаги. Объяснить, как правильно работать с бумагой и картоном. Учить красочно оформлять готовую поделку; развивать у детей интерес к изготовлению объёмных игрушек из цветной бумаги. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и желание заниматься коллективной аппликацией.

Практическая часть: Учить выполнять аппликацию различными способами, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы. Учить детей составлять единую сюжетную композицию из цветной бумаги с объёмными элементами .Учить вырезать симметричные фигуры, соединяя их по сгибу. красочно оформлять готовую поделку. Используя разные техники изготовить поделки из гофрированной бумаги, аппликации. Сконструировать «Самолётик».

Форма контроля: Беседа, наблюдение, выставка

4.Работа с пластическим материалом.

Теоретическая часть: 

Напомнить детям о свойствах пластилина. Рассказать и продемонстрировать основные приёмы работы с пластическим материалом: раскатывание, сглаживание, оттягивание. Познакомить со стеками и другим вспомогательным материалом для работы с пластилином и тестом. Поговорить о пластилинографии ,показать готовые работы в этой технике.

Практическая часть: Учить намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами. Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу. Изготовить фигурки из солёного теста на новогоднюю тематику. Выполнить несколько «картин» в технике пластилинографии: «Кошечка», «Снегири»

Форма контроля: Беседа, выставка, творческое задание

5.Работа с ватой.

Практическая часть:Учить отделять вату от комка и приклеивать к основе Создать аппликации из кусочков ваты: «Зайчик», «Веселый снеговик»

Форма контроля: Конкурс, выставка

6. Промежуточная аттестация

Текущая диагностика должна определить степень усвоения учащимися  учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, Позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.

Форма контроля: практическое задание.

7. Работа с бросовым материалом.

Теоретическая часть: Поговорить возможностях применения бросового материала, способствовать освоению навыков его преобразования .Развивать конструктивное мышление, речь, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к используемым материалам.

Практическая часть: Научить детей работать с различными видами бросового материала. Выполнить поделки из пластиковых бутылок, пробок, втулок от туалетной бумаги.

Форма контроля: Беседа, выставка, творческое задание, конкурс, наблюдение,

опрос

8. Работа с крупой и макаронами.

Практическая часть: Учить детей выкладывать крупу по контуру. Развивать моторику и аккуратность. Учить сочетать в одной композиции макароны и крупу. Изготовить панно и аппликации из этих материалов.

Форма контроля: Беседа, выставка, творческое задание ,конкурс

9. Работа с нитями и тканью.

Теоретическая часть: Познакомить детей с различными видами нитей и тканей. Развивать творческую фантазию.

Практическая часть: Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать  элементы украшения. Изготовить аппликации

Форма контроля: Беседа, выставка, творческое задание ,конкурс

10.Итоговое занятие.

Теоретическая часть:

Анализ творческих работ за год.

Награждение и поощрение, отличившихся за учебный год учащихся.

Итоговая аттестация.

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.

Форма контроля: выполнение тестовых заданий.

Календарный  учебный план

№ п/п

Месяц

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма контроля

1

 

 Сентябрь

Комбинированное

1

Вводное занятие

Беседа

2

Комбинированное

занятие

1

Сбор природного материала и оформление гербария «Кладовая природы»

Беседа,

Творческое задание

3

Практическое занятие

1

Панно из засушенных цветов.

«Путешествие в страну Листопадию»

Выставка

4

Практическое занятие

1

Аппликация из яичной скорлупы «Цыпленок»

Конкурс

5

Октябрь

Практическое занятие

1

Поделки из шишек и желудей «Зверушки»

Выставка

6

Практическое занятие

1

Аппликация из сухих листьев

«Жар-птица»

Выставка

7

Комбинированное занятие

1

«История создания бумаги».

Беседа

8

Практическое занятие

1

Поделки из гофрированной бумаги

«Бабочки»

Выставка

9

Ноябрь

Практическое занятие

1

Конструирование из бумаги

«Самолетик»

Выставка

10

Практическое занятие

1

Аппликация из комочков бумаги

«Овечка»

Выставка

11

Коллективная работа

1

Объёмная аппликация с использованием цветной бумаги и картона.

«Сказочный лес»

Наблюдение

Творческое задание

12

Комбинированное

занятие

1

«Основы работы с пластилином и солёным тестом»

Беседа

Творческое задание

13

Декабрь

Практическое занятие

1

Пластилиногра-фия

«Кошечка»

Выставка

14

Практическое занятие

1

Лепка из солёного теста

«Ёлочка».

Выставка

15

Практическое занятие

1

Пластилиногра-фия

«Снегири»

Выставка

16

Практическое занятие

1

Лепка из солёного теста «Новогодняя игрушка»

Творческое задание

Выставка

17

Январь

Практическое занятие

1

Аппликация из ваты «Зайчик»

Выставка

18

Практическое занятие

1

Аппликация из ваты «Весёлый снеговик»

Конкурс

19

Практическое задание

1

Промежуточная аттестация

Творческое задание

20

Комбинированное

занятие

1

«Остров ненужных вещей»

Беседа

21

Февраль

Практическое занятие

1

Поделка из втулок от туалетной бумаги «Защитник Отечества»

Выставка

22

Практическое занятие

1

Поделка из втулок от туалетной бумаги «Свинка»

Конкурс

23

Комбинированное

занятие

1

«В гости к нам пришли солдаты»»

Беседа Творческое задание

24

Практическое занятие

1

Поделка из пластиковых бутылок «Ваза»

Выставка

25

Март

Коллективная работа

1

Объемная аппликация из пробок «Аквариум»

Наблюдение

Опрос

26

Комбинированное

занятие

1

Панно из крупы и макарон «Подарок для мамы»

Беседа

Творческое задание

27

Комбинированное

занятие

1

Аппликация из макарон

«Масленица»

Беседа

Творческое задание

28

Практическое занятие

1

Аппликация из макарон «Сверкающее солнышко»

Выставка

29

Апрель

Практическое занятие

1

Аппликация из различных видов крупы.

«Поляна цветов»

Выставка

30

Практическое занятие

1

Аппликация

«Совунья»

Конкурс

31

Комбинированное

занятие

1

Аппликация

«Ракеты и кометы»

Беседа

Опрос

Творческое задание

32

Комбинированное

занятие

1

«Откуда нитки к нам пришли» Аппликация  Верба»

Беседа

Творческое задание

Выставка

33

Май

Практическое занятие

1

Аппликация из тканей и ниток

«9 Мая»

Выставка

34

Практическое занятие

1

Аппликация из ткани

«Чудесное окошко»

Конкурс

35

36

Комбинированное

2

Итоговое занятие

Выставка

Диагностика

выполнение тестовых заданий

 

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

1.Вводное занятие.

Изучение правил  техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой. Организация рабочего места. Ознакомление с планом работы.

Формы занятий: беседа.

Методы: информационно – сообщающий.

2.Работа с природным материалом.

Расширить знания детей о разнообразии природного материала и возможностях его использования.

Форма занятий: групповая.

Методы: объяснительный, иллюстрированный, репродуктивный.

Форма подведения итогов: конкурс, беседа, опрос.

3.Работа с бумагой и картоном.

Рассказать детям историю возникновения бумаги. Объяснить, как правильно работать с бумагой и картоном. Учить красочно оформлять готовую поделку; развивать у детей интерес к изготовлению объёмных игрушек из цветной бумаги. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и желание заниматься коллективной аппликацией.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительный, иллюстрированный, упражнение, практические задания.

Форма подведения итогов: наблюдение, выставка, беседа.

4.Работа с пластическим материалом.

Обучить детей лепке из пластилина и солёного теста .Знакомство с пластилинографией.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Методы занятий: показательный, иллюстрированный, репродуктивный, упражнение, личный пример.

Форма подведения итогов: беседа, выставка, творческое задание

5.Работа с ватой.

Создание аппликаций из ваты

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Методы занятий: показательный, репродуктивный.

Форма подведения итогов: конкурс, выставка

6. Промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация должна определить степень усвоения детьми

учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность

учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих.

Позволяет корректировать и наиболее эффективно подобрать методы и

средства обучения.

Форма занятия: групповая

Методы занятия: репродуктивный.

Форма подведения итогов: выставка творческих работ

7. Работа с бросовым материалом.

Создание поделок из различного бросового материала.

Форма занятий: групповая, индивидуальная.

Методы занятий: информационно-сообщающий, показательный, иллюстрированный, репродуктивный, упражнение, личный пример.

Форма подведения итогов: беседа, опрос ,выставка, наблюдение ,творческое задание

8. Работа с крупой и макаронами.

Изготовить панно и аппликации, используя макароны и крупы.

Форма занятий: групповая.

Методы занятий: показательный, репродуктивный, упражнение

Форма подведения итогов: беседа, выставка, творческое задание, конкурс

9. Работа с нитями и тканью.

Познакомить детей с различными видами нитей и тканей. Развивать творческую фантазию. Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать  элементы украшения. Изготовить аппликации.

Форма занятий: групповая.

Методы занятий: информационно – сообщающий, показательный, репродуктивный, упражнение

Форма подведения итогов: беседа, выставка, творческое задание ,конкурс

10. Итоговое занятие.

Оформление выставки по итогам года.

Форма занятия: групповая.

Методы занятия: информационно –сообщающий.

Форма подведения итогов: выставка по итогам года.

Итоговая аттестация.

Мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга  в специально созданных образовательных условиях.

1.        Анализ творческих работ

2.        Оформление итогов выставки

3.        Награждение и поощрение учащихся

4.        Дальнейшая перспектива учащихся

Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.

Форма занятий: выставка, прохождение тестовых заданий.  

Методы занятий:  диалогический, информационно – сообщающий, тестирование.

 Форма подведения итогов: выставка с награждением, выполнение тестовых заданий.

 

Список рекомендуемой литературы:

Для педагога:

1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;

2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;

3. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.;

4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”  – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

5. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»;

6. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.,  ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

Для детей:

1. «Учимся лепить и рисовать» (серия "От простого к сложному")- СПб.; Кристалл; Валерии СПб. - 224 с., ил.

2.Чернуха Т.А. «Твоя маленькая мастерская», издательство: К.: Веселка, 1988 г.

3. Наталия Вадимовна Дубровская «Большая книга аппликаций из природных материалов»,Астрель, 2010 г.

4.  Рони Орен «Секреты пластилина»,издательство Махаон, Азбука-Аттикус, 2015.

5. Анистратова, Гришина «Поделки из бумаги»,издательство: Оникс, 2010 г.

Диагностические материалы

Диагностическая карта уровня знаний и умений детей кружка

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

(резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать)

Мелкая моторика

природный

пластилин

бумага

нитки

вата

бросовый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформирован  +

На стадии формирования + –

Не сформирован   –

Оценка уровня освоения программы.

Высокий уровень - самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира, в декоративно -оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение, понимает способ и последовательность действий, на достаточном уровне владеет приемами работы с разными материалами;

Средний уровень - проявляет интерес к занятиям художественным трудом, но в разных видах творческой деятельности в процессе работы с разными материалами действует в основном при помощи и по инициативе взрослого, испытывает затруднения в работе с инструментами и материалами;

Низкий уровень -не проявляет интереса к творческой деятельности, всегда действует по инициативе и с помощью взрослого;

Критический  уровень-  (редко  встречаемая  оценка) - негативное  отношение  к  художественно-продуктивной деятельности.

Виды и формы контроля.

Контроль полученных знаний умений и навыков (ЗУН) проводится три раза в год: вводный, текущий, итоговый.

Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми.

Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки.

Итоговый - итоговое занятие, выставки, коллективное творческое дело.

Собеседование – форма вводного и текущего контроля. Проводится с целью обстоятельного выявления образовательного и творческого уровня детей, их интересов и особенностей, как при поступлении в образовательное объединение, так и на отдельных этапах усвоения программы. Собеседование может вестись в форме индивидуальной беседы, а также в коллективной форме: например, в форме опроса.

Опрос – составная часть устной проверки знаний, осуществляемая в вопросно-ответной форме.

Конкурс творческих работ – форма итогового (иногда текущего) контроля. Проводится с целью усвоения определенного уровня содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе: выявление наиболее способных и талантливых детей.

Выставка – форма итогового контроля, осуществляется с целью определения уровня мастерства, культуры. Техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей у детей. Выставка может быть персональной или коллективной по разным направлениям дополнительного образования. Выставка является инструментом поощрения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности кружок «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленностикружок «Очумелые ручки»(срок реализации ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа художественно направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»  для детей 6-7 лет  направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» на 2023-2024 учебный год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественной направленности «Умелые ручки»Аннотация к программе...