«Проказы матушки зимы» (Опытно – экспериментальная деятельность с элементами моделирования)
план-конспект занятия (старшая группа)

Бакушкина Светлана Александровна
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-видовыми, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_eko.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Проказы матушки зимы»

(Опытно – экспериментальная деятельность с элементами моделирования)

Задачи:

 Закрепить у детей представления о  изменениях в неживой и живой природе зимой.

Систематизировать и расширить представления о зимних явлениях природы: вьюга, метель, пурга, буря.

Учить выявлять опытным путем особенности использования разных материалов для получения необходимого эффекта (опыт «Вьюга в емкости).

Расширить представления о свойствах воды.

Развивать наблюдательность, анализировать ситуации, делать выводы на основе практического опыта.

Оборудование и материал: Емкости разные, наполнители (мука, крахмал, салфетки, вата, нарезанная пленка), трубочки, листы бумаги, краски, вода, кисти, пульверизатор.

Ход занятия:

Воспитатель: К нам в детский сад пришла телеграмма, посмотрите, что здесь зашифровано.

зимняя прогулка

Правильно в ней говорится о зимней прогулке.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идем во двор гулять.

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

И в снегу потом валялись,

А потом домой пришли,

Суп поели, спать легли.

А вы любите, гулять зимой?  (Да)

А всегда это удается сделать?  (Нет)

Почему?  (Иногда бывает холодно, идет сильный снег)

Ребята, как вы думаете, кого можно назвать проказником? (ребенка, котенка…)

 А что означает «Проказы матушки – Зимы» (сильный ветер, снегопад, метель…)

Посмотрите на картинки, что вы видите? (снегопад, метель, вьюга).

Когда в природе происходят такие не очень приятные т явления, то говорят, что это проказы матушки зимы. Я вам тоже предлагаю попроказничать, и устроит пургу прямо у нас в группе.

Дети подходят к столу с емкостями.

Воспитатель:  Посмотрите, у нас есть различные емкости. Какие именно? (дети перечисляют). В них находятся разные наполнители. Какие? (мука, крахмал, салфетки, вата, нарезанная пленка) В каждую емкость вставлена трубочка. Как вы думаете, что произойдет, если мы подуем в трубочки? ( предположения детей) Сейчас мы это проверим. Дуем по моему сигналу, слегка придерживая трубочку. Дуем сильно, чтобы получилась настоящая вьюга.

Дети все вместе дуют через трубочку и опытным путем определяют, у кого вьюга сильнее и почему.

Как вы думаете, у кого вьюга получилась сильнее и почему? (рассуждения детей). Правильно, мы убедились, что  чем легче вещество в емкости, тем вьюга сильнее.

Физминутка «Зимой»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Ребята, а дождь может идти среди зимы. Конечно, может. Если нет мороза и на улице плюсовая температура, идет дождь. У нас на юге такое происходит частенько. Но это не означает, что зима закончилась. А вот проказами зимы это назвать можем.

Предлагаю поиграть теперь с дождиком.

Представьте, что мы красками на бумаге нарисовали, как будто мелом на асфальте. А теперь пошел дождь (брызгать с пульверизатора на бумагу с краской) что происходит? Вода смывает краску, как будто дождик смыл наши рисунки на асфальте. А теперь давайте рассмотрим ,что осталось и какие картинка нам нарисовал дождик.(дети рассматривают пятна и  ищут знакомые предметы). А какой вывод мы можем сделать?  (что вода текучая и может растворить краску).

Сегодня мы говорили о проказах зимы, и даже сами пытались создать вьюгу и дождик, что вам понравилось больше всего? ( ответы детей)

Спасибо что были внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с элементами программы по социально-эмоциональному развитию "Я, ты, мы" в старшей группе детского сада "Приключения на необитаемом острове".

Использование игры-фантазирования для развития положительных межличностных взаимоотношений в проблемной ситуации. Знакомство со способами очистки воды от механических примесей. Развитие умений планиро...

Занятие по познанию в старшей группе «Проказы матушки зимы» с использованием технологии логико-смыслового моделирования

На занятих по  познанию  использую  технологию логико-смыслового моделирования....

«Воздух - невидимка» (опытно-экспериментальная деятельность с элементами развлечения)

   Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума,  стремление к познанию ...

Опытно-экспериментальная деятельность с элементами театрализации «Вкусно. Сладко…Полезно ли?»

Опытно-экспериментальная деятельность с элементами театрализации«Вкусно. Сладко…Полезно ли?»...

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности с элементами сказкотерапии для средней группы «Ходит капелька по кругу»

Конспект   занятия  по опытно –экспериментальной деятельности  для детей  средней   группы с   элементами сказкотерапии.Тема занятия: Круговорот воды...