«Воздух - невидимка» (опытно-экспериментальная деятельность с элементами развлечения)
план-конспект занятия по окружающему миру
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Уточнение и расширение знаний детей о воздухе. | 168.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Детский сад «Жемчужинка»
с. Тилинино»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе по теме
«Воздух - невидимка»
(опытно-экспериментальная деятельность с элементами развлечения)
Выполнила:
воспитатель
Доможирова Марина Васильевна
2019г.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема: «Воздух невидимка».
Актуальность:
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Цель:
Уточнение и расширение знаний детей о воздухе. Развитие познавательной активности детей.
Программные задачи:
Обучающие:
- Ознакомление детей с качественной характеристикой воздуха (прозрачность, заполняет все пространство, может двигать предметы, находится везде, распространяется во всех направлениях, не имеет определённой формы);
- Обучение способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом;
- Уточнение значения воздуха для всего живого на земле,
его роли в жизни человека.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с техникой проведения экспериментирования с воздухом;
- Развитие любознательности, наблюдательности, мышления, желания познавать процессы, происходящие в природе;
- Развитие способности сравнивать, сопоставлять;
- Стимулирование детей для самостоятельного формулирования выводов;
- Активизация в речи детей применения качественных прилагательных и обогащение словаря детей по данной теме.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к окружающему миру;
- Воспитание бережного отношения к воздушному пространству в природе;
-Воспитание дружеских взаимоотношений, умения общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира);
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Речевое развитие»;
«Физическое развитие».
Планируемые результаты:
- С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о воздухе.
- Формирование желания детей сохранять воздух чистым, не загрязнять его.
Предварительная работа:
-Занятия детей в мини-лаборатории: опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.
-Чтение художественной литературы по теме «Воздух» (стихи, загадки, пословицы, поговорки);
-Наблюдение на прогулке;
-Беседы о воздухе, его роли в жизни человека и животных;
-Рассматривание иллюстраций на тему «Воздух»;
-Проведение опытов с воздухом (перемещение предметов с помощью воздуха, может ли воздух быть горячим, разница между чистым и загрязнённым воздухом).
Материал к занятию:
-Воздушные шарики;
-Веера разных размеров;
-Мячи (сдутый и хорошо накаченный);
-Кусочки земли, камушки;
-Пластмассовые стаканчики с водой, трубочки;
-Мыльные пузыри;
-Тарелочка, салфетка, кусочки продуктов (яблоко, колбаса, хлеб);
-Медали «Юный исследователь».
Методы и приемы:
Наглядные:
-Персонаж - Незнайка;
-Вручение медалей «Опытный исследователь».
Словесные:
- Чтение стихов, загадок;
- Беседа с Незнайкой и воспитателем.
Практические:
- Проведение экспериментов;
-Дыхательная гимнастика «Игра с мыльными пузырями»;
-Физкультминутка «Игра с воздушным шаром»;
-Дидактическая игра «Угадай по запаху»;
-Дидактическая игра с мячом «Бывает - не бывает».
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | - Подвижная игра с мячом «Бывает – не бывает»; - Физкультминутка «Игра с воздушным шариком». |
Игровая | - Появление Незнайки; - Дыхательное упражнение «Ах!»; - Дидактическая игра «Угадай по запаху»; - Вручение медалей «Опытный исследователь». |
Познавательно-исследовательская | Проведение экспериментов: - Нахождение воздуха в пространстве, - Давление воздуха внутри шарика, - Воздух лёгкий, - Воздух с силой вылетает из предмета, заставляя его двигаться, - Звук распространяется в воздухе; - Воздух передаёт запахи на расстоянии; - Воздух не тонет; - Воздух есть в земле и в воде; - Сильное давление воздуха внутри мяча; - Воздух перемещается в пространстве. |
Коммуникативная | - Беседа с Незнайкой и воспитателем; - Отгадывание загадок; |
Продуктивная | - Подведение итогов экспериментирования. |
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках в зале, звучит оркестровая обработка песни «На большом воздушном шаре» (в исполнении певицы «Ёлка»). В зал «влетает» Незнайка, держит в руках связку воздушных шаров.
- Нацеливание.
Незнайка: Здрасьте!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. А как ты сюда попал? Ты что, с неба свалился?
Незнайка: Нет, не свалился, а прилетел.
Воспитатель: На чём прилетел, на этих шариках?
Незнайка: Не на шариках, а на большом воздушном шаре. Только он у меня испортился, а как его починить я не знаю. Вы мне поможете, ребята?
Воспитатель: Ну, что, ребята, кто из вас знает, как помочь Незнайке, как починить его воздушный шар, что нам для этого надо?
Дети: Молчат.
Воспитатель: Вот и я пока не знаю.
Незнайка: Как не знаете?
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети-
Всё желают знать на свете:
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
Воспитатель: Чтобы всё знать учиться нужно не один год. Как же нам быть, где мы можем найти ответы на все наши вопросы?
Дети: Можно прочитать в книгах. Спросить у взрослых. Посмотреть в компьютере.
Воспитатель: Правильно, ребята! А ещё можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же…
Без него мы жить не можем.
Дети: О воздухе?!
Показ картинки с изображением большого воздушного шара.
Воспитатель: Незнайка, ты на таком шаре прилетел?
Незнайка: Да, да на таком! Только он был другого цвета.
Воспитатель: Ну, цвет у шара может быть любой и он всё равно полетит. А вот без чего шар летать не сможет?
Дети: Без воздуха.
Воспитатель: Правильно. У нас с вами нет большого воздушного шара, но есть воздушные шарики. Скажите, ребята, мы видим воздух.
Дети: Нет.
Воспитатель: Но воздух находится везде вокруг нас.
- Экспериментирование.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент, и посмотрим, есть ли воздух вокруг нас. Для этого нам нужен веер.
1 эксперимент:
Машем веером на своё лицо.
Результат: воздух попадает на лицо, прохладный.
Вывод: ощущаем воздух в пространстве.
Воспитатель: Нам нужно узнать, что же находится внутри шарика и, как воздух изнутри давит на стенки шарика.
2 эксперимент:
Надуваем воздушный шар.
Результат: шарик раздувается, становится упругим.
Вывод: давление воздуха происходит во все стороны.
Незнайка: Вот здорово! Я люблю с шариками играть, а вы, ребята?
- Физкультминутка.
Физкультминутка, во время которой дети играют с воздушным шариком и проводят 3 эксперимент (Незнайка играет с ребятами, веселиться).
Воспитатель: А скажите ребята, пожалуйста, почему шарик летает, когда мы по нему стучим ладошкой?
Дети: Потому, что он легкий.
Воспитатель: А почему он такой легкий?
Дети: Потому, что внутри у него воздух.
Воспитатель: Правильно. Вот вам и третий опыт.
Результат: шарик подлетает вверх, когда по нему ударяют.
Вывод: воздух лёгкий.
(Незнайка играет с ребятами, и лопает шарик).
Незнайка: Ребята, вы видели, а?! Как бабахнул воздушный шарик! Так громко, даже уши заложило! Интересно, откуда такой громкий звук? Вот и шар мой стал свистеть, когда налетел на ветку дерева. А потом он стал спускаться на землю.
Воспитатель: А я знаю, откуда этот звук взялся (интригующе). А вы хотите узнать?
Дети и Незнайка: соглашаются.
Воспитатель: То, что ты называешь « бабахнул» - это воздух вылетел из шарика. Для того, чтобы вам стало понятней, мы с вами проведём ещё один эксперимент и понаблюдаем реактивную силу воздуха.
4 эксперимент:
Надуть шарик и, не завязывая его, отпустить.
Результат: воздух, вырываясь из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь.
Вывод: воздух с реактивной силой вылетает из шарика, заставляя его двигаться.
Воспитатель: То же самое происходит с ракетами, когда и при сгорании топлива с большой силой вырываются газы.
Воспитатель: В воздухе может распространяться звук, чтобы это услышать мы похлопаем в ладоши.
5 эксперимент:
Предложить детям похлопать в ладоши, а затем похлопать пальчиками.
Результат: при хлопке воздух между ладонями выталкивается и создаётся звуковая волна.
Вывод: звук распространяется звонче при использовании большей поверхности (ладоши), и тише, когда стучим пальчиками.
- Игровая ситуация.
Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Это, что растёт у вас
Между глаз?
Извините за вопрос,
Это…
Дети: Нос.
Воспитатель: А для чего нам нужен нос?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Нос нам нужен для того, чтобы дышать воздухом.
Незнайка: Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!
Воспитатель: Ребята, а вы можете обойтись без воздуха?
Дети: говорят свои мнения.
Незнайка: Нет, мне воздух не нужен!
Воспитатель: А давай проверим! Закройте ротик, а носик зажмите пальчиками и не дышите!
Незнайка: Ой! Ой! Я больше не могу!
Воспитатель: Ребята, прав ли был Незнайка, что мы можем жить без воздуха?
Дети: Нет. Без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: Наш нос не только помогает нам дышать, но и очень хорошо чувствует запахи.
Дети: Но ведь воздух ничем не пахнет.
Воспитатель: Правильно, у воздуха нет запаха, но он может передавать запахи на расстоянии. Для этого проведём следующий опыт.
Детям предлагают поиграть в Дидактическую игру «Угадай по запаху»
( дети с закрытыми глазами по запаху определяют продукт, лежащий на тарелочке (хлеб, яблоко, апельсин, колбаса, солёный огурец и т.д.) и проводят 6 эксперимент.
Результат: воздух, наполняется приятными запахами.
Вывод: воздух не видим, но он передаёт запахи на расстоянии.
- Проблемная ситуация.
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята ощутили приятные запахи, но в больших городах, где много заводов, машин – воздух загрязнён, и людям тяжело дышать. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы городской воздух стал чище?
Дети:
Посадить деревья, разбить парки, построить дома подальше от заводов и дорог.
Незнайка: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой и трубочки какие-то! Давайте попробуем! Я так хочу пить!
Воспитатель: Вода и трубочки нам нужны для следующего эксперимента.
7 эксперимент:
Сейчас вы вдохнёте воздух через носик и выдохните его в трубочку, которую опустите в стакан с водой. Что увидели в воде?
Дети: Пузырьки воздуха
Воспитатель: Вы очень наблюдательны, ребята! А как вы думаете, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?
Результат: Потому что воздух лёгкий.
Вывод: воздух не тонет.
Воспитатель: А кому ещё нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым.
Воспитатель: А зачем им нужен воздух?
Дети: Чтобы они дышали, жили, росли.
Воспитатель: Давайте подумаем, есть ли воздух в воде и земле.
Дети: предлагают своё мнение.
Воспитатель: Давайте проверим?
8 эксперимент:
Детям предлагают положить в один стакан с водой камешек, а в другой – кусочек земли.
Результат: воздух, пузырьками поднимается вверх.
Вывод: воздух есть и в земле и в воде.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо запомнили свойства воздуха? Сейчас мы это проверим.
- Игра малой подвижности "Бывает - не бывает" (с мячом).
- Воздух бывает теплый? (Бывает).
- Воздух бывает чистый? (Бывает).
- Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
- Воздух бывает легкий? (Бывает).
- Воздух бывает грязный? (Бывает).
- Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
- Воздух бывает холодный? (Бывает)
- Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что находится внутри мяча?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Верно, и чем больше давление воздуха на стенки мяча, тем лучше прыгает мяч. Давайте проверим?
Результат: сдутый мяч плохо скачет.
Вывод: В мяче должно быть сильное давление воздуха.
Воспитатель: А ещё воздух может перемещаться в пространстве.
Незнайка: А это как?
Воспитатель: Ну, это так же, как ты перемещался по воздуху на своём шаре.
Незнайка: Не понял.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как это происходит?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нам с вами нужны мыльные пузыри.
- Игра с мыльными пузырями на развитие дыхания.
Детям предлагают надуть мыльные пузыри и подуть на них.
Результат: если подуть на мыльный пузырь, он полетит, а если нет – упадёт.
Вывод: воздух перемещается в пространстве.
Незнайка: Ура! Значит, я смогу улететь на воздушном шаре, ведь он же перемещается в пространстве.
Воспитатель: Нет, Незнайка. Для того, чтобы ты смог улететь на своём воздушном шаре, его надо починить, иначе воздух из шара выйдет через дыру.
Незнайка: Как выйдет? Куда выйдет?
Воспитатель: На улицу, и твой шар не сможет взлететь.
Незнайка: (плачет) Что же, я теперь не смогу улететь домой?
Воспитатель: Не плач Незнайка, мы с ребятами постараемся тебе помочь, и обязательно починим твой шар.
- Подведение итогов.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте подведём итог. Сегодня мы узнали что:
Дети:
- Воздух - невидимка.
- Воздух прозрачен.
- Воздух бесцветен.
- Воздух не имеет запаха, но может переносить запах на расстояния.
- Воздух перемещается в пространстве.
- Воздух находится в воде и в земле.
Воспитатель: Дорогие ребята! Вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно–экспериментальной деятельности. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «опытный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.
- Вручение медалей «Опытный исследователь»
Используемая литература:
1. Газета «Нижегородские вести от Деда Мороза»
Н.Новгород 2004
2. Журнал «Природа родного края»
Н.Новгород 2010
3. Энциклопедия для детей «Времена года»
Москва «МАХАОН» 2013
4. Н.А.Рыжова «Воздух-невидимка»
Москва 1996
5. Л.Г.Горькова «Занятия по экологическому воспитанию»
Москва «ВАКО» 2010
6. Л.А.Обухова «Экологические загадки»
Москва «ВАКО» 2008
7. А.И.Иванова «Экологические наблюдения. Мир растений»
Москва 2005
8. Н.Г.Комратова «Мир, в котором я живу»
Москва «СФЕРА» 2006
9. М.Султанова «Простые опыты с воздухом»
ООО «Хатбер-пресс» 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия – экспериментирования с элементами развлечения в средней группе дошкольного отделения «Как Карлсон воздух искал»
Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Цель: познакомить детей со свойствами в...
Сценарий непрерывной совместной образовательной деятельности с элементами развлечения в группе раннего возраста 2-3 лет на тему "Масленица"
-Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, знакомить детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней....
конспект занятия-экспериментирования с элементами развлечения с участием родителей "Воздух"
конспект НОД в средней группе по экспериментированию с элементами развлечения...
Конспект НОД с элементами развлечения « В магазине игрушек» для средней группы (возраст 4 – 5 лет).
Занятие направлено на закрепление представлений детей о видах игрушек, на развитие речи через театрализованную деятельность....
Конспект занятия в средней группе на тему: «Воздух» (с элементами развлечения) «Как мы с Карлсоном шалили».
Цель: расширять знания дошкольников о воздухе...
Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка» (опытно-экспериментальная образовательная деятельность)
Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка»(опытно-экспериментальная образовательная деятельность)Цель: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности дет...