Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Традиции и обычаи русского народа» для обучающихся подготовительной к школе группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)
«Что такое Родина?», «Путешествие в прошлое народных костюмов», «Расскажи о семейных традициях», «Игрушки наших бабушек».
«Народное декоративно-прикладное искусство» Разучивание пословиц и поговорок о Родине, о труде.
Чтение русских народных сказок, их драматизация. Разучивание хоровода «На горе то калина»
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Проведение русских народных игр, хороводов.
Рисование «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»
Рассматривание предметов старины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_traditsii_averyanova_v._s_.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №14 «Шатлык»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему: «Традиции и обычаи русского народа»
для обучающихся подготовительной к школе группы
2022
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Обучающие:
-Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа.
-Учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций.
-Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.
-Обогащать духовный мир детей.
-Закреплять знания детей о названии страны в прошлом и настоящем.
Развивающие:
-Развивать речевую активность.
-Развивать интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к родной земле, её прошлому.
-Воспитывать чувство патриотизма.
Словарная работа: активизация словаря: посиделки, лыка, именины, предки, традиции, обычаи, обряды.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методические приёмы:
Словесные: беседа, вопросы, ответы, художественное слово.
Игровой: сюрпризный момент, игра «Плетень»
Наглядный: просмотр видеофильма, просмотр слайдов.
Предварительная работа: беседы: «Что такое Родина?», «Путешествие в прошлое народных костюмов», «Расскажи о семейных традициях», «Игрушки наших бабушек». «Народное декоративно-прикладное искусство» Разучивание пословиц и поговорок о Родине, о труде.
Обсуждение пословиц: «Землю солнце красит, а человека труд», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Чтение русских народных сказок, их драматизация. Разучивание хоровода «На горе то калина»
Рассматривание иллюстраций к сказкам. Проведение русских народных игр, хороводов.
Рисование «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой»
Рассматривание предметов старины.
Материалы о оборудование: проектор, печь, прялка, самовар, бублики, чугунки, деревянные ложки, русские народные костюмы для детей и воспитателя.
Форма организации образовательной деятельности: групповое.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход организованной образовательной деятельности
1 часть:
Под русскую народную песню «Светит месяц» воспитатель в русском народном костюме входит в зал, украшенным в русском стиле и произносит слова «Заходи честной народ, интересное вас ждёт!» Дети в русских народных костюмах входят в зал, и встают полукругом.
Воспитатель: Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному -привет!
Небу ясному – привет!
Я – тебе, ты - мне – привет!
Воспитатель: Сядем рядком да поговорим ладком.
Дети присаживаются на лавочки.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы устроим посиделки и поговорим о нашей стране. Как раньше она называлась?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, очень давно, в древние времена нашу страну называли Русь.
Воспитатель: Скажите ребята, а как сейчас называется страна, в которой мы с вами живём?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, мы живем в России.
Воспитатель: В России есть обычай приветствовать дорогих гостей хлебом-солью. Хлеб- символ богатства и благополучия.
(Показ слайда)
Воспитатель: Россия…Какое красивое слово! Россия-страна очень большая, богатая и красивая.
Воспитатель: сейчас мы посмотрим видеофильм о богатствах России.
Просмотр видеофильма.
2 часть:
Воспитатель: Наша страна возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Россия богата своими мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т.е. русские люди, которые жили в давние времена строго соблюдали традиции, обычаи и обряды. И мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, в старину.
Воспитатель: Приготовьтесь слушать сказ,
Про Россию и про нас.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Умный, сильный наш народ,
Далеко глядит вперёд.
Но преданья старины,
Забывать, мы не должны.
Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Традиция – слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают семейные.
Воспитатель: Ребята, какие традиции есть в вашей семье?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, в каждой семье существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки, а в старину на Руси отмечали именины.
Воспитатель: В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, вязали и за работой песни распевали. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Вот так работа у них и спорилась. Как талантлив русский народ.
(Показ слайда)
Воспитатель: ведь в народе говорят: «От скуки бери дело в руки» а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы, ребята много назвали пословиц и поговорок о труде.
Воспитатель: Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Люди наряжались в праздничные одежды, готовили вкусные угощения и дарили друг другу подарки. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали весёлые игры.
Воспитатель: Ребята, давайте мы все вместе заведём хоровод.
Исполняется хоровод под русскую народную песню «На горе то, калина»
Воспитатель: Какие праздники сейчас отмечает русский народ?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно ребята праздников много, но Масленица- это один из самых любимых праздников русского народа. На Масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни, водили хороводы. С древних времен на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. Продолжается он целую неделю и каждый день особенный.
Воспитатель: Что, пекут на масленицу?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно ребята, на масленицу пекут блины-это главное праздничное блюдо. Масляный блин-символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. Масленицу мы с вами отмечаем и детском саду.
(Показ слайда)
Воспитатель: В старину и стар и млад любили играть в игры. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть в русские народные игры?
Ответы детей.
Воспитатель: сейчас я проверю знаете ли вы их, а помогут мне загадки:
1. Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На лице моем повязка,
Есть такая вот игра.
Называется она? (Жмурки)
Ответы детей. (Показ слайда)
2. Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день. (Прятки)
Ответы детей. (Показ слайда)
3. Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле.
Глянь на небо,
Птички летят.
Колокольчики звенят (Горелки)
Ответы детей (Показ слайда)
Воспитатель: Молодцы, ребята знаете русские народные игры, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Плетень»
Дети играют в русскую народную игру «Плетень»
Воспитатель: Русский народ всегда славился своими песнями и сказками. Ребята, вы любите сказки? Знайте ли вы, почему эти сказки называют народными?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, эти сказки сочинял народ и они передавались от бабушек внучатам, от родителей детям. Книг в семье не было и поэтому рассказывали сказки. Из глубоких веков до нас дошли добрые сказки.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игу «Угадай сказку»
(Показ слайдов) дети смотрят на экран и называют сказки.
Воспитатель: Молодцы, ребята все сказки назвали правильно.
Воспитатель: Традиций у русского народа очень много. Русские люди всегда славились своим гостеприимством.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем они угощали?
Ответы детей.
(Показ слайда)
Воспитатель: Правильно ребята, русские любили угощать пирогами, блинами, пряниками, калачами.
Воспитатель: Одна из самых замечательных русских традиций-это чаепитие. Чай пили из самовара, который стоял на столе накрытым скатертью. Самовар-символ семейного очага, уюта и дружеского общения.
Воспитатель: Ребята, а вы любите пить чай?
Ответы детей.
Воспитатель: Заходите к чаю-пирогами угощаю.
3 часть:
Воспитатель: Скажите ребята, о чем мы сегодня беседовали на наших посиделках?
Ответы детей.
Воспитатель: Что такое традиции?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие традиции русского народа вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята вы такие, молодцы. Много знаете о нашей родине, о таланте русского народа, о разных русских традициях.
Воспитатель: Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти защитниками своей Родины, а девочкам –учится хранить семейный очаг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «В гости к бабушке Загадушке» для детей подготовительной к школе группы.
Конспкт занятия на тему : "В гости к бабушке Загадушке"....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий. для детей подготовительной к школе группы по теме: «В морских глубинах».
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию с использованием игровых,здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий.для детей подготовительной к шк...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий для детей подготовительной к школе группы по теме: «Счёт до 6. Цифра 6»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологийдля детей подготовительн...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Мой безопасный маршрут: дом – детский сад» в подготовительной группе
Цель: Систематизация знаний дошкольников о ПДД и закрепления безопасного маршрута от дома до детского садика....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «По сказочным тропинкам» (с использованием блоков Дьенеша, «живого» песка, с элементами моделирования и сюжетного конструирования) в подготовительной к школе гр
Аннотация «Логические блоки Дьенеша» Золтан Дьенеш безусловно выдающаяся фигура в дошкольном образовании. Это венгер...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в страну Дорожных наук» для детей подготовительной группы
Цель: углубление расширения знаний о правилах безопасного поведения на дороге.Задачи:- закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правил поведения на улице, полученных через эм...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Лес - наше богатство" для обучающихся старшей группы
Цель: Систематизирование знаний детей о пользе леса в жизни человека и его обитателей.Задачи:Образовательные:Формировать осознанно - правильное отношение к объектам природы.Учить оценивать свои ...