Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий для детей подготовительной к школе группы по теме: «Счёт до 6. Цифра 6»
план-конспект занятия по математике на тему

Горбач Елена Петровна

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий

для детей подготовительной к школе группы

по теме: «Счёт до 6. Цифра 6»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schyot_do_6._tsifra_6.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий

для детей подготовительной к школе группы

по теме: «Счёт до 6. Цифра 6».

Автор: воспитатель МАДОУ д/с № 5 Горбач Е.П.

ст. Кущевская

2016 г.

     Программные задачи:

      1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести,  соотносить цифру 6 с количеством;

      2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

      3) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать  свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

      4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение,  развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию,  воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

        

      Материал:

     Демонстрационный: куклы Маша и Таня, изображение шапки и шарфа,  карточки с изображением 3, 4, 5, 6 предметов, карточки с цифрами 1 – 8.

     Раздаточный: по 7 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрой 6 по  одной на каждого.

                                     

Ход образовательной деятельности:

      1. Введение в игровую ситуацию.

     Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

     Дети собираются около воспитателя.

- Вы когда-нибудь ходили в магазин за покупками? (да).

- Что продается в магазинах? Дети предлагают различные варианты.

- К нам за помощью обратились куклы Маша и Таня. Они никогда не делали покупки. А им очень нужен шкаф для одежды. Да такой, чтобы поместились все их вещи.

- Поможем им? (да)

- Сможем? (да).

      2. Актуализация знаний.

     2.1. Игра «Покупаем шкаф».   

    Дидактические задачи:

    1) актуализировать представления о числе 5 и о понятии «столько же»;

    2) закрепить умение считать в пределах пяти, различать левую и правую сторону;

    3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.

- А на чём можно отправиться в магазин? (Дети предлагают варианты на чём можно добраться. Останавливаются на автобусе).

 (В группе стоят стульчики парами друг за другом – автобус).

Дети садятся в автобус и едут. Затем следует остановка возле мебельного магазина. Дети выходят с «автобуса» подходят к столу – магазину, на котором находятся карточки – шкафы с нарисованными на них вещами. Карточек, на которых нарисовано 5 вещей, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 3, 4, 6 вещами. Карточки лежат вперемешку.

       Воспитатель говорит, что шкафом для вещей будет служить карточка, на которой нарисовано 5 вещей. Дети самостоятельно «покупают шкафы». Воспитатель – продавец проверяет покупки на кассе. Если шкаф куплен правильно, то продавец просит сказать какие вещи и в каком порядке лежат в шкафу. Ответ должен звучать так:

       «У меня в шкафу 5 маек ( юбок, платьев, брюк и т. п.)».

Продавец отпускает покупателя.

        Если на карточке, которую выбрал ребенок, не 5 вещей, то воспитатель просит ребенка – покупателя пересчитать вещи. В этом случае ребенок видит свою ошибку при счете, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 5 вещей.

         Все покупатели купили шкафы, можно отправляться домой к нашим куклам. (Садятся в автобус и едут домой)

 - Посмотрите на право (налево). Дети поворачивают головы направо (налево). Приехали домой.

         2.2. Игра «Отдых дома».

        Дидактические задачи: организовать отдых детей, развивать фантазию, воображение.

    Дети встают со стульев  - «выходят с автобуса» - и идут в «дом».

 - Покупка у нас была не легкая, можно немного и отдохнуть.

   Воспитатель предлагает детям полежать «на мягких кроватках», наблюдая в окошке яркое солнышко, летающих птиц, плывущие облака.

3. Затруднение в игровой ситуации.

 3.1. Игра «Шапки и шарфы» (начало).

         Дидактические задачи:

        1)создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, счета до шести;

        2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

         3)тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Дети садятся за столы по 4 человека. На середине каждого стола вперемешку лежат красные и синие круги по 7 штук на каждого ребенка.

- Мы купили новый шкаф, теперь нам надо разложить вещи Маши и Тани по полочкам. На какие вещи похожи красные (синие) круги?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель показывает изображение шапки и шарфа.

- На одну полку мы положим 5  шапок (Дети отсчитывают 5 красных кругов и кладут перед собой).

- На другую полку положим столько же шарфов. (Дети под красными кругами выкладывают синие).

- Сколько шарфов вы выложили? (5)

- Почему вы выложили 5 синих шарфов? (Потому что каждая шапка имеет пару – шарф;  либо: шапок 5, шарфов тоже 5, а 5 и 5 – поровну).

- Вдруг, Маша увидела, что мы не положили еще один шарф. (Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными).

- Сколько теперь шапок?

         Дети считают хором, дотрагиваясь до каждой шапки: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок… После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до 6. Возникает затруднение – как правильно сосчитать дальше?

- Смогли ли вы сосчитать шапки? (Нет)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше).

             4. Открытие нового знания.

             4.1. Игра «Шапки и шарфы» (продолжение).

            Дидактические задачи:

           1) закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе шесть, умение считать до шести, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из шести предметов;

           2) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;

           3)  тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

- Что же нужно сделать, чтобы узнать количество шапок? (Надо узнать, как считать дальше).

- Кто знает, какое число следует при счете за числом пять?

          Воспитатель заинтересованно выслушивает ответы детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Как правило, некоторые дети уже умеют считать до 6, поэтому большинство из них назовут число 6. Воспитатель хвалит детей:

- Молодцы! Вы помогли куклам.

     Затем он просит всех детей посчитать до шести. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными: одна шапка, две, три, четыре, пять, шесть.

      Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что – то узнать – «спросить у того, кто знает». Затем дети должны обратиться с вопросом к воспитателю, который  рассказывает им, что при счете за числом 5 идет число 6.

      Воспитатель подводит итог: при счете после 5 идет 6.

- Как получилось 6 шапок? ( Было 5, добавили еще одну и получилось 6)

- Чего теперь у нас больше? ( Больше шапок)

- Как сделать поровну?

       Дети должны дать 2 варианта уравнивания: либо убрать одну шапку, либо добавить один шарф. Воспитатель предлагает добавить один шарф.

- Сколько теперь шапок (шарфов)? (ответы детей)

       Делается вывод: 6 и 6 – поровну.

       5. Затруднение в игровой ситуации.

       5.1. Игра «Шапки и шарфы» (продолжение).

       Дидактические задачи:

       1) сформировать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6;

       2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

        3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

        Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 и карточки с цифрой 6 по количеству детей. Говорит детям, что куклы хотят написать письмо подружке Кате и рассказать, по сколько шапок и шарфов положили в шкаф.

- Выберите на столе карточку, которую надо послать Кате для того, чтобы она поняла, что ее подружки положили на полки по 6 шапок и 6 шарфов.

         Возникает затруднение, т.к. многие дети не знают, как пишется цифра 6.

         Детям предоставляется самостоятельность. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 6, воспитатель задает детям вопросы:

- Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (нет)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число 6).

          6. Преодоление затруднения.

          6.1. Игра «Шапки и шарфы» (окончание).

          Дидактические задачи:

         1) познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить ее с количеством;

         2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «Спросить у того, кто знает»;

         3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.

- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает)

         После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 6.

          Воспитатель делает вывод: число шесть записывается с помощью цифры 6.

Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около разложенных вещей.

          7. Включение  нового знания в систему знаний.

         7.1. Игра «Подарок для Кати».

         Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

         Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались в магазине головных уборов, и выбирают подарок для Кати. (Дети ходят по группе, изображая, как они выбирают головной убор для Кати).

- Как вы донесете подарок и подарите его Кате? (ответы детей)

           Дети изображают свой способ в движении. Надо объяснить детям, что подарки не дарят без упаковки.

           7.2. Игра « Хорошие подружки» 

           Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, считать по названному числу, развивать речь.

           Дети садятся за столы, и воспитатель говорит, что Катя попросила у Маши и Тани вот столько (1) шапок. (Дети должны взять в руку один красный круг).

- Потом попросило еще вот столько (6) шапок.

            Дети выполнить задание не могут.

- Почему вы не можете выполнить просьбу? (Потому что шапок осталось 5, а Катя просит 6).

- Тогда Катя попросила вот столько (6) шарфов.

Дети берут 6 шарфов, пересчитывая их по одному.

- Сколько вещей у вас осталось? (5)

- Какие это вещи? (шапки)

           Воспитатель хвалит детей и говорит, что куклы очень благодарны им за помощь.

    8. Осмысление.

          Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали во время образовательной деятельности, создать ситуацию успеха.

- Где вы сегодня побывали? (ответы детей)

- Кому вы помогли? (ответы детей)

- Что интересного сделали? (ответы детей)

          Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь куклам совершить покупки и разложить вещи, потому что научились считать до 6 и узнали, как записывается это число.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию познавательных процессов с использованием игровых и личностно-ориентированных технологий на тему: " Знакомство с дымковской игрушкой".

Знакомство с дымковской игрушкой в средней группеЗадачи:1. Продолжать знакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, рассказать о процессе изготовления...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшей группы с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий. Тема: «Зимняя берёза»

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (рисование)для детей старшей группы  с использованием игровых,здоровьесберегающих, личностно – ори...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровых, здоровьесберегающих, личностно – ориентированных технологий. для детей подготовительной к школе группы по теме: «В морских глубинах».

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо речевому развитию с использованием игровых,здоровьесберегающих, личностно – ориентированных  технологий.для детей подготовительной к шк...

ПЛАН-КОНСПЕКТ образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием личностно-ориентированной технологии с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Ответственность за поступки»

Задачи:1.     Формировать навык выбора способа правильного поведения в различных ситуациях.2.     Воспитывать чувство ответственности за своё поведение перед др...