Конспект исследовательской деятельности на тему: «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства; познакомить с понятием «таяние»; уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aysbergi_konspekt.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект исследовательской деятельности на тему:
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Воспитатель: Елховенкова О.В.
Педагогическая цель: дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства; познакомить с понятием «таяние»; уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы товарищей.
Детская цель: вспомнить все, что знают о свойствах льда. Узнать, что такое айсберги, как они образуются, тонут или не тонут айсберги.
Материалы: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, сумка холодильник, разные по форме и размеру ёмкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов; изготовление льда, корабликов.
Предварительная работа: Вспомнить свойства воды; чтение сказки «Заюшкина избушка».
Методы и приемы:
На столе стоит тазик с водой, в нём плавает золотая рыбка (игрушка, к ней прикреплена открытка, в которой написана загадка и нарисована сумка-холодильник.
-Дети, к нам приплыла золотая рыбка. Что она принесла (Читает)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
- О чём эта загадка? (Ответы детей). Правильно, «крыша – толстое стекло»- это лёд на реке. А как зимуют рыбы? (Ответы детей). А что ещё нарисовано в записке? (Ответы детей.) Правильно, нужно заглянуть в сумку-холодильник. (Открываем сумку и достаём лёд.) Садитесь за стол и рассмотрим лёд.
- Возьмите себе по кусочку льда и рассмотрите. Почему лёд сравнивают со стеклом? (Ответы детей.) Можно ли его вставить в окно? (Ответы детей.)Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем была хороша избушка у лисы? (Ответы детей.) Чем она оказалась плоха? (Ответы детей.)
- Как мы можем убедиться, что лёд тает? (Ответы детей.) Конечно можно оставить на блюдце, и он постепенно растает. Как ускорить этот процесс? (Ответы детей.) Можно поставить лёд в блюдце на батарею. Давайте мы одно блюдце поставим на подоконник, а другое на батарею. В конце занятия мы посмотрим, где лёд быстрее растает.
- Процесс превращения льда в жидкость называется таянием. Как же называется процесс превращения льда в жидкость? (Ответы детей.)
-Возьмите ещё по кусочку льда. Одинаковые ли кусочки (Ответы детей.) Чем они отличаются (Ответы детей.) Правильно формой и размером. Давайте разложим их в разные ёмкости. Изменил ли форму лёд? (Ответы детей.) Конечно не изменил. Как вы его брали? (Ответы детей.) Лёд не меняет своей формы, куда бы его не положили, причём лёд можно брать рукой и переносить с места на место. Что такое лед? (Лед – это вода, только в твердом состоянии)
- Наши ручки замёрзли. Давайте разогреем их.
Пальчиковая гимнастика
- Где на земле больше всего льда (Ответы детей.) Посмотрите на карту (глобус). Много льда в Арктике и в Антарктиде. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктиде. Как вы думаете, что происходит с ледниками под лучами солнца? (Ответы детей.) Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.
- Слышали вы, ребята, что-нибудь об айсбергах? (Ответы детей.)
- Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике и в Антарктиде, и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей.) Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? (Ответы детей.) Почему лёд не тонет (Ответы детей.) Выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги? (Ответы детей и показ картинки.)
- Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги и для кого? (Ответы детей.) Большую опасность айсберги представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
- Давайте поиграем в игру «Арктическое морское путешествие». Я предлагаю вам поделиться на пары и в каждой паре распределить роли: кто-то из вас будет ледниковый патруль, который будет сообщать об опасности столкновения с айсбергами, а кто-то капитаном корабля. Капитану корабля нужно провести свой кораблик так, чтобы не наехать на айсберг дуть на кораблик) Опускаем в воду куски льда и кораблики. (Дети играют.)
- Подведём итог игры: были ли столкновения с айсбергами? (Ответы детей.)Для чего необходим ледниковый патруль? (Ответы детей.)
- А теперь посмотрим, что произошло со льдом, который мы ставили на батарею и подоконник? (Выводы детей.)
- Что интересного и нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект исследовательской деятельности по теме "Вода"
Иследовательская деятельносить .тема "Вода"...
Конспект НОД экспериментально исследовательской деятельности на тему "Волшебница вода" (с элементами ТРИЗ)
Знакомить детей со свойствами воды, формировать у детей представление о том, что вода источник жизни"...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Лёд-вода»
В данном конспекте представлен материал посвященной изучению превращения льда в воду....
Конспект исследовательской деятельности на тему «Твердое состояние воды»
В процессе работы дети дети научатся определять свойства льда...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Тема: «Лед-вода»
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Тема: «Лед-вода»...
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства....
Конспект занятия в старшей группе по ОЭД ТЕМА: «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?».
Уточнить представление детей о свойствах льда....