«Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников»
консультация
Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chereshneva_t.m._sots_intellekt.docx | 31.83 КБ |
chereshneva_t.m._sots.intellekt.pdf | 529.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Троицка»
«Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Черешнева Т.М
г.Москва, г.о.Троицк
2021 г.
Содержание
Введение | |
1. | Потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников |
2. | Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста |
2.1 | Роль взрослого в развитии социального интеллекта |
2.2 | Методики для определения уровня социального интеллекта |
Заключение | |
Список литературы |
Введение
В настоящее время работа в дошкольных учреждениях ведется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, первая задача которого - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном образовательном учреждении невозможно без социализации, активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения с ними. Низкий уровень социального интеллекта затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению негативных моделей поведения, в том числе и зависимого поведения.
Социальный интеллект выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ».
- Потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников
Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни мега деятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
По мнению Ларисы Андреевны Петровской - социального психолога, кандидата философских наук, доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии, коммуникативная компетентность это «…способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми…».
К элементам эффективного общения относятся:
- желание вступать в контакт с окружающими;
- умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит не только в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
Игровая деятельность - дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность - дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная - удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение - обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) - объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная - активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная - дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
2. Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста
Социальный интеллект (англ. social intelligence) - это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.
Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях. Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, так как он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми. На этом основании ученые полагают, что дошкольное образование, вводящее ребенка в мир людей, призвано стать базой становления личности ребенка. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Социальный интеллект дает основу для познания окружающей действительности и самопознанию, расширяя личностные горизонты.
Было выявлено: высокий уровень социального интеллекта характеризуется уверенностью в себе, гибкостью в поведении, креативностью, прекрасными показателями морального сознания. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в человеке присутствуют замкнутость, агрессивность.
Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:
- Умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;
- Ориентироваться в межличностной ситуации;
- Объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей);
- Анализировать поведение собственное и других людей во время общения;
- Сопереживать и сочувствовать другим людям.
В дошкольном возрасте социальный интеллект активно развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. К шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. В этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека - улыбку, слезы, хлопанье в ладоши - но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый: грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен.
Ребенок, хорошо ощущает состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение, сразу перестраивается сам: если собеседнику грустно, он проявляет сочувствие или пытается его развеселить; если собеседнику весело - присоединяется к его радости. У разных детей эта способность развита по-разному: у кого-то в большей степени, у кого - то в меньшей степени, что зависит от многих причин. Играя с детьми в развивающие игры, а также проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, результатом будет полноценное личностное развитие каждого ребенка.
Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
2.1 Роль взрослого в развитии социального интеллекта
Отправной точкой в развитии социального интеллекта можно считать возраст 3-4 года, так как в этом возрасте ребенок начинает социализироваться, учится взаимодействовать с окружающими, сверстниками, знакомится с социальными нормами и правилами поведения в обществе.
Общепризнанно, что главным фактором развития социального интеллекта в дошкольном детстве является семья. Прежде всего, родители, с их любовью, заботой, нежностью к детям, доброжелательностью к людям в целом.
Роль педагога в этой связи - не столько учить, сколько помогать ребёнку, осваивать окружающий мир, помогать находить смысл в совместной деятельности, ставить цели, планировать и организовывать свои действия. В числе важных предпосылок развития умения адаптироваться в обществе выступает дошкольная группа, которая является первой социально - психологической общностью или детским обществом, где происходит развитие общения, формируются взаимоотношения в разных видах деятельности. Чем выше уровень развития всего коллектива, тем благоприятнее среда для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Благоприятная социальная среда в группе детского сада стимулирует развитие коммуникативной способности каждого ребенка.
Именно коммуникативно - способные дети становятся инициаторами взаимодействия в совместных играх и других видах деятельности. Они являются лидерами в группе, нередко организовывают игры, выбирая ведущие роли, развивая сюжет и замысел игры. Они не боятся проявлять способности и инициативу.
Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии социального интеллекта в дошкольный период заключается в:
- Сообщении ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях.
- Оценке его деятельности и поведения.
- Формировании ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам.
- Формировании умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.
Таким образом, влияние взрослых на формирование социального интеллекта осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка (включая активизацию наблюдения и анализирования действий и поступков других людей и своих собственных) и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.
Педагогу необходимо организовать свою работу по развитию социального интеллекта, включив в нее разнообразные формы работы: беседы, ситуации общения, дидактические и коммуникативные игры, рассматривание картин, обсуждение ситуаций, чтение художественной литературы, игры-драматизации Дней вежливости, Именинника, Семьи и др.
2.2 Методики для определения уровня социального интеллекта
Для определения уровня развития социального интеллекта можно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера (субтест «Понятливость») и проективная методика «Картинки».
Развитие социального интеллекта формируется на тренинговых занятиях. Была разработана серия из 10 тренингов по 20-25 минут 2 раза в неделю, оптимальное количество детей – 6 человек.
Каждое занятие имеет четкую структуру:
- начинается с приветствия - разминки;
- в ходе основного этапа происходит знакомство с эмоциональным состоянием, проработка его, закрепление: разыгрываются психологические этюды, этюды на выражение эмоций, задания на распознание их в различных ситуациях, а также даются разные задания на развитие психических процессов и коммуникативных навыков;
- на завершающем этапе происходит релаксация и ритуал - прощания.
Предполагаемый результат:
- владение навыками коммуникативной культуры;
- освоение приёмов саморасслабления;
- умение устанавливать простейшие связи между собственным поведением и отношением к себе окружающих;
- умение использовать полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности;
- умение правильно определять различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых (в реальной жизни и художественном изображении) по способам выражения экспрессии (мимика, жесты, поза, интонации);
- владение отдельными способами передачи собственного эмоционального состояния (мимика, интонации);
- проявление адекватных эмоциональных реакций в общении со сверстниками, взрослыми.
Заключение
Таким образом, младший дошкольный возраст сензитивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально- волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству, развитие социального интеллекта можно стимулировать в процессе целенаправленного и интенсивного развивающего взаимодействия ребенка и взрослого.
Таким образом, можно сделать вывод, что характеристики социального интеллекта у детей дошкольного возраста проявляются в решении межличностных проблем, возможности выбора стратегии социального поведения, умении применять их в решении социальных проблем. Главную роль играет самооценка, эмоции и внутренние установки ребенка.
Список литературы
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-socialnogo-intelekta-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kak-odin-iz-vazhneishih-yetapov-v-razviti-lichnosti-rebenka.html
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/02/razvitie-sotsialnogo-intellekta-doshkolnikov-kak-uslovie-neobhodimoe
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ raznoe/2019/04/16/razvitie-sotsialnogo-intellekta-u-mladshih-doshkolnikov
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://alldoshkol.ru/osobennosti/ razvitie-sotsialnogo-intellekta
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-socialnogo-intelekta-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kak-odin-iz-vazhneishih-yetapov-v-razviti-lichnosti-rebenka.html
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по психологическому сопровождению младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям МБДОУ "Здравствуй, детский сад без слез!"
В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к друг...
Конспект занятия по трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитие Тема: «Одежда»
Конспект занятияпо трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитиеТема: «Одежда»...
Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников
Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Представляю вашему вниманию отчет о работе с детьми средней группы по развитию социального интел...
Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по ознакомление с предметным и социальным окружением. (образовательная область «социально- коммуникативное развитие») в старшей группе №5 Итоговое занятие «Волшебный сундучок»
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение "Детский сад №117 (корпус2)» Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по озн...
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов....
КОНСПЕКТ квест - игры по ОО «Познавательное развитие» в части раздела «Развитие познавательно – исследовательской деятельности», «Ознакомление с социальным миром», по ОО «Социально – коммуникативное развитие» в части раздела «Формирование основ безопа
Путешествие с целью нахождения ключей через преодоление трудностей и испытаний....