«Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников»
консультация

Черешнева Татьяна Мойсеевна

Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chereshneva_t.m._sots_intellekt.docx31.83 КБ
PDF icon chereshneva_t.m._sots.intellekt.pdf529.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»

«Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников»

                   Подготовила воспитатель:

                Черешнева Т.М

г.Москва, г.о.Троицк

2021 г.

Содержание

Введение

1.

Потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников 

2.

Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

2.1

Роль взрослого в развитии социального интеллекта 

2.2

Методики для определения уровня социального интеллекта

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время работа в дошкольных учреждениях ведется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, первая задача которого - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.         Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном образовательном учреждении невозможно без социализации, активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения с ними. Низкий уровень социального интеллекта затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению негативных моделей поведения, в том числе и зависимого поведения.

Социальный интеллект выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ».

  1. Потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников

Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте. 

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
  • произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни мега деятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.

По мнению Ларисы Андреевны Петровской - социального психолога, кандидата философских наук, доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии, коммуникативная компетентность это «…способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми…».

К элементам эффективного общения относятся:

  • желание вступать в контакт с окружающими;
  • умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит не только в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

Игровая деятельность - дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность - дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная - удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение - обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная (общение) - объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная - активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная - дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

 Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

2. Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Социальный интеллект (англ. social intelligence) - это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.

Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях. Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, так как он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми. На этом основании ученые полагают, что дошкольное образование, вводящее ребенка в мир людей, призвано стать базой становления личности ребенка. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности. Социальный интеллект дает основу для познания окружающей действительности и самопознанию, расширяя личностные горизонты.

Было выявлено: высокий уровень социального интеллекта характеризуется уверенностью в себе, гибкостью в поведении, креативностью, прекрасными показателями морального сознания. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в человеке присутствуют замкнутость, агрессивность.

Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:

  • Умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;
  • Ориентироваться в межличностной ситуации;
  • Объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей);
  • Анализировать поведение собственное и других людей во время общения;
  • Сопереживать и сочувствовать другим людям.

В дошкольном возрасте социальный интеллект активно развивается в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. К шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. В этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека - улыбку, слезы, хлопанье в ладоши - но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый: грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен.

Ребенок, хорошо ощущает состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение, сразу перестраивается сам: если собеседнику грустно, он проявляет сочувствие или пытается его развеселить; если собеседнику весело - присоединяется к его радости. У разных детей эта способность развита по-разному: у кого-то в большей степени, у кого - то в меньшей степени, что зависит от многих причин. Играя с детьми в развивающие игры, а также проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, результатом будет полноценное личностное развитие каждого ребенка.

Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

2.1 Роль взрослого в развитии социального интеллекта

Отправной точкой в развитии социального интеллекта можно считать возраст 3-4 года, так как в этом возрасте ребенок начинает социализироваться, учится взаимодействовать с окружающими, сверстниками, знакомится с социальными нормами и правилами поведения в обществе.

Общепризнанно, что главным фактором развития социального интеллекта в дошкольном детстве является семья. Прежде всего, родители, с их любовью, заботой, нежностью к детям, доброжелательностью к людям в целом.

Роль педагога в этой связи - не столько учить, сколько помогать   ребёнку, осваивать   окружающий   мир, помогать   находить   смысл   в совместной   деятельности,  ставить   цели,   планировать   и   организовывать   свои действия. В числе важных предпосылок развития умения адаптироваться в обществе выступает дошкольная группа, которая является первой социально - психологической общностью или детским обществом, где происходит развитие общения, формируются взаимоотношения в разных видах деятельности. Чем выше уровень развития всего коллектива, тем благоприятнее среда для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Благоприятная социальная среда в группе детского сада     стимулирует   развитие   коммуникативной   способности   каждого   ребенка.

Именно   коммуникативно   -   способные   дети   становятся   инициаторами взаимодействия в совместных играх и других видах деятельности. Они являются лидерами в группе, нередко организовывают игры, выбирая ведущие роли, развивая сюжет и замысел игры. Они не боятся проявлять способности и инициативу.

Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии социального интеллекта в дошкольный период заключается в:

  • Сообщении ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях.
  • Оценке его деятельности и поведения.
  • Формировании ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам.
  • Формировании умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

Таким образом, влияние взрослых на формирование социального интеллекта осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка (включая активизацию наблюдения и анализирования действий и поступков других людей и своих собственных) и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Педагогу необходимо организовать свою работу по развитию социального интеллекта, включив в нее разнообразные формы работы: беседы, ситуации общения, дидактические и коммуникативные игры, рассматривание картин, обсуждение ситуаций, чтение художественной литературы, игры-драматизации Дней вежливости, Именинника, Семьи и др.

2.2 Методики для определения уровня социального интеллекта

Для определения уровня развития социального интеллекта можно использовать две методики: вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера (субтест «Понятливость») и проективная методика «Картинки».

Развитие социального интеллекта формируется на тренинговых занятиях. Была разработана серия из  10 тренингов по 20-25 минут 2 раза в неделю, оптимальное количество детей – 6 человек.

Каждое занятие имеет четкую структуру:

  • начинается с приветствия - разминки;
  • в ходе основного этапа происходит знакомство с эмоциональным состоянием, проработка его, закрепление: разыгрываются психологические этюды, этюды на выражение эмоций, задания на распознание их в различных ситуациях, а также даются разные задания на развитие психических процессов и коммуникативных навыков;
  • на завершающем этапе происходит релаксация и ритуал - прощания.

Предполагаемый результат:

  • владение навыками коммуникативной культуры;
  • освоение приёмов саморасслабления;
  • умение устанавливать простейшие связи между собственным поведением и отношением к себе окружающих;
  • умение использовать полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности;
  • умение правильно определять различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых (в реальной жизни и художественном изображении) по способам выражения экспрессии (мимика, жесты, поза, интонации);
  • владение отдельными способами передачи собственного эмоционального состояния (мимика, интонации);
  • проявление адекватных эмоциональных реакций в общении со сверстниками, взрослыми.

Заключение

Таким образом,  младший  дошкольный возраст сензитивен для социального   познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально- волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной   роли.     Целесообразно   организованная социальная   среда   детского учреждения   полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает   его   к   новому   социальному   качеству, развитие   социального интеллекта можно стимулировать в процессе целенаправленного и интенсивного развивающего взаимодействия ребенка и взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод, что характеристики социального интеллекта у детей дошкольного возраста проявляются в решении межличностных проблем, возможности выбора стратегии социального поведения, умении применять их в решении социальных проблем. Главную роль играет самооценка, эмоции и внутренние установки ребенка.

Список литературы

  1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-socialnogo-intelekta-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kak-odin-iz-vazhneishih-yetapov-v-razviti-lichnosti-rebenka.html
  2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/02/razvitie-sotsialnogo-intellekta-doshkolnikov-kak-uslovie-neobhodimoe
  3.  Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ raznoe/2019/04/16/razvitie-sotsialnogo-intellekta-u-mladshih-doshkolnikov
  4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://alldoshkol.ru/osobennosti/ razvitie-sotsialnogo-intellekta
  5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-socialnogo-intelekta-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kak-odin-iz-vazhneishih-yetapov-v-razviti-lichnosti-rebenka.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.

В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие....

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по психологическому сопровождению младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям МБДОУ "Здравствуй, детский сад без слез!"

В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к друг...

Конспект занятия по трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитие Тема: «Одежда»

Конспект занятияпо трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитиеТема: «Одежда»...

Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников

Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе.  Представляю вашему вниманию отчет о работе с детьми средней группы по развитию социального интел...

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.

Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов....