Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников
презентация к уроку (средняя группа)
Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Представляю вашему вниманию отчет о работе с детьми средней группы по развитию социального интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация социальный интеллект | 762.98 КБ |
доклад социальный интеллект дошкольников | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальный интеллект представляет собой индивидуально личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать свое поведение и поведение окружающих . Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе.
Базовые эмоции
Путешествие в мир эмоций !
Смайлики настроения !
Развивающая пространственная среда Театральный уголок Ролевые игры Конструирование Книжный уголок Настольные игры
! отрывок эмоция Что такое? Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось И помчалось колесом? удивление «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя. злится А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной По Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится И кусает, как волчица. испугался «Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!» радость Эмоции и сказка
Игры без предметов, и «без повода» помогают детям пережить чувства общности друг с другом, замечать достоинства и переживания друг друга, помогать другому в игровом и реальном взаимодействии Игры построены на принципах:
!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Троицка»
Дошкольное отделение № 8
Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников
Подготовила воспитатель: Рожкова О.О.
Социальный интеллект представляет собой индивидуально личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать свое поведение и поведение окружающих.
Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе.
Этот вид интеллекта объединяет четыре способности, составляющие его структуру:
- предвидение последствий поведения
- умение считывать информацию по мимике, позам и жестам
- умение слушать и распознавать различные оттенки речи, так называемую вербальную экспрессию
- способность анализировать ситуации взаимодействия людей.
Первостепенной задачей для меня стояло развитие у детей средней группы(4-5лет) умения распознавать эмоции по мимике и жестам.Для этого требовалось познакомить дошкольников с основными эмоциональными состояниями. Как известно, к фундаментальным относят 10 эмоций:
- Интерес
- Радость
- Удивление
- Страдание
- Гнев
- Презрение
- Отвращение
- Страх
- Стыд
- Чувство вины
Для этой задачи был создан цикл занятий. Каждое занятие было посвящено отдельной эмоции. На занятиях мы отправлялись в путешествия : в страну «Грустляндию» , Планету удивления, полянку хорошего настроения и другие. На каждом занятии мы изучали эмоцию, думали каким цветом можно ее охарактеризовать, показывали мимикой и жестами, рисовали, разыгрывали представления, к нам приходили сказочные гости и мы решали проблемные ситуации. Дети познакомились с базовыми эмоциями, обучились их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы, освоили понятия слов обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа.
По окончанию цикла занятий вместе создали смайлики с эмоциями, приходя в детский сад ребенок может выбрать смайлик своего настроения а так же мы играем в «повтори эмоцию» , «Угадай эмоцию»
Следующей задачей было формирование среды, которая будет способствовать развитию у детей социального интеллекта.
Это:
- Театральный уголок
- Ролевые игры ( магазин, доктор, дочки матери)
- Книжный уголок
- Настольные игры
- Конструирование
В группе я постоянно поддерживаю, контролирую общение дошкольников между собой, наблюдаю за детьми в игровых ситуациях и учебной деятельности, изучаю их взаимоотношения между собой. Такое наблюдение дает поистине бесценный материал, на основе которого я делаю выводы о развитии социального интеллекта каждого ребенка группы.
Играя с детьми в развивающие игры, проигрывая в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, читая литературные произведения особое внимание уделяю эмоциям и поведению героев в той или иной ситуации.
Одним из упражнений является разбор литературного произведения на эмоции.
Детям предлагается прослушать произведение, а на определенных отрывках спросить у детей .: какую эмоцию испытывает тот или иной герой.
Например мы читали произведение Чуковского « Мойдодыр»
отрывок | эмоция |
Что такое? Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось И помчалось колесом? | удивление |
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, | злится |
А от бешеной мочалки Я к Таврическому саду, | испугался |
«Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!» | радость |
Для создания в группе психологического комфорта особое внимание уделяю организации развивающих игр по развитию социального интеллекта, которые конструирую в виде системы игр, направленных на формирование доброжелательных отношений между детьми, и которые построены на принципах:
- безоценочности
- отказа от реальных предметов и игрушек
- отсутствия соревновательного момента в играх.
Игры без предметов, и «без повода» помогают детям пережить чувства общности друг с другом, замечать достоинства и переживания друг друга, помогать другому в игровом и реальном взаимодействии. (например, игра «Зеркало». Переигрывание сказки.)
Таким образом дети усвоили несколько составляющих социального интеллекта
- «Азбука эмоций». Дети познакомились с базовыми эмоциями, обучились их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоили понятийное содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознали и поняли собственные эмоции и эмоции других людей.
- Так же мы изучили «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» -Были сформированы навыки вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения;
- В перспективе усвоение Третьего блока - «Хозяин своих чувств» он направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
В период дошкольного детства следует уделять большое внимание становление личности ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада.От этого зависит социальное и личностное развитие....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по психологическому сопровождению младших дошкольников от 2 до 3 лет к условиям МБДОУ "Здравствуй, детский сад без слез!"
В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к друг...
Конспект занятия по трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитие Тема: «Одежда»
Конспект занятияпо трудовому воспитанию для дошкольников старшей группы с нарушением интеллекта Образовательная область – социально – коммуникативное развитиеТема: «Одежда»...
«Социальный интеллект как потенциал социально-коммуникативного развития дошкольников»
Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка...
Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по ознакомление с предметным и социальным окружением. (образовательная область «социально- коммуникативное развитие») в старшей группе №5 Итоговое занятие «Волшебный сундучок»
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение "Детский сад №117 (корпус2)» Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по озн...
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов.
Формирование социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с использованием игровых методов и приемов....
КОНСПЕКТ квест - игры по ОО «Познавательное развитие» в части раздела «Развитие познавательно – исследовательской деятельности», «Ознакомление с социальным миром», по ОО «Социально – коммуникативное развитие» в части раздела «Формирование основ безопа
Путешествие с целью нахождения ключей через преодоление трудностей и испытаний....