Статья "Профессиональное самоопределение старших дошкольников (из опыта работы кружка "Путешествие в мир профессий")
статья (подготовительная группа)
В статье "Профессиональное самоопределение старших дошкольников (из опыта работы кружка "Путешествие в мир профессий") автор, Каптуренко О.В., рассказывает, как проходят занятия кружка, что нового, интересного узнают ребята.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Профессиональное самоопределение старших дошкольников | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В. Каптуренко
МАОУ «Прогимназия № 119»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КРУЖКА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»)
Работа кружка «Путешествие в мир профессий» ведётся в группе № 6 «Прогимназии № 119» на протяжении двух лет. Понятно, что дети недостаточно знают о профессиях взрослых, и хотят узнать что-то новое. Постепенно был определён план работы, был изучен методический материал. Это разнообразные книги и статьи, многочисленные интернет-материалы. Были подобраны дидактические игры: «Профессии и транспорт», «Семья и профессии» (лото), «Профессии» (лото), «Профессии» (развивающая игра), «Мы в профессии играем» (куклы-перчатки). Детям всегда интересно не только говорить, но и смотреть, сопереживать, смеяться с героями мультфильмов: «Смешарики. Кулинария», «Остров ошибок», «Про бегемота, который боялся пиявок», «Жила-была царевна «Ай, болит!», «Три кота. Поход в магазин», «Смешарики. Азбука безопасности», «День рождения Алисы», «Полёт на Луну».
Сюжетно-ролевая игра – это не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, модели профессионального поведения. Знания и умения, полученные на занятиях кружка, ребята показывали в игре. На занятиях дети играют в разнообразные сюжетно-ролевые игры: «На приёме у врача», «Магазин», «Детский сад», «Ателье», «Автобус», «Осторожно, дорога!», «Профессия повар», «Построим новый дом», «Школа». На приеме у врача надо было показать, как врач принимает пациента, что говорит, какими инструментами пользуется, что выписывает больному. Заранее были подготовлены бланки для выписанных лекарств.
Ребята с удовольствием принимают участие в театральной постановке по сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Обычно мы берём часть сказки, учим роли, готовим реквизит. В игре «Магазин» дети распределили роли, определили обязанности. Кто-то из ребят сидел за кассой, кто-то был продавцом, кто-то покупателем. Заранее были приготовлены ценники на продукты. Дети с удовольствием занимаются театрализацией, разыгрывая сюжет стихотворения Э.Мошковской «Весёлый магазин», ведь участники одевают маски, показывая крокодила, енота.
Работа воспитателей и помощника воспитателя детского сада на виду у ребят. Правильно накрыть стол к обеду, встретить, накормить, поиграть, погулять, уложить спать – это всё дети хорошо знают на собственном опыте. Они имитируют поведение взрослых, повторяют речь воспитателей. Слушая детей, порой понимаешь, что что-то ты говоришь и делаешь неправильно. Они учатся, а вместе с ними учимся и мы. Знакомство с профессиями работников детского сада прошло интересно, ведь с планом-схемой ребята побывали в других группах, нашли прачечную, музыкальный зал, побывали на вахте и на кухне. Дети задавали вопросы работникам детского сада, наблюдали за их работой. Ребята играли в дидактические игры: «Найди лишнее», «Накрой стол к обеду», «Что мы положим в щи и компот?», «Что кому нужно?». Воспитателями, Каптуренко О.В. и Войновой Н.Н., была разработана дидактическая игра с перфокартами «В мире профессий». В работе перфокарту можно использовать много раз, достаточно подложить чистый лист бумаги и взять карандаш. Дети могут определить, какие предметы необходимы людям той или иной профессии, соединив их линией.
На занятиях кружка используются перчаточные куклы: инженер, балерина, строитель, пожарный, полицейский, повар, врач. Мы разыгрываем представление «Город мастеров». Сюжеты такой постановки появляются спонтанно и можно менять их по желанию. Например, построили город, конечно, строители, но каждый житель трудится каждый день на своём рабочем месте. Если случится пожар – на помощь придут пожарные. Если вы заболели, отправляйтесь к врачу. Дети помогают разыграть это представление, а воспитатель может подобрать подходящие загадки, стихи, пословицы и поговорки.
Какие-то занятия кружка связаны с праздниками, отмечаемыми в эти дни. Это, например, 9 Мая. На одном из таких занятий присутствовал дедушка нашего воспитанника, рассказавший о подвиге своего отца во время Великой Отечественной войны. Ребята увидели звезду героя Советского Союза, услышали рассказ о подвиге лётчика, примерили настоящий шлем.
Разговор о профессии повара, кондитера сопровождался экспериментальной деятельностью. Родители с удовольствием откликнулись и помогли сделать песочное тесто, ребята принесли формочки, скалки, изюм для украшения. В результате получилось прекрасное печенье, сделанное своими руками, ну а испечь его помогли повара нашего детского сада.
Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, к событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. Потому так важно привлекать родителей к участию в жизни детского сада и группы. Родители откликаются и принимают посильное участие в подготовке мероприятий. Например, ко Дню матери были сделаны презентации, рассказывающие о профессиях мам. Родители принимали активное участие в акции «Одень куклу». Благодаря этому у наших кукол появилось множество прекрасной связанной и сшитой одежды. Были придуманы образовательные маршруты, помогающие познакомить детей с работой продавца и служащего банка. Родители показали детям, как совершать покупки в магазине, как пользоваться банковской картой в банке.
На занятиях кружка «Путешествие в мир профессий» дети знакомятся с разными профессиями благодаря участию в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Дети участвуют в театрализованных постановках, в беседах, знакомятся с пословицами, поговорками русского народа, рассказами русских писателей о людях разных профессий. Активно работали не только воспитатели и дети, но и родители.
Литература:
- Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет/Е.А. Алябьева – Москва : ТЦ Сфера, 2014
- Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Изд. /Н.В. Краснощёкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова. – Москва : ТЦ Сфера, 2008
- Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. / Т.С. Комарова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2006
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей/ Т.А. Шорыгина – Москва : Гном, 2013
- Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / [Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2006
- Гуцул В.Ф. Родительское собрание в детском саду. Вопросы и ответы. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового образа жизни у старших дошкольников(из опыта работы)
Данный материал является опытом работы по воспитанию здорового образа жизни у старших дошкольников....
Формирование предметно-развивающей среды в детском саду для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников. (из опыта работы)
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство св...
Футбол формирует основы ЗОЖ у старших дошкольников (из опыта работы)
В статье раскрываются вопросы об особенностях детского футбола, существующей проблеме занятости неорганизованных детей. Представлен опыт организации на базе МБДОУ детский сад "Снежинка" кружка "Юный ф...
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников» (из опыта работы)
Доклад из опыта работы: развитие познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников...
Развитие восприятия для формирования творческих способностей старших дошкольников. (Из опыта работы.)
Что такое " творческие способности"? Как надо развивать творческие способности? Для чего надо развивать эстетическое восприятие?...
Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях....
Внедрение информационно - коммуникативных технологий в практику работы со старшими дошкольниками (Из опыта работы)
В развитых странах компьютер давно вошел в школы и детские сады, сейчас начаты эксперименты по полному отказу от обучения детей письму, замене на компьютерную аналогию. Создаются электронные кни...