Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).
статья по обж (старшая, подготовительная группа) на тему
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях.
Через год мои воспитанники станут школьниками, а это значит, что большую часть времени они будут проводить дома одни. Можно ли научить ребёнка безопасному поведению? Думаю, не только можно, но и нужно. И моя задача – научить детей быть самостоятельными, дать им знания и привить такие навыки поведения, обладание которыми гарантирует им безопасность в окружающем мире, т.е. дать детям необходимую сумму знаний о правилах безопасного поведения, сформировать поведенческий стереотип на основе полученных знаний, развивать самостоятельность и ответственность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование опыта безопасного поведения в быту у старших дошкольников (из опыта работы).
Огородникова Е.Н., воспитатель
МБДОУ г. Иркутска
детский сад №126.
Дети познают окружающий мир наивно и простодушно, не зная и не думая о возможных опасностях.
Через год мои воспитанники станут школьниками, а это значит, что большую часть времени они будут проводить дома одни. Можно ли научить ребёнка безопасному поведению? Думаю, не только можно, но и нужно. И моя задача – научить детей быть самостоятельными, дать им знания и привить такие навыки поведения, обладание которыми гарантирует им безопасность в окружающем мире, т.е. дать детям необходимую сумму знаний о правилах безопасного поведения, сформировать поведенческий стереотип на основе полученных знаний, развивать самостоятельность и ответственность.
Для реализации поставленных задач был составлен перспективный план. План включает разные виды деятельности, в которых прослеживается работа по формированию безопасного поведения детей в быту: непосредственно образовательная деятельность (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные), игровые обучающие ситуации и игры-тренинги, педагогические ситуации, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые, творческие игры, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, проектная и самостоятельная деятельность детей. Важным условием в решении поставленных задач было обогащение предметно-игровой развивающей среды.
Непосредственно образовательной деятельность первично-ознакомительного характера давала детям конкретные знания и представления об опасных предметах, знакомила с правилами безопасности в обращении с ними.
Например: тема «Острые предметы». Дети пополнили свои представления об иголке, булавке, гвозде. Познакомились с правилами безопасности при обращении с ними: «нельзя брать острые предметы и пытаться ими работать без разрешения взрослых», «не играй с острыми предметами - иголкой, гвоздями», «все острые предметы должны храниться на своих местах». Подошли к выводу, что соблюдение правила « каждой вещи свое место» необходимо не только для чистоты и уюта, но и для безопасности. В ходе реализации проекта дети познакомились с историей происхождения предметов. Узнали, как появились на свет иголка и молоток. Об многообразном использовании их человеком: иголка - швейная, медицинская, для проигрывателя; молоток - музыкальный, столярный, для отбивания мяса.
На обобщающих и интегрированных занятиях закреплялись полученные знания и практические навыки безопасного поведения в быту. Учитывая сложность предлагаемого материала, его содержание и трудность в демонстрации и закреплении, использовала метод ситуативно-имитационного моделирования. Этот метод дает детям возможность имитировать действия с потенциально-опасными предметами домашнего обихода в угрожающих бытовых ситуациях, «проигрывать» свою стратегию поведения: «один дома», «рассыпались гвозди», «выключи телевизор».
Научившись принимать решения в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети стали чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях.
Ксюша О. боялась горячего утюга из-за полученной травмы в возрасте 4 лет, после совместного моделирования ситуации на макете, затем в сюжетно - ролевой игре, она преодолела свою неуверенность и страх.
Интересно проходили практические занятия, целью которых было формирование навыков безопасного обращения с предметами домашнего обихода: нож, ножницы, тёрка. Эту работу осуществлялась в процессе решения проблемных ситуаций в ходе режимных моментов: «порежем яблоко для попугая», «натрём для попугая морковь», «вырежи геометрические формы», и т.д. что дало детям возможность научиться пользоваться потенциально опасными предметами быта в практической форме.
Хорошим подспорьем в работе стали тетради «Твоя безопасность» (авторы К.Ю.Белая и др.), «Безопасность» (авторы Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева). В них занимательно, ярко, в доступной форме, представлен практический материал по овладению элементарными навыками безопасного поведения в быту. Для многократного использования материала тетрадей, увеличила иллюстрации и поместила их в перфорационные конверты, при работе с ними и выполняя задания, дети использовали маркеры.
Для того чтобы помочь ребятам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности, использовала произведения художественной литературы.
При чтении стихотворения С.Я.Маршака «Пожар», обсуждали поступок Лены, что позволило детям усвоить правило безопасного поведения по предотвращению пожароопасной ситуации дома: «Не играй с огнём».
Применила приём «рифмованные правила» для быстрого и эффективного запоминания правил безопасности в быту:
Если дома появился сильный дым,
Ты не прячься, позвони по 01
Всегда на место убери игрушки, об них споткнёшься – слёз не оберёшься.
Запомни, милый мальчик,
Не суй в розетку пальчик.
Там живёт его величество-
Злое электричество.
Ножницы стригут отлично,
Но и колются прилично.
Не играй ножницами
С острыми концами.
Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально-положительную реакцию у детей, а динамика, ритм и непосредственность коротких стихотворений способствует быстрому их запоминанию.
При закреплении правил безопасного поведения в быту, использовала графические схемы. Пиктограммы, рисунки помогают детям лучше усвоить и запомнить перечень опасностей в быту, меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, усвоение правил безопасного поведения, так как метод основан на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями, знаками, потому что многие ситуации в быту невозможно воспринять непосредственно.
С помощью пиктограмм заучивались правила безопасного поведения:
«не включай электроприборы без взрослых; не тяни за электрический провод, не вставляй в розетку посторонние предметы, не трогай электрические приборы мокрыми руками».
Это помогло многим детям преодолеть трудности при их заучивании. В дальнейшей работе использовала пиктограммы, как подсказку.
Чтобы сделать ребёнка активным в приобретении знаний, подобрала дидактические игры, которые использовала для углубления и систематизации представлений и умений детей, в подгрупповой и индивидуальной работе.
Игры для закрепления знаний об источниках опасности: «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди»,
«Подбери игрушку Танюшке».
Игры для углубления знаний об угрожающих ситуациях и правилах безопасности: «Так и не так», «Сто бед», «Убери на место».
Игры для закрепления знаний о действиях в опасных ситуациях:
«Мы – спасатели», «Сто бед».
Полученные знания дети реализуют в сюжетно – ролевых и творческих играх: «Мы пожарные» «Семья», играх - тренингах: «Вызов службы 01» «Позвони маме». В продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка и т.д.
Достичь положительных результатов нельзя без плодотворного контакта с семьёй. Приобретённый детьми опыт безопасного поведения необходимо закреплять дома в конкретной обстановке. Результаты анкетирования родителей показали, что им интересна проводимая работа. Чтобы родители стали активными участниками в формировании у детей опыта безопасного поведения в быту, составила перспективный план работы, организовала «Школу для занятых родителей». В «Школе» через дискуссии, диспуты, практические занятия, консультации знакомила их с методами и приёмами обучения дошкольников безопасному поведению в быту, а родители делились опытом семейного воспитания, «проигрывали» проблемные ситуации взаимодействия с ребёнком, решали педагогические задачи.
Проблема формирования опыта безопасного поведения в быту важна и актуальна, и если подойти к этому вопросу разумно, учесть «подводные камни», можно достичь замечательных результатов.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. « Безопасность». /Учебно- методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста./Санкт-Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2002г.-133с.
- Белая К.Ю. /«Формирование основ безопасности у дошкольников» /Москва «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2011г.-60с
- Шорыгина Т.А./ «Беседы по основам безопасности с детьми 5-8 лет»/ Москва «ТЦ Сфера» 2006г.-5-43с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование опыта безопасного поведения в природе у старших дошкольников
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьк...
Формирование опыта безопасного поведения у дошкольников.
Воспитание безопасного поведения у детей на дороге....
Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций
Презентация к докладу "Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций"...
«Организация работы с родителями по формированию основ безопасного поведения на дороге у дошкольников»
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так в...
"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).
Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...
"Мероприятия проекта по формированию навыков безопасного поведения на дороге старших дошкольников"
Одним из важных направлений работы нашего детского сада является знакомство детей с элементарными правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов. Работа в этом направлении очень актуал...
Проект по формированию навыков безопасного поведения на дороге старших дошкольников «Академия дорожных наук»
Цель проекта:создание условий для формирования у детей основ безопасного поведения на улице, и систематизация знаний детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения....