«Маленькие патриоты России
проект (средняя группа)

Касумова Надежда Анатольевна

Проект

по нравственно – патриотической направленности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_patrioty_rossii.docx110.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

Проект

по нравственно – патриотической направленности

«Маленькие патриоты России»

в средней группе №2

Разработала:

Касумова Надежда Анатольевна

воспитатель

Оглавление

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………………………...….2
  2. Актуальность и обоснованность проекта…………………………………………………...3
  3. Цели и задачи…………………………………………………………………………….…...4
  4. Ожидаемые результаты………………………………………………………………………5
  5. Этапы реализации проекта………………………………………………………………..….5
  6. Формы взаимодействия с детьми и родителями……………………………………………5
  7. Распределение содержания по разделам………………………………………………..…...6
  • «Мой дом, моя семья»
  • «Мой детский сад»
  • «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди»
  • «Мой край»
  • «Моя страна Россия»

8. Список использованной литературы……………………………………………………….11

9. Приложение…………………………………………………………………………………..12

Паспорт проекта

1.

Вид проекта

Творческо-информационный

2.

Продолжительность

Долгосрочный

3.

Участники проекта

  • Дети средней группы
  • Родители
  • Воспитатель

4.

Общая характеристика проекта

Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

  1. «Мой дом, моя семья»
  2. «Мой детский сад»
  3. «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди»
  4. «Мой край»
  5. «Моя страна Россия»

 Итоговое мероприятие: викторина «Моя родина»

Актуальность и обоснованность проекта

«…вопрос о патриотическом воспитании

 молодежи – это разговор о самом главном:

о ценностях, о нравственных основах,

на которых мы можем и должны строить

нашу жизнь, воспитывать детей,

развивать общество, в конечном итоге

укреплять нашу страну»

В.В. Путин

             Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для воздействия на ребенка, так как образы детства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

            В разные времена многие известные люди нашей страны пытались дать ответ на вопрос: что же такое патриотизм? Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству». Г. Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство»

            Д.С. Лихачев отмечает, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, придавая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на перекати-поле. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, по мнению ученого, начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

            «Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины». – писал В.А. Сухомлинский.

             В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств.

             Основным приоритетом сегодня выступает личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

             Возникает вопрос, как же помочь ребенку реализовать свои возможности, не погасить их, а если повезет, то и развить, поднять ребенка на более высокую ступень? Считаю, что одним из инструментов такого взаимодействия является нравственно-патриотическое воспитание ребенка. В процессе этой работы и можно удовлетворить страсти ребенка, о которых говорит нам Ш.А. Амонашвили (страсть к Развитию, Свободе, Взрослению). Для этого создаются условия развития ребенка в обществе, ребенок постигает это общество, его историю, культуру, нравственные ценности, тренируется в умении преодолевать трудности, а главное, научается любить. В процессе живого общения со взрослыми (родителями, воспитателями, интересными людьми родного города и т.д.), а также с великими людьми России (творчеством поэтов, писателей, художников и т.д.) ребенок удовлетворяет свою страсть к развитию и взрослению. Страсть к свободе будет удовлетворена тем самым мигом свободного выбора, когда ребенок будет выбирать ту или иную игру, направленную на нравственно-патриотическое воспитание, когда ребенок будет решать о ком из членов своей семьи он хочет рассказать, стихотворение какого поэта он хочет выучить, про какое место своей страны, края, города он хочет узнать, рассказать и т.д.

            В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. А что может быть естественнее чувств? Поэтому именно нравственно-патриотическое воспитание может естественным образом вести развитие ребенка, развивая его природные качества, удовлетворяя страсти.

            Целью нравственно-патриотического воспитания является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

            В связи с этим, очевидна и неоспорима актуальность решения проблем патриотического воспитания  детей дошкольного возраста.

           

Цель проекта:

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о природе родного края, об улице, на которой живет ребенок, родном городе, о быте наших предков, о России.

Задачи проекта:

  • расширять представления детей о семье, доме, городе, в котором они живут, о России.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, литературы, музыки, архитектуры.
  • Развивать познавательный интерес дошкольника, его творческие способности.
  • Вовлекать родителей воспитанников в процесс патриотического воспитания детей.
  • Обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы.

Ожидаемые результаты:

  1. У детей будут сформированы и расширены представления по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица, достопримечательности, замечательные люди», «Мой край», «Моя страна Россия».
  2. У детей будут сформированы нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
  3. Повысится познавательная активность, общая культураи компетентность дошкольников.
  4. Установится взаимодействие между всеми участниками проекта.
  5. Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

1 этап

 

Подготовительный:

-Изучение интереса детей для определения целей проекта.

-Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности

 

Сентябрь

2 этап

Основной

Октябрь - Ноябрь

3 этап

Заключительный

Апрель

4 этап

Презентация результатов деятельности

Май

 

Формы взаимодействия  с детьми и родителями

Формы взаимодействия  с детьми:

  • непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность детей и педагогов;
  • экскурсия;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы, ситуативные разговоры;
  • слушание музыки;
  • игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и  коммуникативные)
  • презентации

Формы взаимодействия  с родителями:

  • консультации  по проблемам патриотического воспитания детей;
  • сотворчество детей и родителей.

Формы и методы реализации проекта

«Я и моя семья»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Познавательное занятие «Я и моя семья»
  • Беседа «Семейные традиции»
  • Составление рассказов на тему: «Мамины помощники»
  • Экскурсия по фотовыставке «Семья – это семь Я»
  • Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…», «Чем я могу помочь?»
  • Заучивание стихотворения М. Шварца «Семья»

 

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование: «Дом моей семьи», «Семь Я»
  • Прослушивание аудиозаписей:

С.В. Бархатова, В.А. Фурсова, С.В. Бартанова «Моя семья», М. Танич, В. Шаинский «Песенка про папу»

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Коршун и наседка"
  • Пальчиковая гимнастика «Семья»

Социально - личностное  развитие

  • Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
  • Чтение сказки "Гуси-Лебеди"
  • Дидактическая игра "Назови ласково"
  • Просмотр мультфильма по сказке

А.С. Пушкина  «Сказка о Царе Салтане…»

 

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями:

«Родословное древо нашей семьи»

  • Фотоальбомы «Моя семья», «Профессии моих родителей», «Семейный отдых, хобби»

« Мой детский сад»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Беседа на тему:«Наш любимый детский сад»
  • Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
  • НОД «Мой детский сад»
  • Экскурсия по детскому саду

Художественно-эстетическое

развитие

  • Рисование: «Детский сад будущего»
  • Прослушивание аудиозаписей: Т.Волгина, А. Филиппенко «Детский сад», Е. Асеева «Детский сад»
  • Конструирование «Город в песочнице»

Физическое развитие

  • Подвижные игры «Мы – веселые ребята», «Найди свой домик»

 

Социально - личностное  развитие

  • Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

 

Взаимодействие с родителями

  • Сотворчество детей с родителями:

Книжка-малышка «Мой любимый детский сад»

 

«Улицы города, достопримечательности, замечательные люди»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • НОД «Мой город»
  • Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице?»
  • Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
  • Слайдовая презентация «Город, в котором мы живем»
  • Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Художественно-эстетическое

развитие

  • Коллаж «Наш Нижневартовск»

 

Физическое развитие

  • Малоподвижная игра «Краски»
  • Подвижные игры «Автобусы», «Светофор»

Социально - личностное  развитие

  • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по Нижневартовску»
  • Дидактическая игра «Сложи герб»
  • Дидактическая игра «Лото «Нижневартовск»»
  • Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»

 

Взаимодействие с родителями

  • Создание фотоальбома «Достопримечательности Нижневартовска»

 

«Мой край»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • Заучивание стихотворения А.Белоусов «Нижневартовск – родина моя», Л.Гайкевич «Наш дом - Югра»
  • Рассматривание репродукции картин
  • Рассматривание картинок, иллюстраций, изображающих людей разных профессий, рассматривание предметов, необходимых людям разных профессий.
  • Беседа «Богатства моего края».
  • Дидактические игры «Животные нашего леса», «Зеленая аптека», «С какого дерева лист?»

Художественно-эстетическое

Развитие

  • Рисование: «Могучая Обь»
  • Аппликация «Березка» .
  • Прослушивание: А.Вивальди «Времена года»; Р.Шуман «Веселый крестьянин»;«Зима пришла», «Тройка» Г.Свиридов и т.д.

Физическое развитие

  • Подвижная игра «Оленьи упряжки , «Рыбаки»

Социально - личностное  развитие

 

 

  • Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край», «Краеведческое лото»
  • Лепбук «Речные рыбы»
  • Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
  • Сюжетно-ролевая игра «Поездка в лес за грибами»

 

Взаимодействие с родителями

  • Фоторепортаж «Где я был? Что я видел?»
  • Консультация для родителей «Герои-земляки»
  • Стенгазета «Наши ветераны».

«Моя страна Россия»

Основные направления дошкольного образования

Форма работы

Познавательно-речевое развитие

  • НОД «Этот день Победы…»
  • Презентация «Символы России»
  • Видеофильм «Россия – наша Родина»
  • Чтение художественной литературы:

И. Векшеногова «Москва»

  • Мини-музей «Куклы в народных костюмах»
  • Презентация «Народы России»
  • Познавательное занятие «Москва – столица России»

 

Художественно-эстетическое

развитие

  • Лепка: «Флаг России»
  • Рисование: «Люблю березу русскую», «Наши ветераны»
  • Прослушивание: гимна РФ, народных песен
  • Выставка рисунка «Любимая Родина»

Физическое развитие

  • Русские народные игры:«Гуси-лебеди»,«Горелки с платочком»,«Гори, гори ясно!»

 

Социально - личностное  развитие

  • Дидактическая игра «Народные промыслы»
  • Просмотр мультфильма «Край, в котором ты живешь»
  • Чтение русских народных сказок: «По щучьему веленью», «Хаврошечка»
  • Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»

 

Взаимодействие с родителями

  • Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота?»
  • Конкурс семейных газет «С чего начинается Родина?»

Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2007. – 256 с.
  2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
  3. Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей»
  4. Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
  5. Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
  6. Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
  7. Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012, - 112 с.
  9. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
  10.  Как любить детей (опыт самоанализа)/ Ш.Амонашвили. – Москва-Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского угиверситета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – 112 с.
  11. Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  12. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013, 144 с.
  13. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. – М.: Сфера, 2010.
  14.  Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
  15. Ребенок в детском саду №3-2004г. «О государственной символике России»
  16. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Тест]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленький патриот России"

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...

Проект "МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ"

Проект "МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ"...

Программа "Маленькие патриоты России" для детей от 3-7 лет

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека иотечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе на тему "Маленькие патриоты России"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАСуть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудам...

Проект по патриотическому воспитанию "Мы маленькие патриоты России"

Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близ...

Проект "Маленькие патриоты России"

laquo;Маленькие патриоты России»Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным ...

ПРОЕКТ "Мы маленькие патриоты России"

Краткосрочный, творческий позновательный  проект второй младшей группы....