Игра - Педагогический экспресс на тему "Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников"
методическая разработка

Саляхова Ольга Фаритовна

 

«Правильное воспитание по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» так говорил Антон Семенович  Макаренко.  Воспитывая, будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель – создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ДЮЙМОВОЧКА» Г. ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Игра – «Педагогический экспресс»

на тему:

«Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников»

Составила и провела:

воспитатель Саляхова О.Ф.      

                                                                 Февраль 2021г.

- Сейчас предлагаем перед началом деловой игры провести  разминку для команд-участниц:

Разминка для участников игры:

(на столах лежат конверты с  карточками и вариантами предполагаемых ответов)

Задание:

- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.

 

Слайд 2 с таблицей

 

                                 МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

                                            В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

                                                    Н А П Р А В Л Е Н И Я

Экологическое

Историко-краеведческое

 

Культурное

 

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

 

 

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

 

Ведущий:

 - А сейчас слушаем  ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)

Ведущий:

- Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию  многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное  направления.

Ведущий:

А сейчас, приглашаем поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…

- Предлагаем участникам нашей деловой  игры 1-е задание.

Задание №1

- Каждой команде даны конверты, в которых находятся  по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц  расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

                  Родина Память Ордена Честь Россия Москва

Ведущий:

- Пока наши команды готовятся, предлагаем вопросы–загадки :

Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)

Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)

Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)

У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)

Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)

Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)

Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)

Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)

Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)

Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

- Предлагаем словесную игру  «Так какой он, наш город Янаул?»

Задание №2 слайд №3

- Придумайте слова-признаки (по 3 прилагательных)  о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии нашего города  «Янаул».

Я – яркий, ясный, ягодный

Н – новый, необыкновенный, нежный

А – аграрный, аккуратный, артистичный

У – умный, удачливый, универсальный

Л – любимый, ладный, легендарный

- Команды готовы отвечать…

После ответов команд вывести слайд №4

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы.

    Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.

     Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. 

    Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Задание №3

   Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.

Исключения для команд-участниц:

    Назовите две лишних  птицы, которые не водятся в республике Башкортостан: дрозд, синица, свиристель, казуар, озерная чайка, белая трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)

    Назовите две лишние реки, которых нет в республике Башкортостан: Янаулка, Белая, Ока, Иня, Нугуш, Зилим. (Иня́ — река в Кемеровской и Новосибирской областях России, правый приток Оби, Ока – Тульская область, приток Волги.)

     Исключите два лекарственных растения, которые не растут в республике Башкортостан: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай,  Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток,  северо-восток  Китая, север Кореи.)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Лес)

Не сосна я и не ёлка.

Только осень на порог –

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок.

 (Лиственница)

 Ведущий:  Ответы команд

- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры со сказок, легенд, былин,  потешек, пословиц,  поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание №4 состоит из двух маленьких заданий:

Первое – это…

- Предлагаем командам-участницам  вспомнить русские  пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без Родины, что земля без семени.

 В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

 Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

 Человек без родины, что соловей без песни

(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).

Второе – это…

- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок,  предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Задание №5 «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

 «Как постелешь, так и поспишь» (гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

- Пока наши команды-участницы думают над своим заданием, предлагаем зрителям «Калейдоскоп русских народных праздников»

Задание №6 « Мозговой штурм»

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (государство)

2.  Кто основал Москву?  (Князь Юрий Долгорукий)                                        

3.Официальная эмблема государства? (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)

6. Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)

7. “Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу  (Патриотизм.)

8.Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)

9. Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель)

10.Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (флаг)

11. Народное искусство, свойственное какой-либо местности. (Промысел).

12. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью. (Басня).

13. Устное народное творчество, «народная мудрость». (Фольклор).

14. Что означает «эмпирические знания»? (Знания, основанные на опыте).

15. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от

предшествующих поколений? (Традиция).

16. Слово "фольклор" родилось в какой стране? (Англия).

Итог деловой игры.

- Вот и подходит к концу наша деловая игра. На основании проведенной игры, предлагаю вам вспомнить, какие направления считаются самым важным в воспитании гражданственно-патриотических чувств у дошкольников.

Первое направление: Я и моя семья

Второе направление: Мир людей.

Третье направление: Человек-труженик.

Четвертое направление: Экология.  

Пятое направление: Культура.

Шестое направление: “Родина моя – бескрайная Россия”

Седьмое направление: История.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» так говорил Антон Семенович  Макаренко.  Воспитывая, будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель – создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры: «Педагогический экспресс (по нравственно – патриотическому воспитанию детей)

     М.А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»...

Августовская педагогическая конференция Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направлен...

Анкета для педагогов "Моя система педагогической деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников"

Анкета содержит вопросы для оценки и анализа педагогической деятельности в области гражданко-патриотического воспитания дошкольников...

Сообщение на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа». (из опыта работы).

Детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)....

Презентация августовской педагогической конференции Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направлен...

Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников «Моя малая Родина»

Цель проекта: познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.Задачи проекта:1.  Позна...

Консультация для воспитателей.Тема: «Построение системы педагогического воздействия, направленного на патриотическое воспитание дошкольников, в том числе на краеведение».

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...