Выступление на педагогическом совете с темой: «Экологическое воспитание дошкольников»
консультация

Алмаева Елена Николаевна

Экологическое воспитание одно из важнейших направлений с дошкольниками 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете ДОУ с темой:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Подготовила: воспитатель Алмаева Е.Н.

Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию, профессионализм, нацеленного работать индивидуально и в коллективе в направлении решения существующих проблем и предотвращения будущих.

Содержание приведенной формулировки ясно указывает на длительность этого процесса. Следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте. В это время происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности. Возрастные особенности дошкольника определяют стиль его обучения: «погружение» в эколого – воспитательную среду, «поставляющую» по всем каналам восприятия эмоционально – окрашенную информацию, воздействующую на чувственную сферу и формирующую интерес к окружающему миру и любознательность. Накопление знаний является инструментом, а не целью экологического воспитания дошкольников, и три «кита» (знания, умения, навыки) объединяются в стройную формулировку, предложенную Т. В. Потаповой в «Концепции экологического воспитания дошкольника»: «Знать законы, по которым живет природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

Итак, экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами; на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться, ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания.

В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, чтобы «взять у нее все богатство», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Такова главная идея антропоцентризма, который распространен во многом у нас и в настоящее время, в том числе и в дошкольном воспитании. Это означает, что в отношениях «люди – природа» человек рассматривает как главное действующее лицо, которое может переделать свое окружение так, как ему нравится, для своего блага. У подрастающего поколения можно и должно сформировать новое – экологическое – сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций биоцентризма, означающего: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение! Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

В наше время проблема экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

2023 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на пед совете на тему: "Экологическое воспитание в детском саду"

     В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отно...

Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"

ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....

Доклад на педагогическом совете по теме: « Экологическое воспитание дошкольника».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой тем...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в области познания и художественно эстетического воспитания ( музыка ) «Путешествие к озеру» в рамках педагогического совета на тему «Экологического воспитания детей в условиях природы родного кр

Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:1. Образовател...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодейсвия с социумом"( из опыта работы).

Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности...

Выступление на педагогическом совете с темой "Сенсорное воспитание детей в домашних условиях"

Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наи...