Выступление из опыта работы на педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
классный час по физкультуре
Гражданско-патриотическое воспитание всегда было и остается актуальным в системе российского дошкольного образования. Это одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Патриотическое воспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Солнышко» пгт Камские Поляны
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Доклад для педсовета на тему:
«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Подготовила:
Инструктор по физической культуре Юсупова Л.Ф.
Гражданско-патриотическое воспитание всегда было и остается актуальным в системе российского дошкольного образования. Это одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Патриотическое воспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности. Физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия по физической культуре позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины.
Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Формирование гражданско-патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, на экскурсиях и походах по памятным местам, в процессе проведения народных и подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов.
Работа с детьми по этому направлению ведётся систематически и последовательно, согласно годовому плану работы на учебный год.
Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом ДОУ по воспитанию патриотических качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение праздников, досугов таких как «День здоровья», «Масленица», «Праздник лета – День защиты детей», «Сабантуй», «День народного единства» и т.д.
Подобные праздники, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа.
Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих РФ.
А в процессе организации спортивных эстафет совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.
3. Отдельным направлением патриотического воспитания подрастающего поколения в ДОУ является военно - патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности детей. Это и День защитника Отечества, День Победы. День защитника Отечества – все мероприятия, посвящённые этому празднику, создают радостное восприятие этого дня; формирует патриотические чувства, гордость за родную страну; воспитывает у детей чувство уважения к российской армии, любви к родине; учит мальчишек быть защитниками. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, посвящённого Дню Защитника Отечества, или параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.
Центральным, стержневым моментом является самый торжественный праздник-День Победы. Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню, встречи с ветеранами ВОВ, чтение стихов, слушание рассказов воспитателей и родителей о героях, участие в акции «Бессмертный полк», музыкально-физкультурные праздники «Уроки мужества», «Помним, гордимся», «День Победы» и т.д. - это те мероприятия, оказывающие наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей.
Военно-спортивная игра «Зарница» является одной из форм, которая насыщена целью воспитания у детей чувства взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.
Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, педагогов и воспитателей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.
Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...
«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна те...
«Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»
Патриотизм зарождается в семье, а в детском саду мы только развиваем эти чувства!...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники....
Статья "Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"
В статье говорится о том, что формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно – волевых черт личности. Так же предложены направления и сред...
Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
Патриотическое воспитание подразумевает физически развитую личность....
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»
Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...