Статья "Формирование художественно – творческих способностей детей раннего возраста через сенсорное развитие» (из опыта работы)
статья (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._2023.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
| Шакурская Ирина Анатольевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 комбинированного вида» |
Из опыта работы
«Формирование художественно – творческих способностей
детей раннего возраста через сенсорное развитие»
В последние годы в системе образования происходят кардинальные перемены, на первый план выдвигается идея личностного развития дошкольника, готовности его к самостоятельной деятельности. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка дошкольника. Это – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Она способствует развитию не только его эстетического и нравственного воспитания, расширению кругозора, но и умственного развития.
Выполнение работ необычными материалами, нетрадиционными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействует на форму речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают эти предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображение им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Необходимыми условиями для формирования художественно-творческой деятельности ребенка раннего возраста являются: широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, соответствующая организация педагогического процесса, которая способствует накоплению впечатлений, эмоций, опыта.
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. Для ребенка раннего возраста сенсорное развитие является условием формирования у него элементов творческой деятельности.
В работе по данному направлению была поставлена цель: формирование художественно-творческих способностей детей раннего возраста через сенсорное развитие.
Выделили следующие задачи:
- Создание условий развития творческих способностей для детей раннего возраста;
- Предоставление возможности ребенку творить самостоятельно;
- Накопление впечатлений, эмоций, сенсорного опыта.
В ходе своей работы для развития творческих способностей, через сенсорное развитие, мы используем сенсорные коробки.
Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.
Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения.
Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития. Эта игрушка зародилась в США. Там их различные аналоги использовали уже давно, а вот к нам они пришли сравнительно недавно. Известный во всем мире педагог и разработчик методик раннего развития Мария Монтессори рекомендует родителям самим изготавливать такие развивающие игрушки, учитывая возраст, уровень развития и интересы ребенка. Что же такое сенсорная коробка для детей? По своей сути это домашняя песочница, наполненная разнообразными подручными материалами.
Тематически сенсорные коробки могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией.
Основой для подобной коробки может стать:
- таз для белья;
- большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;
- картонные коробки;
- деревянный ящик и т.д.
В наполнители тоже может идти все, что угодно: разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох. Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт.
Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.
Коробку можно наполнить песком и поставить в центр небольшую емкость с водой для игры в пляж. Ребенок готов поиграть с несколькими персонажами, вообразить их плавающими в бассейне, загорающими или читающими в тени деревьев. Так что появляется возможность поиграть в ландшафтного дизайнера, сделать из мокрого песка горку, вкопать по углам крошечные кадки с растениями – искусственными или настоящими, выбрать подходящих персонажей из детской коробки с игрушками. Но переполнять пространство реквизитом не стоит, так как малышу нравится проделать другие вещи, не следующие определенному игровому сюжету.
Тематика сенсорных коробок может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.
От 3 лет и старше ребенок готов играть в сюжетные игры и помогать в оформлении коробки. Для них сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр. Если в качестве наполнителя использовать несколько видов бобовых, одним из заданий станет сортировка и раскладывание фасолин и чечевиц по отдельным мисочкам при помощи пинцета. Героем такой игры может быть белка, птичка или даже Золушка.
При устройстве «зоопарка», можно предложить ребенку расселить животных: домашних – на ферму, африканских – среди пальм, водоплавающих – у пруда, лесных – под ёлкой.
Темы для оформления наборов подсказывают праздники, смена времен года, семейные события и любимые детские развлечения.
Оформление коробки дает множество тем для прикладного творчества и изобретательства. Самый простой путь – использовать элементы готовых конструкторов и наборов игрушек, скажем Лего или Киндер-сюрприз. Однако пальмы и цветы, заборы и мосты, а также зверей, птиц и человечков гораздо интереснее выдумывать из подручных материалов. Картонные ролики от туалетной бумаги – стволы деревьев, туловища героев, башни, колонны, тоннели. Элементы пластиковых бутылок – гроты, бассейны, фонтаны, арки. Упаковка для яиц – домики, цветочные горшки, валуны.
Я работаю с данным пособием несколько месяцев. И уже увидела ряд преимуществ использования сенсорных коробок. Почему мне понравились сенсорные коробки?
Сначала отвечу с точки зрения родителей, которые испробовали эту игру:
- сенсорная коробка увлекает детей и дарит родителям свободное время;
- если ваши дети любят хранить различные камушки, фантики, вы наконец найдете им применение;
- сенсорная коробка оказывает колоссальное воздействие на органы чувств ребенка и мелкую моторику, а значит и на развитие интеллекта; РЕЧИ
- возбужденный ребенок успокаивается, возясь с крупами;
- с помощью сенсорной коробки вы можете расширить представление ребенка об окружающем мире;
- менять содержимое сенсорной коробки можно бесконечно, эта игра почти ничего не стоит и никогда не надоедает.
Теперь посмотрим на сенсорную коробку глазами ребенка:
- новая игра!
- что мама спрятала на дне сегодня? вдруг я еще не все нашел?
- ничего себе! Настоящие часы! Ничего, что они уже сломались.
- как приятно запустить руку в фасоль!
- здесь будет стройка и экскаватор будет копать яму.
Как можно играть с сенсорной коробкой?
У вас уже, наверное, появились идеи. Вот идеи, которые использовали мы с родителями:
- сюжетные игры с игрушками;
- закапывать и находить игрушки;
- сажать растения;
- переливать и пересыпать наполнитель;
- сортировать.
Сенсорные коробки очень помогают в индивидуальной работе с детьми. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями и чувствами. Познание окружающего мира начинается именно с ощущений и восприятия. Возможности использования сенсорной коробки- это ее многофункциональность, практичность, доступность. В работе с сенсорными коробками я придерживаюсь основных принципов: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход.
Как вы успели заметить, к любому тематическому занятию можно создать сенсорную коробку. Организовать целое занятие на ее основе или использовать как одно из пособий. У сенсорной коробки нет возрастных ограничений. Как и нет ограничений в идеях ее использования.
Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕНСОРНОМ ОБОРУДОВАНИИ (из опыта работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы)
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул...
Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)
Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры.Выполнила Утемишева Г.К.
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры Сентябрь- январь 1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие предметно...
Формирование художественно-творческих способностей детей раннего возраста через сенсорное развитие
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей раннего возраста. Необходимыми условиями для формирования художественно-творческой деятел...
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
Родительское собрание "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр" (из опыта работы)
Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания...
Доклад «Развитие социального опыта детей старшего дошкольного возраста через целевые прогулки». ( Из опыта работы)
Материал будет полезен воспитателям старшей разновозрастной группы...