Конспект организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Фронтовые треугольники"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) "Фронтовые треугольники" с использованием технологии Н.А.Коротковой "Путешествие по "Реке времени"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
с детьми дошкольного возраста (5-6 лет)
«Фронтовые треугольники»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
- Создать условия для расширения и закрепления знаний детей о Великой Отечественной войне, о роли и значении писем, как средства связи и общения между людьми;
- Построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию познавательно- исследовательской деятельности для развития представлений об историческом времени- от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации;
- Побуждать детей к мыслительной активности, высказыванию предположений и формулировке простейших выводов, развитию навыков свободного общения со сверстниками и взрослыми;
- Способствовать формированию практических навыков работы с бумагой, выполнения всех этапов работы по схеме;
- Содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине, благодарность и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и желание заботиться о них.
Словарная работа: фронтовой треугольник, письмо с фронта, ветеран, полевая почта, Великая Отечественная война
Форма проведения: игра-путешествие по «реке времени»
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
Материал:
Демонстрационный: современные конверты с письмами, письмо-треугольник, презентация; импровизированный костёр; военный рюкзак, пилотки; 2 мольберта, панно «Река времени».
Раздаточный: листы бумаги формата А4 на каждого ребенка, клей, салфетки, клеенки; красные звёздочки, цветы и листочки,
Методы и приемы:
- практический: оригами «треугольник»; оформление письма (аппликация)
- наглядные: панно «река времени», просмотр презентации
- словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, художественное слово (чтение стихотворения «Фронтовое письмецо»)
- игровые: физминутка «Мы-солдаты»
Ход совместной деятельности:
Вводная часть
Психологический настрой
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Айгуль Рафиковна. Я приехала к вам из другого города.
- Вы слышали, нам пришло электронное письмо. (звук смс)
- Давайте посмотрим, от кого оно пришло.
Это мои воспитанники прислали нам пожелания доброго утра.
Мотивационно-побудительный этап
- А для чего людям пишут письма? (ответы детей)
- Люди пишут письма родным и друзьям, когда хотят поделиться какой-либо важной новостью, передать свои мысли, эмоции, поздравить с праздником. Это является проявлением заботы, жестом внимания.
Основная часть
Актуализация имеющихся знаний, расширение имеющихся представлений
- Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (настоящее)
-А как будет называться время о прошлых событиях? (прошлое)
- Как вы считаете, всегда ли были электронные письма? При помощи чего общались люди, когда еще не было интернета? (предполагаемые ответы детей)
- Хотите узнать?
- Как вы думаете, возможно вернуться в прошлое? Почему нельзя?
- А если представить, пофантазировать? Как можно оказаться в прошлом?
Знакомство с понятием «река времени»
- Я приглашаю вас отправиться в путешествие по «реке времени». Река течет быстро. Как время. И наша река так и называется- «Река времени». Река начинается в далеком, далеком прошлом - это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живем мы с вами.
Путешествие по «реке времени»
- Закроем глаза и отправимся в путь.
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Древность с вами попадём.
- Мы начинаем наше путешествие с древности (слайд). У меня в руках уголек. Как вы думаете, почему?
- Давайте остановимся и осмотримся здесь. Смотрите, какая большая пещера! Заглянем внутрь? Посмотрите, какие красивые рисунки на стенах.
- Что вы тут видите?
- Как вы думаете, чем рисовали люди в древности? (ответе детей: мел, уголь, камни).
Древние люди не умели писать, но всегда передавали свой жизненный опыт, победы, открытия, оставляя информацию на скалах, стенах пещер. Рисунки они наносили с помощью камней, угля от костра. Вот так первобытные люди создали первое письмо, где рассказывали о своих подвигах на охоте и событиях своей жизни.
- У кого есть желание нарисовать свое письмо?
(обратить внимание на «скалу» из фанеры и предложить детям нарисовать письмо углем).
Чуть позже люди писали на глиняных дощечках, бересте, пергаменте, на шкурах животных.
- К какому временному отрезку мы можем отнести данную картинку?
(картинку с изображением первобытного человека; поместить на панно у метки «древность»)
- Продолжаем наше путешествие, закроем глаза. (звук часов).
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Старину мы попадём.
- Как вы думаете, в каком времени мы оказались? (в старине)
- К старине мы отнесем события, которые происходили задолго до нашего рождения. (обратить внимание детей на панно)
- И сегодня мы будем говорить об одном из исторических событий, которое происходило в этот период.
- Ребята, какой праздник 9го мая празднует вся наша страна? (День Победы в Великой Отечественной войне).
- В этом году люди будут отмечать юбилейную дату- 75 лет Победы. Вы уже много знаете о военном времени.
Давным-давно была война. В то июньское утро 1941 года с аэродромов поднялись в воздух самолеты с бомбами (слайд). Воздух наполнился рокотом моторов танков, грузовиков. Фашистские самолеты бомбили наши города. На борьбу с захватчиками встала вся наша страна. Все взрослые мужчины стали солдатами и ушли на фронт.
- Ребята, посмотрите, что это. (обращает внимание на рюкзак) Давайте посмотрим, что в нем? (достает пилотку)
-Как вы думаете, что это за головной убор? (пилотка). Кто носил пилотки?
- Представим, что мы сейчас тоже солдаты. (предлагает надеть пилотки)
Динамическая пауза
Встанем ровненько, ребята! Вы теперь у нас солдаты.
Ремешки все подтянули, плечики расправили.
Влево, вправо повернулись, на носочках подтянулись.
Зашагаем дружно вместе, маршируем мы на месте.
Взяли мы под козырек, подмигнули и молчок.
Практическая работа. Изготовление «фронтовых треугольников»
- А сейчас я предлагаю вам присесть у костра и отдохнуть, как отдыхали солдаты в редкие минуты тишины, между боями (воспитатель и дети присаживаются у «костра», вспоминают правила безопасности при обращении с огнем)
- Как вы думаете, что делали солдаты во время отдыха? (ответы детей).
- А еще солдаты читали письма, пришедшие из дома. В те годы это была единственная связь воина с родными. Для солдат такие письма были частицей родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького, ничем не заменимого счастья. Солдаты тоже писали письма родным. Тетрадный листок складывали треугольником. И как сложить его, знал даже новичок в военном деле. Напишет солдат письмо, сложит треугольником, напишет адрес и отдаст военному почтальону или опустит в ящик «полевой почты». Письма, полученные с фронта, очень берегли. Такие письма называли «фронтовые треугольники».
- Предлагаю вам послушать, что писал солдат в своем письме (воспитатель «читает» письмо, сопровождая показом складывания в «фронтовой треугольник»
«…Написал я всё, что надо,
А увижусь — доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый — самый главный,
Этот угол я загну,
Чтоб с Победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго —
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо!»
- Хотите сложить такое же треугольное письмо? Присаживайтесь за столы. (обратить внимание на осанку детей).
- Давайте сложим письмо вместе со мной, а также вам поможет в этом схема, которую вы видите на столе.
- Берем правый верхний угол листка и складываем к противоположной стороне, выравниваем и проглаживаем.
- Берем второй угол и снова складываем к противоположной стороне, выравниваем и проглаживаем.
- У нас получился треугольник, а снизу- остаток-прямоугольник.
- Нижний остаток сгибаем к прямоугольнику.
- Берем один из углов прямоугольника и складываем треугольником, также складываем второй нижний угол.
- Оставшуюся часть нам нужно поместить в кармашек большого треугольника.
(педагог раздает детям листы бумаги, дети складывают письмо, используя схему и показ воспитателя).
- У кого получилось, помогайте своим друзьям.
- Что вы сейчас делали? (складывали письма)
- Как называли такие письма? (фронтовые треугольники)
- Победа досталась нашему народу нелегко. Солдаты той далекой войны давно уже стали дедами и прадедами.
- Как мы называем людей, участников боевых действий? (ветераны)
-Обратите внимание на экран. Ветераны с волнением идут на парад Победы. Для них это очень важное событие. С каждым годом ветеранов становится все меньше.
-Подумайте, как мы можем порадовать ветеранов? Что можем им подарить? (ответы детей: прочитать стихи, спеть песню, сделать открытку и т.д.)
- Предлагаю украсить наше фронтовое письмо.
- Что вы видите перед собой? (звездочки, красные гвоздики)
- Что обозначает красная звёздочка? (В военные годы за большие заслуги в деле обороны страны награждали Орденом Красной Звезды)
- Что обозначают цветы? (В праздники принято дарить цветы. А еще, в знак памяти цветы возлагают к памятникам и обелискам павших солдат)
(Дети украшают письмо-треугольник).
- У всех получились замечательные подарки. Молодцы!
- Что мы с вами украшали? (треугольные письма)
- Как их называли по-другому? (фронтовые треугольники)
- Кому мы их подарим? Где вы сможете вручить подарок?
- Оставим на время наши фронтовые треугольники на столе, и подойдем к реке времени. К какому временному отрезку мы отнесем картинку? (к старине)
(педагог показывает картинку с изображением событий Великой Отечественной войны, размещает к метке «старина»)
Сравнение фронтового письма и современного.
- Снова закроем глаза и продолжим наше путешествие (звук часов)
Тик-так, тик-так,
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
В Наше время попадём.
-И наша последняя остановка называется «Наше время».
- Ребята, что у меня в руках? (показывает детям конверты с письмами
- Как вы считаете, в наше время нужны письма?
- Вы получаете письма? От кого получаете?
- Кто приносит письма? (почтальон)
- К какой метке на «реке времени» мы отнесем современный конверт? (педагог размещает на панно картинку с изображением конверта)
- Какие письма отправляют в наше время люди друг другу чаще всего? (голосовые, электронные, видеописьма)
- Как вы думаете, какие будут письма будут в будущем? (ответы детей) Давайте вы подумаете об этом сами, или пофантазируете дома, с родителями.
Заключительный этап
- Теперь я предлагаю повторить наше путешествие, только по реке.
- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?
Здесь много картинок, я предлагаю вам расположить их так, чтобы каждая картинка оказалась в своем времени.
- Давайте проверим, правильно ли мы расположили картинки. (вместе проверяют правильность выполнения.
Рефлексия
- Мне понравилось с вами путешествовать. Что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым интересным? Что было трудным? Что удивило?
Литература:
«Дошкольнику о Защитниках Отечества» Л.А Кондрыкинской
Использовались песни авторов «Последнее письмо» С.Туликов
М.Пляцковский, «День Победы» Д.Тухманова, В.Харитонова «Священная Война»
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание"
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание"...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание" тема: "Лесная полянка"
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание" тема: "Лесная полянка"...
Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Цель: 1. Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями речи. 2. эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого ...
«Художественно-эстетическое развитие в процессе организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» Материал для районного методического объединения.
Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации? Художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятель...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (6-7 лет) "Пожарные учения"
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей 6-7 лет «Пожарные учения»...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ НА ТЕМУ "ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА"
Знакомство детей с моделями безопасного поведения через возможные в реальной жизни ситуации; формирование представлений об основах личной безопасности....
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ НА ТЕМУ: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ В.Г. СУТЕЕВА "МЕШОК ЯБЛОК"
Развитие у детей математических представлений о цвете, размере, колличестве...