Интегрированное занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Алена Игоревна Рожкова

 

Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
 

Формы занятия: сюрпризный момент, беседа, загадывание и отгадывание загадок, дидактическая игра, рисование,  придумывание конца сказки, моделирование.
 

Цель: Формировать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству.
Задачи:

Обучающие:
- закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки;
Развивающие:
- развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки (ТРИЗ);
- развивать умение придумывать  сказку на новый лад (ТРИЗ);

- учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения (ТРИЗ),
- развивать внимание, память, воображение, мышление;
- развивать речь, активизировать словарь;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность;
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через малые фольклорные формы;
- воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam_sr.gr_.docx296.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2»

Интегрированное занятие по речевому развитию                                                                                                                    «Путешествие по сказкам».                                                                                Средняя группа

                                                                                           Подготовила:

                                                                      Рожкова Алёна Игоревна

с. Ловозеро

Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Формы занятия: сюрпризный момент, беседа, загадывание и отгадывание загадок, дидактическая игра, рисование,  придумывание конца сказки, моделирование.

Цель: Формировать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству.
Задачи:

Обучающие:
- закрепить умение узнавать знакомые русские народные сказки;
Развивающие:
- развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой сказки (ТРИЗ);
- развивать умение придумывать  сказку на новый лад (ТРИЗ);

- учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения (ТРИЗ),
- развивать внимание, память, воображение, мышление;
- развивать речь, активизировать словарь;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность;
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через малые фольклорные формы;
- воспитывать самостоятельность, уверенность, аккуратность;

Словарь новых слов: волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая, поучительная, необычная.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о героях сказок, драматизация отрывков из сказок.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровая технология, технология «ТРИЗ».
Оборудование и материалы: Ларец, сундучок, книжки со сказками, блюдечко, наливное яблочко, пенек, клубок, игрушки волка , медведя, зайца, бабы яги,  Иванушки,  ватман большого формата на котором изображен лес, готовые кружочки желтого цвета, простые карандаши, клеевые карандаши,  домик бабы яги,  аудиозапись;

Ход занятия

  1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
    Звучит музыка «Приходи сказка». Под музыку дети входят в группу
    Воспитатель: Ребята мы с вами попали сегодня в  сказочное царство.  Я слышала, что  в этом  царстве случилась беда. Гуси- лебеди унесли Иванушку к Бабе - Яге. Что же делать?
    Дети: Мы поможем найти Иванушку.
    Воспитатель: Но вы должны выполнить много  заданий. Не испугаетесь трудностей?
    Дети: Нет.
    Воспитатель: А дорогу к Бабе – Яге нам покажет вот этот волшебный клубок. (Бросает клубок)

    2. Дидактическая игра «Угадай сказку».
    Воспитатель:  Ребята посмотрите, клубочек нас привел к ларцу
     -Наш ларец не простой,
    Он волшебный, вот какой!
    Хотите узнать, что находится в волшебном мешочке? (Дети по очереди достают книжки  со сказками, говорят, как называется сказка,  мотивируя свой ответ.)
  2. 3. Беседа о сказках.
    Воспитатель: Ребята, а какие это сказки?
    Дети: Русские народные.
    Воспитатель: Почему сказки называются народными?
    Дети: Потому что их сочинил русский народ.
    Воспитатель:  Что такое сказка?
    Дети: Сказка это то, чего на самом деле не бывает. Это волшебство. Чудо. В сказке с героями случаются необыкновенные события. Говорят звери, птицы, рыбы, растения, игрушки, предметы.
    Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она? 
  3. Дети: Волшебная, умная, интересная, добрая, загадочная, радостная, мудрая, смешная и т.д.
    Воспитатель: А чем же заканчиваются сказки?
    Дети: Добро побеждает зло, у сказки счастливый конец.
    Воспитатель:  У каждой сказки есть начало и конец. Какими словами может начинаться сказка?  

Дети: Жили-были…, жила –была…,

Воспитатель: Какими словами обычно заканчивается сказка? (Жили-поживали и добра наживали)

4. Отгадывание загадок.
Воспитатель:  Покатился дальше наш волшебный клубочек. (к зайцу)
-Из каких же сказок пришел к нам заяц? («Теремок», «Заюшкина избушка», «Хвосты».) Воспитатель: Зайчишка нам принес загадки
1. Сидит в коробе девочка, 

У мишки за спиной;
Он сам того не ведая,
Несет ее домой («Маша и медведь»).
2. Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
3. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?

 Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Восп: Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы!

5. ТРИЗ.
Воспитатель:  Катится дальше наш клубочек. И встретился нам…  (Медведь )

Воспитатель: В каких сказках медведь является героем?

Дети: «Три медведя», «Машенька и медведь», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок»  

Воспитатель:  А если в сказке «Маша и медведь» медведь не согласился бы нести пирожки дедушке и бабушке в деревню, как бы Машенька добралась домой?  (Решение противоречий в сказке)

Воспитатель: Маша подружилась с медведем. Однажды, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. По дороге случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их медведю? (Решение проблемной ситуации)  

6. Музыкальная разминка

Воспитатель: Покатился клубочек дальше. (Сундучок с музцентром)

-Ребята, посмотрите,  клубочек привел нас к волшебному сундучку. Что же там?

А там музыкальная разминка (аудиозапись «Собрались на празднике все мои друзья»)

7. Составление предложений по опорным словам
Воспитатель:  Покатился клубочек дальше. (Пенек, на пеньке блюдечко с наливным яблочком)

Воспитатель:  Ребята, посмотрите,  клубочек привел нас к наливному яблочку и серебряному блюдечку

-А на блюдечке какое-то задание: « Составьте предложение по опорным словам

(Колобок, тропинка, катится.  Волк, бабушка, съесть. Красная шапочка,  встретить, лес, волк. Дед, баба, слепить, снег, снегурочка. Звери, построить, лес, зимовье. Лиса, выгнать, заяц, избушка)

7. Перевирание  сказки.
Воспитатель: Наш клубочек катится дальше. И встретился  нам на пути серый волк. Из каких сказок он пришел к нам?

Дети: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Иван-царевич и серый волк»

Воспитатель: Давайте придумаем другую сказку. Жила-была не красная шапочка, …(желтая) Пошла она не к бабушке, а к… Она взяла с собой…По дороге девочка встретила … Что было дальше


8. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель:  Нам снова надо продолжать путь. Катись мой волшебный клубочек. В какую сказку нас привел клубочек?.
Дети:  Колобок.
Воспитатель: Какой колобок на картинке?

Дети: Грустный, печальный, невеселый, унылый)
Воспитатель:  А как вы думаете, почему колобок такой грустный?

Дети: Он один, у него нет друзей.
Воспитатель:  Давайте поможем колобку, нарисуем много колобков, чтобы он с ними дружил. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель: А теперь разомнем наши пальчики.
9. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

10. Художественно-продуктивная деятельность.
Дети рисуют глаза, нос, рот на готовых кружочках колобков и приклеивают их на ватман с изображением леса.
Воспитатель:  посмотрите, сколько друзей теперь у колобка. Он сразу повеселел

Воспитатель: Ребята, отправляемся в путь искать Иванушку. (Бросает клубок.)

11. Итог непосредственной образовательной деятельности.  
Звучит тревожная музыка «Полет Бабы-Яги». (аудиозапись)
Воспитатель: Ребята. Посмотрите вот мы и добрались до современного дома бабы яги. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.
Баба-Яга: (выходит из избушки): Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?
Воспитатель:  Ребята, нужно вежливо попросить Бабу-Ягу, вернуть нам Иванушку.
Дети: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Аленушка плачет.
Воспитатель: Баба-Яга, ребята много трудных заданий выполнили, чтобы тебя найти. Баба-Яга: Расскажите, что вы делали в моем сказочном царстве?
Дети: Угадывали сказки, отгадывали загадки, составляли предложения, придумывали конец сказки, придумывали новую сказку про красную шапочку, рисовали друзей для колобка .
Баба-Яга: Молодцы! Иванушку я вам отдам, пусть домой идет. Ведь его там все любят и ждут. До свиданья ребята. Я теперь буду доброй, и никого не буду обижать. (Уходит.)
Воспитатель:  Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Что больше всего понравилось вам в сказочном царстве?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по речевому развитию «Путешествие в зимний лес»

Цель: учить детей развивать речь, формировать словарный запас и грамматический строй речи, закреплять навыки полных ответов; развивать интерес к природе родного края.Задачи:• Познавательные:- за...

Открытое занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам»

Совершенствовать использования в речи слов с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.- Побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.-Закрепить знание ск...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказку"

Развитие познавательной активности детей, словесного творчества, воспитание самостоятельности , инициативы средствами устного народного творчества...

Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие в лесную сказку" в средней группе

Учить детей умению соотносить знакомые образы с символами сказки «Теремок»;Развитие диалогической речи (умение слушать и понимать собеседника). Упражнять детей в восстановлении простых пос...

Технологическая карта ООД (Занятия) по речевому развитию "Путешествие в сказку Репка"

Технологическая карта НОД по развитию речи в группе раннего возраста«Путешествие в сказку «Репка» Цель. Вызвать желание с помощью воспитателя инсценировать и пересказывать ...

Конспект открытого занятия по речевому развитию Путешествие по сказкам

Цель: повышать речевую активность детей.Задачи: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действи...