"Применение личностно - ориентированной технологии в старшей группе"
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №5 «Степнячок»
Семинар
Тема: «Применение личностно-ориентированной технологии в старшей группе»
Выполнила: воспитатель
первой категории
Лапшина Т.А.
Акбулак 2021
Цель: Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с личностно – ориентированных технологиях детей старшего дошкольного возраста.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Лапшина Татьяна Александровна, воспитатель детского сада №5 «Степнячок». В основе своей профессиональной деятельности я вижу уважение к личности ребёнка и желание помочь каждому максимально развивать свои способности, достичь как можно более высоких результатов в учебе, интеллектуальном и личностном развитии. Другими словами, сделать все, чтобы мои воспитанники смогли успешно себя реализовать в дальнейшей жизни.
Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведением ФГОС ДО которые полностью меняют систему воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Одной из таких приоритетных технологий в педагогике, которую я использую ,является личностно-ориентированная технология.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, добре и ласке как основном средстве.
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Задачи личностно-ориентированной технологии:
- гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
- приоритет личностных отношений;
- индивидуальный подход к воспитанникам.
Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:
- игры, занятия, спортивные досуги
- беседы, наблюдения
- экспериментальная и проектная деятельность
- упражнения, гимнастика, массаж
- тренинги, этюды, образно-ролевые игры
-конкурсы и выставки детского творчества
Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы Каждый ребенок группы должен имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится
Задачей воспитателя при этом является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности.
В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
1.Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.
2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Я вместе с детьми создаем вместе условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения)
Основой личностно ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от меня больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания дисциплины в группе).
В своей работе я использую следующие приемы личностно-ориентированного подхода.
Прием «Дежурство по тишине».
Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх.
Вместе с детьми выбираю одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)
2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.
Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).
Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)
Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).
Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Наблюдая за детьми в процессе дня помогаю лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности, как можно помочь ему, если это требуется.
Взаимодействуя с детьми, учитываю их возрастные и индивидуальные собенности:
- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном воспроизведении;
-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;
- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как
смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных
переживаний;
- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:
во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное
время;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности
обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно
и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае
невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №5 «Степнячок»
Семинар
Тема: «Применение личностно-ориентированной технологии в старшей группе»
Выполнила: воспитатель
первой категории
Лапшина Т.А.
Акбулак 2021
Цель: Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с личностно – ориентированных технологиях детей старшего дошкольного возраста.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Лапшина Татьяна Александровна, воспитатель детского сада №5 «Степнячок». В основе своей профессиональной деятельности я вижу уважение к личности ребёнка и желание помочь каждому максимально развивать свои способности, достичь как можно более высоких результатов в учебе, интеллектуальном и личностном развитии. Другими словами, сделать все, чтобы мои воспитанники смогли успешно себя реализовать в дальнейшей жизни.
Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведением ФГОС ДО которые полностью меняют систему воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Одной из таких приоритетных технологий в педагогике, которую я использую ,является личностно-ориентированная технология.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, добре и ласке как основном средстве.
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Задачи личностно-ориентированной технологии:
- гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
- приоритет личностных отношений;
- индивидуальный подход к воспитанникам.
Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:
- игры, занятия, спортивные досуги
- беседы, наблюдения
- экспериментальная и проектная деятельность
- упражнения, гимнастика, массаж
- тренинги, этюды, образно-ролевые игры
-конкурсы и выставки детского творчества
Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы Каждый ребенок группы должен имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится
Задачей воспитателя при этом является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности.
В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
1.Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.
2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Я вместе с детьми создаем вместе условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения)
Основой личностно ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от меня больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания дисциплины в группе).
В своей работе я использую следующие приемы личностно-ориентированного подхода.
Прием «Дежурство по тишине».
Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх.
Вместе с детьми выбираю одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)
2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» - три силуэта ладони - сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.
Красная ладонь - «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).
Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)
Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).
Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Наблюдая за детьми в процессе дня помогаю лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности, как можно помочь ему, если это требуется.
Взаимодействуя с детьми, учитываю их возрастные и индивидуальные собенности:
- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном воспроизведении;
-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;
- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как
смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных
переживаний;
- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:
во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное
время;
- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности
обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно
и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;
- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае
невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД "Краски осени" для детей подготовительной группы с применением личностно-ориентированных технологий
Дети взаимодействуют со сказочным персонажем, проявляют активность в решении поисковой ситуации: самостоятельно определяют настроение музыкального произведения, находят соответствующую карт...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ «ПУТЬ К УСПЕХУ». С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дума...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок»....
Конспект досуга «Мой город» для старших дошкольников (с применением личностно-ориентированной технологии)
Вязьма - город мой родной,Вязьма - город мой любимый,Небом бережно хранимый,Я тебе верна душой... Переулки, двор мой старый,С виду вроде бы усталый,Вклад внесли совсем не малыйВ мой почти уж взро...
Сообщение " Применение личностно-ориентированных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми средней группы".
quot;Применение личностно-ориентированных технологий в воспитательно-образовательном процессе"....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением личностно-ориентированной технологии на тему: «Путешествие в мир сказок». во второй младшей группе
Цель: расширить представления детей о сказках.Задачи: Формировать интерес к устному народному творчеству,Воспитывать интерес к сказкам.Воспи...