"Организация совместной деятельности детей и родителей посредством декоративно-прикладного искусства"
презентация к уроку (старшая группа)
Декаративно-прикладное творчество помогает обоготить стремления детей,преобразовать мир, расвивать нестандартное мышление, свободуу, индивидуальность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад № 69» ГБОУ СОШ №6
г.о. Сызрань
воспитатель Главатских В.В.,
«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
(Слайд 1 )Уважаемые коллеги, все мы знаем, что развитие и процветание любого государства невозможно без роста творческого и нравственного потенциала его граждан. Сегодня Россия остро нуждается в творчески, нестандартно мыслящих гражданах, умеющих создавать оригинальные проекты и воплощать их в жизнь. (Слайд 2) Наша цель — воспитать ребенка, который может стать способным и сознательным членом общества.
(Слайд 3) Одним из средств воспитания является декоративно-прикладное творчество. Термин «декоративное творчество» - это раздел художественного творчества, направленной на создание различных изделий, совмещающих художественную и практическую ценность, понятие широко по охвату понятий, во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного творчества.
(Слайд 4)Оно обогащает стремления детей преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность. В процессе занятия декоративно-прикладным творчеством у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о культурных традициях русского народа.
Эти знания прочны, потому что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь, сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Согласно требованиям Федеральной образовательной программы дошкольного образования в старшей группе продолжаем знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепляем и углубляем знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагаем создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомит с её цветовым строем и элементами композиции, поощряет детей за разнообразие используемых элементов. Продолжаем знакомить детей с особенностями декоративной лепки.
(Слайд 5) При работе с детьми в данной области, использую разные формы детской деятельности: индивидуальные занятия, экскурсии в музеи, инсценировки сказок, сюжетно-ролевые игры, проведение праздников и досугов, акции и выставки совместно с родителями.
Сложившееся сочетание семейной и профессиональной занятости далеко не всегда позволяет родителям достаточно общаться со своими детьми. В основном нехватка времени на воспитание связана с переработками и сверхзанятостью родителей. Организованная совместная творческая деятельность — это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу. Творческий процесс стимулирует ребенка, развивает коммуникативные навыки, пассивный и активный словарь детей, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Я расскажу об одной из форм организации совместной творческой деятельности родителей и детей - проведении мастера-класса детей с родителями по расписыванию дымковской игрушки.
(Слайд 6,7) Цель мероприятия: вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, что позволит развивать декоративное творчество детей и решать следующие задачи:
- формировать духовно-нравственные качества, в процессе ознакомления с различными видами искусства духовно-нравственного содержания;
- расширять представления детей о народном искусстве, художественных промыслах; развивать интерес к участию в фольклорных праздниках;
- поддерживать личностные проявления детей в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.
- развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;
- совершенствовать у детей изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;
- развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций;
На этом мероприятии с родителями воспитанников, мы смогли узнать особенности росписи дымковской игрушки и сами выполнили ее .
(Слайд 8) «Дымковская игрушка- один из русских народных промыслов», которая хранит ценности самого народа и является достоянием семьи. Я познакомила родителей с изделиями народных промыслов, предложила создать изображения по мотивам народной декоративной росписи.
Я показала родителям игрушки-готовые изделия, тематические альбомы, презентацию по теме, дети рассказывали стихи о дымковской игрушке. (Слайд 9) Далее я познакомила присутствующих с вариантами росписи.
Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:
круги – означали солнце, волнистые линии – небо, маленькие кружочки – семена. (Слайд 10,11 ) В росписи дымковской игрушки очень ценна возможность несколькими простыми и лаконичными приемами достичь большой художественной выразительности. Художник никогда не вычерчивает заранее четких контуров в узорах, если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые волнистые линии, полоски, клеточки, пятна, точки-горошины. Круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, - все эти узоры наносятся сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Краски яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, синие, оранжевые.
Дымковские мастера пользуются «тычком» получается быстро и красиво Тычок– самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. Мы использовали ватную гигиеническую палочку, а также можно использовать обратную сторону кисточки. (Слайд 12) После показа приемов росписи, я раздала шаблоны и предложила расписать фигурки дымковской росписью. Фигурки животных надо расписывать с опорных деталей - копыта, лапы. Кистью нужно работать свободно, поворачивая лист в разные направления. Не стоит забывать, что необходимо оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов. После этого раздала фигурки из соленого теста. Их надо было расписать узорами дымки.
(Слайд 13) Процесс росписи дымковской игрушки вызывал у родителей и детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.
Дымковская игрушка очень яркая красочная, фигурки похожи на сказочных персонажей наших русских народных сказок они очень нравятся детям, а когда они сами, своими руками создают эту красоту они попадают в эту сказку.
Превращение фигурки, увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество, развивает уверенность в себе, что дает развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
(Слайд 14) Взаимная деятельность по средством декоративно-прикладного творчества родителей и детей обогащает и вдохновляет, интересно наблюдать, как в процессе творчества родители сами становятся детьми и результат выполненных простых поделок приводит в восторг. Между детьми и родителями появляются совместные радости и вопросы: как сделать красивее, интереснее с ребенком в творческом процессе.
В дальнейшей своей деятельности, я планирую организовать подобные мероприятия с использованием других видов декоративно-прикладного творчества, таких, как гжель и хохлома.
Библиографический список
- Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.
- Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2006.
- Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2006. №6.
- Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет. – М., 2009.
- Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., 2010.
- Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1.
- Соломенникова О.А. «Радость творчества. Ознакомление детей 4 – 7 лет с народным искусством». 2-е издание исп. и доп. – М: Мозаика – Синтез. 2005.
- Соломенникова О.А. «Ознакомление детей с народным ДПИ». / «Дошкольное воспитание»., 2005. №9.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., 2010.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ»
Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями....
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет "ПЕСОК"
Этот образовательный маршрут посвящен песку. Это вещество обладает уникальным свойствам. Предлагаем вам вместе со своим ребенком на некоторое время превратиться в исследователей, чтобы поближе познако...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей на тему "Лето с пользой для детей"
Чем можно заниматься на компьютере, помимо игр? Компьютер предоставляет массу возможностей для поиска информации, обучения и развлечения! Представляю вам как вариант совместного досуга детей и родител...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Зачем нужны деревья?» (для детей 4-5лет)
Уважаемые родители! Мы с Вами знаем о глобальных застройках, расширениях городов и следовательно очищения пространства от зеленых зон. Строятся заводы, увеличивается количество автомобилей на дор...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет По познавательному развитию «Дорожная азбука» для детей среднего дошкольного возраста
Актуальность проблемы:На дорогах России увеличивается число пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях с каждым годом. К большому сожалению, в числе пострадавших есть и дети. Причиной м...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет Тема: "День защиты детей с семьей"
Материал разработан для совместной деятельности детей и родителей . Состоит из подборки заданий, которые будут интересны детям ....
Консультация для родителей по организации совместной деятельности детей и родителей по ЗОЖ
Вырастить ребенка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями? Многолетняя практика нашей работы показывает, что здоровье детей зависит не...