Методическая разработка семинара для родителей «Нужна ли для детской игры всякая всячина»
методическая разработка
Обогащение представлений родителей об использовании бросового материала в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_s_roditelyami.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Малышок» г.Енисейска Красноярского края
Методическая разработка семинара для родителей
«Нужна ли для детской игры всякая всячина»
Выполнила: Зырянова Наталья Геннадьевна,
воспитатель
г. Енисейск, 2021
Тема: «Нужна ли для детской игры всякая всячина»
Цель: обогащение представлений родителей об использовании бросового материала в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Актуализировать для родителей тематику семинара.
- Включить родителей в совместную деятельность по использованию бросового материала.
- Заинтересовать родителей возможностями использования бросового материала в игре старших дошкольников.
Предполагаемые результаты:
Родители задумались о значении бросового материала в обогащении игровой среды детей, их разностороннем развитии и готовы принять участие в проектировании развивающей предметно – пространственной среды с точки зрения полифункциональности ее составляющих материалов.
Актуальность: В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей происходит развитие интересов, любознательности, у них развивается воображение и творческая активность, формируются первичные представления об объектах окружающего мира. Работая с разнообразными материалами, дети знакомятся с их свойствами, структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся нестандартно мыслить. Бросовый полифункциональный материал дает, с одной стороны, возможность педагогам обеспечить достижение этих образовательных результатов, а с другой стороны, детям чувство независимости от взрослых, возможность использовать его по своему усмотрению для организации своего игрового пространства. Работа с бросовым материалом учит и взрослых, и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения для ненужных и отживших свое вещей, учит бережливости и ценностному отношению к окружающей среде. А главное – этот материал всегда можно найти, и он разнообразен. Но в нашей группе в определенный период мы столкнулись с тем, что родители не понимали, для чего их дети несут в детский сад баночки из-под йогурта, молока, шампуней и др., разные коробочки, диски, палочки от мороженого и т.п., многие из них начали задавать вопросы: «Зачем вам этот мусор?», некоторые возмущались: «Лучше нормальные игрушки купить, чем разное барахло собирать». Возникла необходимость организовать семинар-практикум для родителей по использованию бросового материала в игре дошкольников.
Технологическая карта семинара для родителей
Структура семинара | Задачи этапов семинара | Предполагаемые результаты этапа |
1. Приветствие и актуализация темы семинара. | Создать условия для эмоциональной направленности участников семинара (родителей, педагогов) друг на друга. Актуализировать у родителей имеющиеся представления, обобщить и дополнить их, о значимости игровой деятельности детей в их развитии. | Создана эмоционально благоприятная атмосфера для дальнейшей совместной деятельности. Определена значимость игровой деятельности для развития детей. |
2.Практическая работа по возможному использованию бросового материала. | Создать условия для объединения родителей в группы для дальнейшей работы. Включить родителей в творческое взаимодействие в группах по использованию бросового материала. | Участники семинара в ходе творческого взаимодействия в группах нашли возможные варианты использования разнообразного бросового материала детьми и представили свои находки друг другу. |
3.Презентация возможностей бросового материала в игре дошкольников. | Презентовать родителям инициативы детей в использовании бросового и природного материала в игре. | Родители познакомились с вариантами использования их детьми бросового и природного материала в реализации своих игровых замыслов. |
4.Рефлексия, подведение итогов семинара. | Создать ситуацию содержательной оценки бросового материала для развития детей. Стимулировать родителей к участию в пополнении развивающей предметно-пространственной среды. | Участники семинара осуществляют обмен мнениями по поводу использования бросового материала в детской деятельности. |
Сценарный план семинара для родителей
Структура семинара | Содержание деятельности участников семинара: педагога и родителей |
1. Приветствие и актуализация темы семинара. | Педагог приветствует родителей и приглашает их в круг для социо-игрового взаимодействия «Волшебный клубок». Объясняет условия игры: передавая клубок по кругу, поприветствовать своего соседа с помощью комплиментов (клубок разматывается), а в обратном порядке (заматывая клубок) высказать свое видение: как ребенок может развиваться в игре? Предлагает родителям занять места на стульчиках и обобщая и дополняя, а возможно и опровергая высказывания родителей по поводу значимости игровой деятельности для развития детей, знакомит их с психолого-педагогическим обоснованием ее значимости. Игра является главной в жизни и развитии ребенка. Так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка и тоже значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе в работу». Игра - главная деятельность ребенка во все времена. Она важна и необходима независимо от результата и этим принципиально отличается от целенаправленности, с точки зрения взрослых, трудовой деятельности. Игровая деятельность является ведущей для ребенка дошкольного возраста. Ребенок во время игровой деятельности начинает осознавать правила игр и выделять их как центральный момент ее. Он относится к правилам, как к простому требованию взрослого – к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формированию до начала игры. В дошкольном возрасте нужно развивать в первую очередь сюжетно – ролевые игры, так как они помогают ребенку воспроизвести действия взрослых и отношения между ними, с их помощью ребенок учится моделировать мир взрослых и их взаимоотношения. Помимо сюжетно – ролевых игр ребенок дошкольного возраста играет в строительные, дидактические и театрализованные, подвижные игры. В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, развивают психические процессы, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества. |
2.Практическая работа по возможному использованию бросового материала. | Для дальнейшей работы предлагаю каждому родителю из предложенной коробочки с пуговицами (разного цвета, величины, фактуры) взять по одной пуговице и найти себе партнеров для дальнейшего взаимодействия (родители могут объединиться основываясь на одном или нескольких признаках пуговиц: например по цвету, форме или фактуре, по цвету и фактуре, по цвету и величине и т.п., при этом могут образоваться группы с разным количеством участников). В ходе поиска партнера дальнейшей деятельности родители свободно перемещаются по группе, после объединения в группы определяются с местом за одним из столов с примерно одинаковым набором полифункциональных материалов. Обращаю на него внимание и прошу обсудить в группах: Что же такое бросовый материал для ребенка – мусор или багаж для развития детей? После обсуждения в течение не более 2-х минут каждая группа участников по очереди обосновывает свой ответ. Ставлю в группах задачу: обсудить, что можно сделать с предложенным материалом и воплотить свои замыслы. Регламентирую время работы (7-10 минут). Во время работы групп наблюдаю за их деятельностью, задаю выясняющие и уточняющие вопросы, помогаю советом при необходимости. По истечению времени предоставляю возможность представителю группы (групп) представить результаты своей деятельности. Участники других групп могут выражать свое отношение к представленному. Если в ходе деятельности, какая-то из групп решает использовать предложенный материал в рисовании, не ограничиваю их только рамками игровой деятельности, но при обсуждении прошу подумать, как эти рисунки дети могут использовать в игре. Фиксирую и обобщаю выявленные в ходе работы в группах варианты использования бросового материала детьми, а так же обращаю внимание на вариант его использования для объединения в группы для совместной деятельности, как это происходило в рамках семинара. |
3.Презентация возможностей бросового материала в игре дошкольников. | Предлагаю занять места перед экраном и представляю вниманию родителей презентацию с фотографиями детской деятельности, сопровождаемые высказываниями, диалогами детей. (педагог комментирует слайды презентации, рассказывая о том, как возникла деятельность, что изготавливалось детьми, как другие дети включались в ту или иную деятельность). Родители имеют возможность задавать вопросы, обмениваться мнениями по поводу увиденного. |
4.Рефлексия, подведение итогов семинара. | Предлагаю родителям вернуться к вопросу: Что же такое бросовый материал для ребенка – мусор или багаж для развития детей? и на одном из лепестков будущей импровизированной ромашки (желтая сердцевина размещена на магнитной доске) написать свой ответ (на темном только слово «мусор», на белом – ценностное отношение, например, творчество, игра, радость и т.п.) и прикрепить вокруг сердцевины, озвучивая написанное. Обращаю внимание на ромашку: на начальном этапе в ромашке могут все же обнаруживаться темные лепестки, но постепенно в процессе целенаправленной работы в рамках игровой деятельности, родители все же начинают понимать значение полифункционального бросового материала для развития детей. Благодарю родителей за содержательное взаимодействие и высказываю надежду на дальнейшее сотрудничество в организации развивающей предметно- пространственной среды группы полифункциональным материалом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Семинар-практикум «Комнатные растения».
научить воспитателей ДОУиспользовать комнатные растения при оформлении групп детского сада....
Методическая разработка: "Семинар-практикум для родителей "Какие игрушки нужны вашему малышу"
Пример семинара-практикума для проведения с родителями детей раннего возраста. Практические задания "Ярмарка" и "Изготовление игрушки" позволят сделать встречу с родителями менее формальной. К материа...
Методическая разработка семинара практикума для воспитателей ДОУ "Играем вместе с детьми"
Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важност...
Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"
Методические рекомендации по разработке и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста....
Методическая разработка "Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Игрушки и пособия из бросового материала своими руками"
Сценарий семинара-практикума, презентация, буклет...
Методическая разработка семинара - практикума с родителями детей 5- 6 лет, имеющие речевые нарушения «Играя, развиваем речь»
Семинар - практикум "Играя, развиваем речь" был проведен с родителями на районном методическом объединение педагогов психологов и учителей - логопедов муниципального района Уфимский ра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»
Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и игровых упражнений, направленных на развитие детей в домашних условиях....