Методическая разработка семинара - практикума с родителями детей 5- 6 лет, имеющие речевые нарушения «Играя, развиваем речь»
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Семинар - практикум "Играя, развиваем речь" был проведен с родителями на районном методическом объединение педагогов психологов и учителей - логопедов муниципального района Уфимский район по теме «Повышение качества логопедической и психологической коррекции через систему работы с родителями детей, имеющих речевые недостатки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар - практикум "Играя, развиваем речь" | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ 5- 6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
«ИГРАЯ, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»
Авторы составители:
Киреева Б.Р., педагог - психолог
Гайнетдинова И.Р., учитель – логопед
МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка МР Уфимский район РБ
2014г
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рады видеть Мы сегодня пригласили Вас на семинар – практикум и очень рады видеть всех. Тема нашей встречи «Играя, развиваем речь».
И нашу встречу хотим начать со слов В. Сухомлинского «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
Выступление психолога об актуальности темы семинара: «Большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая её чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребёнка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребёнок спал или что ел. С каждым годом всё больше времени тратит ребёнок на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, всё меньше времени отводится игре.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает всё меньше места в жизни детей.
Особое внимание уделяется творческому характеру игры, её содействию развитию воображения, мышления, речи ребёнка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребёнка в целом. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.
В игре ребёнок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придётся включаться в роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удаётся. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные по статусу и содержанию роли.
Однако, это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребёнок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, т.к. считают, что они сами знают, как играть. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребёнку, как с ними играть. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.
Игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми, в процессе которой взрослый одновременно является и организатором и участником игры. В каждой самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.
Особенности игровой деятельности детей 5 – 6 лет – коллективная игра со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация
Данный семинар – практикум полезен родителям. Ваше участие в нем позволит повысить свою психологическую культуру, логопедические знания и надеемся, Вы будете применять используемый опыт в общении со своим ребенком».
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: Сегодня мы вас приглашаем в волшебную страну «Играландию».
Прежде чем отправиться в путешествие, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите свое имя, как бы вам хотелось, чтобы мы сегодня называли вас, и дополните фразу: «Я отправляюсь в путешествие и возьму с собой…» - назовите предмет, начинающийся на первый звук вашего имени. Каждый следующий участник после того, как предложит свой вариант продолжения фразы, повторяет все, что было сказано до него. Например: «Я Буляк, я отправляюсь в путешествие и беру с собой блокнот». Следующая за ней говорит: «Я Ольга. Я отправляюсь в путешествие и беру с собой одежду. Буляк взяла блокнот»
Игра-задание: Ну, а сейчас я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.
Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
- Рассказываю о своих играх в детстве
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
- Изготавливаем игрушки своими руками
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки, если он провинился.
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку
- Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка. Попробуем в этом убедиться и отправиться в страну «Играландию». (Звучит музыка, включаем проектор ночного неба на телеэкране появляется волшебная страна)
Посмотрите здесь столько много игрушек Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребёнок?»
Мамы должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочёл бы их ребёнок. Далее показываем родителям слайды с фотографиями детей, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребёнка.
Игрушки нас не отпустят, пока мы с ними не поиграем
Игра «Что изменилось» Предлагаем рассмотреть игрушки, которые лежат на столе и запомните их, в течение 10-15 секунд. Затем просим отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда открывают глаза по нашему сигналу, спрашиваем, что же изменилось.
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД: В стране Играландия живет Доктор Айболит, любимый герой наших детей. Он рекомендует играть с детьми и приглашает Вас поиграть в следующие игры…
Рекомендация №1 делать с детьми артикуляционную гимнастику ежедневно. А как правильно выполнять упражнения нам покажут, специалисты, приехавшие на наше мероприятие со всего района. А вы, уважаемые родители повторяйте за нами.
Вышла погулять Лягушка…..
1. «Лягушка»
Растяни в улыбке губы Описание: Растянуть губы в улыбке, чтобы
И пропой тихонько: «И-и-и» ты. были видны верхние и нижние зубы
Зубки все у нас видны
Сверху, снизу, посмотри!
Услышал её песенку Слоненок и поспешил к ней….
2. «Слоненок»
Губы вытяни вперед Описание: Губы вперед трубочкой, зубы
Покажи-ка хоботок почти сомкнуты
И спокойно спой слону:
«Ууууууу!»
И стали они петь вместе…
3. «Улыбочка» - «Хоботок»
«И-у, и-у»,- Описание: Чередовать упражнения
Тихо песенку пою, «Улыбочка» - «Хоботок» в одном ритме Тихо песенку пою:
«И-у, и-у» .
Вместе они пошли в гости к своему другу Бегемотику….
4. «Бегемотик»
Открываем рот пошире, Описание: Спокойно открыть рот.
Держим: раз, два, три, четыре Язык лежит за нижними резцами.
Если прыгает язык,
«Ааа» поем, и он лежит!
Во дворе у Бегемотика стояли качели и друзья стали на них кататься…
5. «Качели»
Сели дружно на качели Описание: Улыбнуться, открыть рот. И качели полетели: Широкий язык поднимать за верхние Вверх- вниз, вверх-вниз зубы, затем опускают за нижние
Только крепче ты держись!
Тут мама Бегемотика позвала друзей пить чай с блинами….
6. «Блинчик»
Утром рано мы встаем Описание: Улыбнуться, открыть рот
Вкусные блины печем Широкий расслабленный, язык
Ручейком по сковородке лежит на нижней губе
Тесто растекается…..
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается
Друзья помогли маме разлить чай в чашечки….
7. «Чашечка»
Блинчик на губе лежал, Описание: Из положения «Блинчик»
Вдруг поднялся, не дрожал. поднять язык загибая
Поднимал наверх края - боковые края
Это «чашечка» моя!
После чая друзья побежали играть дальше на улицу.
Рекомендация №2 Играть в игры на развитие фонематического слуха
Доктор Айболит предлагает поиграть в игру «Определи место звука в слове».
Я буду называть слова со звуком «ш»
-если услышите его в начале слова – топайте
-если услышите его в середине слова – хлопайте
- если услышите его в конце слова – кивните головой.
Подробнее об играх на развитие фонематического слуха можно будет узнать в очередном выпуске журнала «Речевая полянка».
Рекомендация №3
Делать дыхательную гимнастику. Развивайте силу, направленность воздушной струи.
Нам помогут следующие игры давайте поиграем в них:
Научим игрушку «летать» (игрушки на поддувание).
«Футбол с коктельными трубочками», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», «Поющий пузырёк».
Ну а теперь мы поблагодарим Доктора Айболита и отправимся дальше по стране «Играландия». И следующая остановка «Послушные пальчики»
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
На этой остановке мы с вами познакомимся с играми для развития мелкой моторики:
- Игры с прищепками
- Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
- Золушка - перебрать крупу.
- Карандаши
- Каляки-маляки". Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко
- "Мозаика". Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика
- Шарики Су-Джок – рефлексотерапия восточный метод.
Су Джок – это системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела, которые находятся на кистях и стопах. Их стимуляция оказывает заметное и профилактическое, лечебное действие. Расположены эти точки на кистях и стопах в строгом порядке, словно отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. Как лечебное средство массаж был известен ещё в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и с сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на цнс? В результате чего повышается её регулирующая роль в работе всех систем и органов.
Ну а теперь нас ждет новая остановка «Волшебные мячики».
Предлагаю поиграть в игры на развитие речи с мячиками. Лучше, если мячики будут с резиновыми шипами. (Родители берут по мячику и на каждый слог по тексту перекладывают (перебрасывают) его из одной руки в другую)
ША-ША-ША – на-ша Ма-ша хо-ро-ша;
ШИ-ШИ-ШИ – Ми-ша с Ма-шей ма-лы-ши;
ШУ-ШУ- ШУ- помогите малышу;
ШО-ШО-ШО - говорим мы хорошо.
А теперь эти же чистоговорки проговорим с помощью пальцев одной руки, двух рук.
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: «Играландия» волшебная страна, посмотрите, здесь даже обычный мешочек становится волшебным.
Игра «Я положил в мешок…»
Участники образуют круг. Перед ними на столе разложены мелкие предметы. Каждый по очереди берет один предмет и опускает его в мешок, сопровождая словами: «Я положил в мешок…». Следующий игрок говорит: «В мешке лежит… (называет предмет), а я кладу…». С каждым участником игры цепочка слов удлиняется.
В нашем таинственном мешочки, разные интересные вещи. Сейчас каждый из вас, не глядя – можно закрыть глаза, сможет достать из мешочка одну, любую, вещицу. И, так же, не глядя, только на ощупь нужно определить, что за предмет у вас в руках. И потом рассказать нам об этом предмете, все еще не глядя на него, как можно подробнее: не только назвать его, но и описать как можно больше его качеств и свойств – из чего он сделан, какая у него форма, поверхность, холодный он или теплый и т.д. Посмотреть на предмет можно будет только после моего разрешения, всем все понятно?
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД: Следующая остановка «Угадайка»
Нетрадиционные игры в развитии речи детей:
Игры с прищепками
Игры с бахильницами
Игры с коробочками из под киндер-сюрпризов
ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: В страну «Играландию» заглянул солнечный лучик – это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется по лбу, щекам, носу, губам, подбородку. Погладьте лучик: на лбу, на носу, на щеках, на губах, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть! Сейчас он перебрался на макушку (гладим голову), затем шею, живот, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами.
Всем участникам раздаем «лучи солнца» и предлагаем написать, что нового и интересного он узнал на семинаре об игре.
Обратная связь: Всем желающим предоставляется возможность высказать свое мнение об игре, что нового они узнали, сказать какие то пожелания, замечания, напутствующие слова
Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя ждать!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения тематического вечера для родителей детей среднего дошкольного возраста по теме: «Играя, развиваем речь детей»
Погружение родителей детей среднего дошкольного возраста в проблему профилактики и коррекции психоречевых нарушений и организации коррекционно-развивающей среды....
Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"
Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста может затруднять процесс их подготовки к овладению чтением и письмом....
Консультация для родителей на тему:«Как сформировать грамотную речь у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения?»
Речевые игры, способствующие формированию грамотной речи у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения....
Семинар- практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Играем- речь развиваем"
Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии все глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражает...
Игровой практикум для родителей детей 2-3 лет: «Дома играем – речь развиваем»
Методический материал для специалитсов и родителей детей 3 года жизни.Знакомит родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста, а также с речевыми играми в домашних условиях.Д...
семинар практикум для родителей детей с ОВЗ "В игры играем- речь развиваем"
семинар практикум для родителей детей с ОВЗ "В игры играем- речь развиваем"...