Самообразование 2019-2020г.
методическая разработка
Самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2020.docx | 17.02 КБ |
perspektivnyy_plan_kruzhka_2019-2020.docx | 86.06 КБ |
otchyot_po_samoobrazovaniyu_shafrygina_t.m._za_2019-2020_uch.god_.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию воспитателя Шафрыгиной Татьяны Михайловны
Тема: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных
техник рисования»
Цель: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
- Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую лите
- ратуру по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства
- развития творческих способностей;
- Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
- Применить полученные знания на практике;
- Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования.
Тема: «Использование нетрадиционных материалов при рисовании» 2019-2020 уч.г.
Цель:Изучить нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию;
3. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель».
Актуальность:
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
План раздела | Формы работы | Практические выходы |
Сентябрь | Изучение литературы по данной теме. Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики | Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов. Составление конспектов занятий |
Октябрь | Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования» Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ» | Консультация для педагогов: «Виды нетрадиционных методов рисованияи особенности методики проведения». Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей. |
Ноябрь | Мини - проект «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды» | Презентация: «Нетрадиционные техники рисования». |
Декабрь | Участие в конкурсах и выставках различного уровня | Дипломы и сертификаты |
Февраль | Работа с книгой Кислинской Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев» | Оформление картотеки: «Пальчиковые игры». |
Март | А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» | Консультация-практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования» |
Апрель | Изучение литературы: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Казаковой Р.Г. | Картотека нетрадиционных техник рисования |
Май | И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений». | Выставка детских работ, выполненных по нетрадиционным техникам |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Филимоновский детский сад»
М.А.Доронина
« » 2019год.
Кружок по нетрадиционной
технике рисования
в разновозрастной группе
Филиала МБДОУ «Филимоновский детский сад»,
с.Крутая Горка, ул.Луговая,12
«Каляка-маляка»
(срок реализации 1 год)
( Возраст детей с 2 до 7 лет)
Руководители:
Шафрыгина
Татьяна Михайловна-
воспитатель
Мут Юлия Леонидовна-
воспитатель
Крутая Горка,2019
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
*Обучать основам создания художественных образов.
*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Два занятия в месяц по 20 минут.
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование крупой(манка, гречка и др.): ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Перспективный план кружковой работы.
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Октябрь 2019 | |||
1 «Золотая осень». | Рисование способом тычка. | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 «Подсолнух». | Аппликация из крупы. | Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. | Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа. |
ноябрь | |||
1 «Два петушка». | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Цветные карандаши, листы бумаги |
2 « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. |
декабрь | |||
1 «Снежная семья». | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2 «Елочка». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
Январь 2020 | |||
1 «Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, трубочка для коктейля |
2 «Мои рукавички». | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. |
февраль | |||
1 «Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2 «Подарок папе». | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации |
март | |||
1 «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2 «Какого цвета весна». | Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
апрель | |||
1 «Расцвели одуванчики». | Метод тычка. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
2 «Хмурый день». | Пластилиновая живопись | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. |
май | |||
1 «Букет к 9 мая». | Пластилинография. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин. |
2 «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
| Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
Список используемой литературы:
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Предварительный просмотр:
Шафрыгина Татьяна Михайловна.
Отчёт по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных
техник рисования» за 2019-2020 учебный год.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Эффективнее начинать её развитие с дошкольного возраста.
« … Это правда! Ну чего же тут скрывать ?
Дети любят, очень любят рисовать.» (Э.Успенский)
Актуальность работы заключается в следующем:
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Я определила цели своей работы:
-Изучить нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию;
3. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель».
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – был составлен план по самообразованию по данной теме;
- на втором этапе- репродуктивном , велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности (в рамках кружка - 2 раза в месяц) ;
-на третьем этапе- конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом , сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ ( участие во всероссийских конкурсах: «Новый дорожный знак глазами детей» 2 и 3 место; «Улыбка радуги» 3 место).
Были использованы следующие средства:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
- словесные;
- наглядные;
-практические;
-игровые;
-ИКТ.
Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:
-высокий – 26%
-средний - 50%
-низкий - 24%
Детям не хватает уверенности в себе , воображения , самостоятельности . Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу учёных, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев» ,
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Казаковой Р.Г. ,
И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н.Доронова, Т.С.Комарова.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности , такие как : знание творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
На основе изученного составила план работы кружка «Каляка – маляка» по нетрадиционной технике рисования в разновозрастной группе.
В течении года с детьми были освоены такие нетрадиционные техники рисования как:
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование крупой(манка, гречка и др.): ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Мною было составлено портфолио из детских рисунков для родителей:
«Золотая осень» (рисование способом тычка)
«Подсолнух» (аппликация из крупы)
«Два петушка» ( рисование ладошкой)
« По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» (рисование смятой бумагой.)
«Снежная семья». (рисование способом тычка.)
«Елочка». ( пластилинография.)
«Узоры на окнах». (раздувание капли)
«Мои рукавички» ( оттиск пробкой, рисование пальчиками)
«Зимний пейзаж». (кляксография.)
«Подарок папе». (разные)
«Букет для мамы». (рисование ладошками)
«Какого цвета весна». (рисование по мокрой бумаге, смешивая краски)
Перспектива :
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования в следующем учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования 2019-2020г.
План самообразования 2019-2020г....
План самообразования 2019- 2020г.
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации....
Самообразование 2019-2020г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию № 76 г. Челябинска...
самообразование 2019-2020г.
план...
План по самообразованию (2019-2020г.)
План работы по самообразованию по теме "Художественно-эстетическое развитие дошкольников через восприятие живописи отечественных художников" воспитателя МБДОУ «Детский...
План по самообразованию 2019-2020г
План по самообразованию 2019-2020г...
План по самообразованию 2019-2020г
laquo;Развитие социально-личностных качеств у детей с помощью инновационных форм взаимодействия с семьей.»...