самообразование 2019-2020г.
учебно-методический материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста через различные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста через различные виды деятельности».
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…» В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы:
Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Цель проекта:
создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта:
совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
развивать мелкую моторику пальцев рук у детей среднего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
развивать эмоциональную отзывчивость;
развивать коммуникативные навыки.
Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей в средней группе.
Сентябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3.Обучение детей игре «Шнуровка».
4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».
5.Настольная игра «Мозаика».
Октябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».
2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».
5.Настольная игра «Найди фигуре место».
Ноябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).
2.Учить детей одевать и раздевать кукол.
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
Декабрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».
2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Январь
1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».
2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».
4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».
Февраль
1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».
2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».
4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).
Март
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).
5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.
Апрель
1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».
2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».
3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
Май
1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».
2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».
3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).
4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
5.Настольные игры «Мозаика», «Пазлы».
Заключение:
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Литература.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.
Новиковская О.А..: АСТ; СПб.; Сова 2007.
Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования 2019-2020г.
План самообразования 2019-2020г....
План самообразования 2019- 2020г.
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации....
Самообразование 2019-2020г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию № 76 г. Челябинска...
План по самообразованию (2019-2020г.)
План работы по самообразованию по теме "Художественно-эстетическое развитие дошкольников через восприятие живописи отечественных художников" воспитателя МБДОУ «Детский...
План по самообразованию 2019-2020г
План по самообразованию 2019-2020г...
План по самообразованию 2019-2020г
laquo;Развитие социально-личностных качеств у детей с помощью инновационных форм взаимодействия с семьей.»...
самообразование 2019-2020г.
формирование у воспитанников экологических знаний и представлений, развитие экологической воспитанности дошкольников....