Доклад - сообщение для педагогов на тему: "Загадка как средство развития мышления и речи".
статья

Шарова Ирина Александровна

Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka_kak_sredstvo_razvitiya_myshleniya_i_rechi_1.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 6 «КОЛОКОЛЬЧИК»

СООБЩЕНИЕ

«Загадка как средство развития мышления и речи у детей дошкольного возраста»

Подготовила и провела

Шарова Ирина Александровна

Одним из средств формирования и развития мышления и речи детей дошкольного возраста является загадка. Загадки - вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство языка.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.  Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.

Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и, возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый).

Загадка для детей средней возрастной группы дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму. Загадки, предлагаемые детям в данном возрасте, разбиты по темам и отображают содержание программы познавательно–речевого развития.

В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне.

В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.

Загадки - описания (3-4 года).

Цветы: ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него много желтых лепестков.

Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый; помидор - круглый, красный, висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая.

Деревья: береза - у нее белый ствол, сосна- у нее есть зеленые длинные иголочки.

Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.

Насекомое: бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он жужжит.

Птицы; ворона - большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой, кукарекает.

Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается: собака - кусается, лает; заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит.

Игрушки: мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку.

Одежды: пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка - ее мы носим осенью, весной.

Транспорт: грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он ездит, в него входит мало людей.

Посуда: чашка- в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в ней варят суп.

Мебель: стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем сидят и есть ножки; кровать - на ней спят.

Части тела: руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать, писать. рисовать.

Загадки- «рифмовки» (4-5 лет)

Времена года:

Дел у меня немало –

Я белым одеялом всю землю укрываю,

В лед реки убираю, белю поля, дома…

Зовут меня ... (зима)

Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна,

зовут меня ... (весна)

Я соткано из зноя,

несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

- «Купайтесь!» - приглашаю.

 И любите за это вы все меня.

Я ... (лето)

Несу я урожай,

поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен, елочек

- Я ... (осень).

Овощи:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я ... (капуста);

И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Покапай немножко, под кустом ... (картошка)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ... (лук)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я ... (свекла)

Отлежал себе бочок

 Наш пузатый ... (кабачок)

Кругла, да гладка,

откусишь - сладка.

Засела крепко на грядке… (репка)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков ... (горох)

Птицы:

В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

-Здорово, дрозд, приятель!

и ставит подпись ... (дятел)

Эта хищница болтлива.

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

а зовут ее ... (сорока)

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ... (снегири)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей, кто это? ... (воробей)

Животные:

Рыжая плутовка,

хитрая, да ловкая

В сарай попала, кур пересчитала

И горлана петуха унесла она в леса.

Ну и кто это? ... (лиса)

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач.

Голой ручкой не возьмешь.

А зовется это ... (еж).

Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят ... (черепахи).

По реке плывет бревно.

Ох и длинное оно!

Тем, кто в речку угодил,

нос откусит ... (крокодил).

Он высокий, он огромный, он похож на кран подъемный,

Только это кран живой, с настоящей головой.

Тот из вас будет прав, кто ответит нам ... {жираф)

Этот зверь лесной, в серой шубе меховой.

Зубами щелк! Так это ... (волк)

Он пугается всего, не узнать его зимой.

Его попробуй ты поймай -ка.

Скачет быстро очень .... (зайка)

Голодная мычит, сытая жует.

Молочка парного детворе дает.... (корова)

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается.

Ее не трогай, будет дрока, ведь она ... (собака)

Насекомые:

Погляди на молодцов: веселы и бойки.

Волокут со всех сторон материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей.

И спешит на помощь друг. Тут народ хороший.

Без работы хоть убей, жить не может ... (муравей).

Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком - он поделится медком.

Может жалить, как игла, волосатая ... (пчела)

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.

Не жужжу, когда тружусь –

Рассказал нам вдруг большой красивый ... (жук)

Части тела и лица:

Оля весело бежит к речке по дорожке

А для этого нужны нашей Оле ... (ножки);

Оля ягодки берет по 2, по 3 штучки,

А для этого нужны нашей Оле ... (ручки).

Оля слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Оле ... (ушки)

Оля ядрышки грызет- падают скорлупки,

А для этого нужны нашей Оле ... (зубки).

Оля смотрит на кота, ни картинки-сказки.

А для этого нужны нашей Оле ... (глазки)

Транспорт:

Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.

Вот по рельсам, ай-ай-ай!

Едет новенький ... (трамвай)

Брат сказал сестренке Кате:

«Посмотри, вот это ... (катер)

- Не поеду без бензина;

Би-би-би, - гудит ... (машина)

По дороге напрямик мчится новый ... (грузовик)

Что за птица: песен не поет - гнезда не вьет.

Людей и груз везет быстрокрылый ... (самолет)

Загадки, не содержащие иносказаний (5-6 лет)

Профессии:

Кто в дни болезнен всех полезней?

И лечит нас от всех болезней? (доктор)

Мы учим детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать (учитель)

Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные.

Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар)

Времена года:

Наступили холода, обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зима)

Тает снежок.

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят, и летят, летят, летят ...

Кто скажет, кто знает: когда это бывает? (осенью)

Овощи:

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая (морковь)

Уродилась я на славу; зелена, кудрява.

Кто любит щи, меня в них ищи (капуста)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она.

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (лук)

Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло (свекла)

Как на нашей грядке выросли загадки –

Срочные, да крупные, вот какие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют (помидоры)

На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый (огурец)

Деревья:

В белом сарафане встала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы (береза)

Птицы:

Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка)

Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей? (грач)

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,

Двойная бородка, важная походка.

Раньше всех встает, голосисто поет. (петух)

Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)

Животные:

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а ниток - ни одной (еж)

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:

Он в шубе серенький зимой, а в рыжей шубке летом. (белка)

Летом ходит без дороги мимо сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь)

Что за зверь лесной встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы - уши большее головы (заяц)

Какой зверь опасный ходит в шубе красной.

Снег разгребает, мышек хватает (лиса)

Голодна - мычит, сыта - жует.

Малым ребяткам молочко дает (корова)

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком (собака)

Насекомые:

Не зверь, не птица, нос как спица:

Летит - кричит, сядет - молчит.

Кто его убьет, свою кровь прольет (комар)

Мы - лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи)

Целый день летает, всем надоедает.

Ночь настанет, тогда перестанет (муха)

Шевелились у цветка все 4 лепестка

Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка)

Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк! (паук)

Транспорт:

Дом по улице идет, на работу всех везет

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (автобус)

Летит птица - небылица, а внутри народ сидит,

Меж собою говорит (самолет)

В поле лестница лежит.

Дом по лестнице бежит (поезд)

Одежда, обувь:

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью - под кроватью (ботинки)

Чтоб не мерзнуть, 5 ребят

В печке вязаной сидят (варежки)

Загадки с использованием иносказаний (6-7 лет)

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит - слезы льет (зима)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице (морковь)

Лоскуток на лоскутке

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке (капуста)

Сидит дел, в шубу одет.

Кто его раздевает, слезы проливает (лук)

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (огурцы)

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке, в белом сарафане (береза)

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (еж)

Угадайте, что за шапка;

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (заяц)

Посреди двора стоит копна:

Спереди - вилы, сзади -метла (корова)

Нашел я шар, разбил его,

Увидел серебро и золото (яйцо)

Не сеют, не сажают, сами вырастают (волосы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)

Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"...

Дидактические игры как средство развития мышления и речи старших дошкольников

Взаимосвязь развития речи и мышления старших дошкольников, примеры дидактических игр....

Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР

Публикация в сборнике материалов семинара – практикума «Структурные компоненты коррекционно–педагогического процесса», для педагогов и специалистов коррекционных ДОУ, МБДОУ №63...

«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР»

В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадк...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"

Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"...

Сообщение из опыта работы: «Подвижные игры как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом...