Доклад - сообщение для педагогов на тему: "Загадка как средство развития мышления и речи".
статья
Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadka_kak_sredstvo_razvitiya_myshleniya_i_rechi_1.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 6 «КОЛОКОЛЬЧИК»
СООБЩЕНИЕ
«Загадка как средство развития мышления и речи у детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела
Шарова Ирина Александровна
Одним из средств формирования и развития мышления и речи детей дошкольного возраста является загадка. Загадки - вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство языка.
Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.
Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и, возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый).
Загадка для детей средней возрастной группы дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму. Загадки, предлагаемые детям в данном возрасте, разбиты по темам и отображают содержание программы познавательно–речевого развития.
В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне.
В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.
Загадки - описания (3-4 года).
Цветы: ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него много желтых лепестков.
Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый; помидор - круглый, красный, висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая.
Деревья: береза - у нее белый ствол, сосна- у нее есть зеленые длинные иголочки.
Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.
Насекомое: бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он жужжит.
Птицы; ворона - большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой, кукарекает.
Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается: собака - кусается, лает; заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит.
Игрушки: мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку.
Одежды: пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка - ее мы носим осенью, весной.
Транспорт: грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он ездит, в него входит мало людей.
Посуда: чашка- в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в ней варят суп.
Мебель: стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем сидят и есть ножки; кровать - на ней спят.
Части тела: руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать, писать. рисовать.
Загадки- «рифмовки» (4-5 лет)
Времена года:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом всю землю укрываю,
В лед реки убираю, белю поля, дома…
Зовут меня ... (зима)
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна,
зовут меня ... (весна)
Я соткано из зноя,
несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
- «Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это вы все меня.
Я ... (лето)
Несу я урожай,
поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен, елочек
- Я ... (осень).
Овощи:
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я ... (капуста);
И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покапай немножко, под кустом ... (картошка)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я ... (свекла)
Отлежал себе бочок
Наш пузатый ... (кабачок)
Кругла, да гладка,
откусишь - сладка.
Засела крепко на грядке… (репка)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ... (горох)
Птицы:
В лесу, под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
-Здорово, дрозд, приятель!
и ставит подпись ... (дятел)
Эта хищница болтлива.
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
а зовут ее ... (сорока)
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (снегири)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей, кто это? ... (воробей)
Животные:
Рыжая плутовка,
хитрая, да ловкая
В сарай попала, кур пересчитала
И горлана петуха унесла она в леса.
Ну и кто это? ... (лиса)
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмешь.
А зовется это ... (еж).
Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят ... (черепахи).
По реке плывет бревно.
Ох и длинное оно!
Тем, кто в речку угодил,
нос откусит ... (крокодил).
Он высокий, он огромный, он похож на кран подъемный,
Только это кран живой, с настоящей головой.
Тот из вас будет прав, кто ответит нам ... {жираф)
Этот зверь лесной, в серой шубе меховой.
Зубами щелк! Так это ... (волк)
Он пугается всего, не узнать его зимой.
Его попробуй ты поймай -ка.
Скачет быстро очень .... (зайка)
Голодная мычит, сытая жует.
Молочка парного детворе дает.... (корова)
Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается.
Ее не трогай, будет дрока, ведь она ... (собака)
Насекомые:
Погляди на молодцов: веселы и бойки.
Волокут со всех сторон материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей.
И спешит на помощь друг. Тут народ хороший.
Без работы хоть убей, жить не может ... (муравей).
Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком.
Может жалить, как игла, волосатая ... (пчела)
Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь –
Рассказал нам вдруг большой красивый ... (жук)
Части тела и лица:
Оля весело бежит к речке по дорожке
А для этого нужны нашей Оле ... (ножки);
Оля ягодки берет по 2, по 3 штучки,
А для этого нужны нашей Оле ... (ручки).
Оля слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Оле ... (ушки)
Оля ядрышки грызет- падают скорлупки,
А для этого нужны нашей Оле ... (зубки).
Оля смотрит на кота, ни картинки-сказки.
А для этого нужны нашей Оле ... (глазки)
Транспорт:
Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.
Вот по рельсам, ай-ай-ай!
Едет новенький ... (трамвай)
Брат сказал сестренке Кате:
«Посмотри, вот это ... (катер)
- Не поеду без бензина;
Би-би-би, - гудит ... (машина)
По дороге напрямик мчится новый ... (грузовик)
Что за птица: песен не поет - гнезда не вьет.
Людей и груз везет быстрокрылый ... (самолет)
Загадки, не содержащие иносказаний (5-6 лет)
Профессии:
Кто в дни болезнен всех полезней?
И лечит нас от всех болезней? (доктор)
Мы учим детишек читать и писать.
Природу любить, стариков уважать (учитель)
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные.
Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар)
Времена года:
Наступили холода, обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зима)
Тает снежок.
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (весной)
Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят, и летят, летят, летят ...
Кто скажет, кто знает: когда это бывает? (осенью)
Овощи:
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (морковь)
Уродилась я на славу; зелена, кудрява.
Кто любит щи, меня в них ищи (капуста)
Неказиста, шишковата, а придет на стол она.
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (лук)
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло (свекла)
Как на нашей грядке выросли загадки –
Срочные, да крупные, вот какие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют (помидоры)
На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый (огурец)
Деревья:
В белом сарафане встала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы (береза)
Птицы:
Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка)
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей? (грач)
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встает, голосисто поет. (петух)
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
Животные:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а ниток - ни одной (еж)
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубе серенький зимой, а в рыжей шубке летом. (белка)
Летом ходит без дороги мимо сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь)
Что за зверь лесной встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы - уши большее головы (заяц)
Какой зверь опасный ходит в шубе красной.
Снег разгребает, мышек хватает (лиса)
Голодна - мычит, сыта - жует.
Малым ребяткам молочко дает (корова)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком (собака)
Насекомые:
Не зверь, не птица, нос как спица:
Летит - кричит, сядет - молчит.
Кто его убьет, свою кровь прольет (комар)
Мы - лесные жители, мудрые строители.
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи)
Целый день летает, всем надоедает.
Ночь настанет, тогда перестанет (муха)
Шевелились у цветка все 4 лепестка
Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел (бабочка)
Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (паук)
Транспорт:
Дом по улице идет, на работу всех везет
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (автобус)
Летит птица - небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою говорит (самолет)
В поле лестница лежит.
Дом по лестнице бежит (поезд)
Одежда, обувь:
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью (ботинки)
Чтоб не мерзнуть, 5 ребят
В печке вязаной сидят (варежки)
Загадки с использованием иносказаний (6-7 лет)
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит - слезы льет (зима)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице (морковь)
Лоскуток на лоскутке
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке (капуста)
Сидит дел, в шубу одет.
Кто его раздевает, слезы проливает (лук)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (огурцы)
Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке, в белом сарафане (береза)
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками (еж)
Угадайте, что за шапка;
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (заяц)
Посреди двора стоит копна:
Спереди - вилы, сзади -метла (корова)
Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото (яйцо)
Не сеют, не сажают, сами вырастают (волосы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР» (консультация для воспитателей)
Проводилась во время работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с ОНР"...
Дидактические игры как средство развития мышления и речи старших дошкольников
Взаимосвязь развития речи и мышления старших дошкольников, примеры дидактических игр....
Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР
Публикация в сборнике материалов семинара – практикума «Структурные компоненты коррекционно–педагогического процесса», для педагогов и специалистов коррекционных ДОУ, МБДОУ №63...
«Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР»
В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадк...
Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"...
Сообщение из опыта работы: «Подвижные игры как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом...
- Мне нравится (1)