Семинар - практикум для педагогов на тему : "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
материал по аппликации, лепке

ВЛАСОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребёнка. Одним из несомненных достоинств занятий пластилинографии с детьми является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

«Выборгский район» Ленинградской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ», расположенное по адресу: Российская Федерация, 188932, Ленинградская область, Выборгский район,

поселок Перово, проезд Молодежный, дом 16.

Семинар практикум для педагогов на тему:

" Пластилинография как средство развития

мелкой моторики

у детей дошкольного возраста"

 Автор: воспитатель Власова Ю.А.

       Первая квалификационная категория     

                                                                 

   

 

п. Перово

2022 г.


«Руки учат голову, затем голова учит руки,

                          а умелые руки снова способствуют

                                          развитию мозга»

И.П. Павлов

Актуальность темы.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучатся новому. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. 

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребёнка.

Одним из несомненных достоинств занятий пластилинографии с детьми является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и т.д.).

Я работаю с детьми четыре года. Люблю свою работу, получаю от неё удовольствие. Внимательно наблюдаю за своими воспитанниками, пытаюсь организовать для них разнообразную, творческую деятельность. Стараюсь создать условия для самоутверждения, благоприятный нравственно-психологический климат. В своей работе я стараюсь быть доброй и в то же время строгой, открытой и понимающей.

В своей творческой деятельности использую такой нетрадиционный вид деятельности, как рисование пластилином. Замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности, который позволяет ребёнку освоить объём, сделать картину рельефной и за счёт этого более выразительной и живой.

Я знакомлю детей с разнообразием пластилинографии. В своей работе использую бросовый материал, например, использованные раскраски, пластмассовые крышки, пробки и т.д.; природный материал. Формирую умение детей сочетать цвета, использовать разнообразные материалы и всю цветовую гамму, создавать прекрасное своими руками, видеть восхитительное в том, что нас окружает в повседневной жизни. Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно было научить детей прилагать усилие пальчиками. Показываю детям приёмы, а при необходимости беру указательный пальчик ребёнка и помогаю нарисовать пластилиновую линию, поворачивая пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо. Во время работы слежу за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряженным; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляю возможность выбора пластилина. Во время работы всегда помню, что любую ошибку можно исправить. Пластилин - материал волшебный. Неудачное изображение просто счищаем стекой, потом снова добавляем фон и работу продолжаем. Возможность исправить ошибку особенно привлекательна для детей. Самое главное, во время выполнения этой работы, дети радуются полноценному творческому процессу, им комфортно. Они понимают, что со стороны взрослого всегда придёт помощь.

В результате занятий по пластилинографии дети становятся эмоциональнее, откликаются на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повышается их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявляется также в способности планировать свою работу. Дети учатся придумывать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

Таким образом, обучение детей элементам пластилинографии является эффективным, при соблюдении требований:

  • цикл занятий строится последовательно и включает в себя разные виды пластилинографии;
  • донесение до детей смысла и значения пластилинографии, её практической направленности;
  • организация восприятия детьми образцов пластилинографии;
  • а также наличия необходимого материального оснащения занятий по пластилинографии. 

Польза работы с пластилином.

Рисование пластилином увлекательное и полезное занятие. Увлекательное, так как это позволяет сделать картину более рельефной, а, следовательно, более живой. А полезное - так как даёт детским пальчикам хорошую мышечную тренировку, что хорошо развивает мелкую моторику рук, готовя к школьным нагрузкам.

Главное при работе с пластилином не переоценить силы детей, а дать им доступное дать им интересные и доступные задания.

Мой опыт показал, что овладение техники пластилинография доставляет детям истинную радость, если она строится с учётом специфики деятельности и индивидуальных особенностей детей. Изобразительное творчество, пронизанное душевным теплом – это прекраснейший вид деятельности. В прямом, а не только переносном смысле это изречение можно отнести к работам с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде, чем стать мазком картины, согревается теплом рук каждого ребёнка. Изготовление своими руками красивых предметов из пластилина вызывает у детей повышенный интерес к творческому процессу, приносит удовлетворение результатами, побуждая к последующей деятельности. Таким образом, художественно - эстетическое воспитание детей в процессе приобщения к основам пластилинографии я рассматриваю как основу для развития творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с пластилинографией. 

Методы и формы работы.

Занятия провожу нетрадиционно, используя новые методы:

  • надавливания и размазывания;
  • налепы и прилепы;
  • скатывания и раскатывания;
  • сплющивания.

Занятия пластилинографией одновременно является и развитием речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребёнок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативных функций речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Применяю в работе с детьми стихотворения, потешки, загадки.

Знакомлю детей с окружающим миром, применяю варианты обобщения, даю знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развиваю фантазию и творчество. Для успешности работы детей необходима похвала и одобрение.

В работе предлагаю пластилин разного цвета, использую эстетически красочные предметы, игрушки. На обобщающих занятиях сравниваем поделки детей. Им представляю больше самостоятельности, поддерживаю интерес к пластилинографии. Разумно чередую активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление. Слежу за осанкой детей. Организую выставку детских работ и регулярно обновляю её.

Список использованной литературы

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  2.  Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.
  3. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА $СИНТЕЗ, 2014. — с.© Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2014
  4.  Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик; худож. Р. Гончар, А. Липинский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
  5.  Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...

Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Статья о пользе техники пластилинография (лепка + рисование пластилином) для дошкольников, прилагаются мои работы в этой технике.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13550566","attribute...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В данной публикации представлен  опыт педагога по совершенствованию изобразительных умений, навыков  детей,  через творчество и продуктивную деятельность с применением нетрадиционных пр...

Доклад на тему: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...