Педагогический проект организованной образовательной деятельности "Мы рисуем музыку"
проект (подготовительная группа)

Махина Екатерина Николаевна

Стимулируя воображение детей в музыкальной деятельности, необходимо связывать его с продуктивным видом творчества - изобразительным и дать возможность каждому ребенку выразить восприятие звуков музыки в красках, рисунке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_risuem_muzyku.docx34.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 3 «Снежинка»

                       

Проект организованной образовательной деятельности

«Мы рисуем музыку»

Паспорт проекта

Тип проекта: творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2019-2020 учебный год).

Участники проекта: воспитанники детского сада (дети 5-7 лет); родители воспитанников; музыкальный руководитель – Иванова Ирина Михайловна, воспитатели - Махина Екатерина Николаевна, Кудрявцева Людмила Евгеньевна.

Актуальность: музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых не только доступно детям, но и полезно в плане комплексного преподнесения. Сочетаясь с произведениями других видов искусств, а именно с живописью, музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие. В то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в образах, красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением.

Стимулируя воображение детей в музыкальной деятельности, необходимо связывать его с продуктивным видом творчества - изобразительным и дать возможность каждому ребенку выразить восприятие звуков музыки в красках, рисунке. Одно и то же произведение каждый из нас воспринимает и видит по-своему.   Таким образом, музыка - это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Музыка и изобразительное искусство - источник особой радости в дошкольном возрасте. Ребенок открывает для себя волнующую силу искусства и, при богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном творчестве. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Постановка проблемы

 Многие дети в дошкольном возрасте затрудняются определить жанр музыкального произведения, путают названия профессий (музыкант и композитор), недостаточно эмоционально реагируют на прослушанное музыкальное произведение. Поэтому  большое внимание нужно уделить такой деятельности, как Восприятие музыки. А так как одним из важных аспектов музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО является взаимодействие с родителями воспитанников, повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, появилась идея обратиться к ним с предложением принять участие в реализации проекта «Мы рисуем музыку».

Цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста музыкального вкуса и основ музыкальной культуры через тесное сотрудничество с родителями.

Задачи:

  • формировать музыкальную культуру детей посредством знакомства с художественными произведениями, доступными их восприятию, образцами современной классической, народной музыки;
  • знакомить детей с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, формировать оценочное отношение, обогащать словарный запас детей;
  • развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке; умения различать музыкальные образы, особенности их развития;
  • воспитывать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности.

Этапы реализации проекта

Подготовительный.

Составление перспективного плана по восприятию музыки для детей 5-7 лет.

Составление картотеки фонограмм музыкальных произведений для восприятия музыки);

Разработка Положения конкурса «Мы рисуем музыку»

Встреча с родителями детей старшего дошкольного возраста на родительском собрании. Ознакомительная беседа о данном проекте, его целях и задачах, сроках реализации и о непосредственном участии родителей в работе.

Основной

Регулярные обновления в группах информации для родителей воспитанников ДОУ;

Проведение непосредственно музыкальной деятельности, согласно расписанию;

Регулярное оформление (обновление) выставки в фойе ДОУ «Мы рисуем музыку»;

Просмотр видео материалов из концертных залов Театра Оперы и Балета: П.И. Чайковский, Балет «Щелкунчик», А. Вивальди, «Времена года»

Заключительный

Итоговое оформление выставки в фойе ДОУ «Мы рисуем музыку»;

Создание альбома детско-родительских рисунков «Мы рисуем музыку»;

Награждение победителей и участников конкурса «Мы рисуем музыку» Дипломами, Благодарственными письмами.

Занятия по музыкальному воспитанию проводятся в течение учебного года с сентября по май с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет); продолжительностью 25-30 минут, 2 раза в неделю.

Содержание каждого занятия отвечает интеллектуальным и физическим возможностям старших дошкольников. Исходя из особенностей детей, больше внимания уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущение ребят. На усвоение определенного материала (по каждому разделу) отводится примерно один месяц, в течение которого «доминируют» конкретные образовательные и воспитательные цели.

Раздел по восприятию музыки включает в себя комплекс методических задач, направленных на более глубокое, осознанное понимание музыкального произведения. Основой этого раздела является подбор рекомендованного Образовательной Программой репертуара, который способствуют формированию у детей эмоциональной отзывчивости, умения обобщать и сравнивать музыкальные произведения, а также проводить первые эстетические оценки. Это касается организации педагогических режимов. Важно! Не навязывать свое представление, видение и эмоциональные переживания о прослушанном музыкальном произведении! Каждый ребенок слышит и рисует то, что сам представил во время слушания музыки, следовательно, не бывает похожих или одинаковых рисунков.  

       

Основа содержания музыки - выражение настроений, чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного - определения эмоционально - образного содержания музыки. Не секрет, что характеристика эмоционально - образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности, выделяют отдельные средства (темп, динамику, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, не отличаются разнообразием. Зачастую дело ограничивается делением только на веселую и грустную музыку. Оказать помощь в решении этой проблемы поможет "Словарь эстетических эмоций" В. Ражникова. Его наличие "под рукой" педагога поможет обогатить детскую речь.

Роль родителей воспитанников детского сада в реализации проекта:

Совместное с детьми домашнее слушание рекомендованных классических и народных музыкальных произведений и рисование их.

Задачи работы с родителями:

Развивать у родителей интерес к участию в жизни ДОУ через совместное с детьми домашнее прослушивание и рисование классических произведений, рекомендованных ООП в течение реализации проекта «Мы рисуем музыку» и на протяжении посещения детьми ДОУ;

Познакомить родителей с музыкальным репертуаром, доступным для детского восприятия;

Дать рекомендации по слушанию музыки в домашних условиях;

Предоставить родителям возможность проявить в совместной с детьми продуктивной деятельности свое творчество;

Вызывать у родителей желание совместно с детьми посещать театры, устраивать домашние концерты.

Методы и приемы, применяемые в работе.

Наглядно-слуховой: использование на музыкальной деятельности мультимедийных презентаций для восприятия музыки.

Практические: беседы о характере, настроении и средствах выразительности музыкальных произведений, обсуждение и анализ рисунков во время музыкальной деятельности.

Предполагаемый результат.

У детей будет развита эмоциональная отзывчивость;

У детей будет сформирована основа музыкальной культуры и музыкального вкуса;

У детей будет обогащен словарный запас;

Воспитанники будут уметь определять музыкальный жанр и различать части музыкального произведения;

Дети будут уметь определять настроение, характер музыкального произведения, средства его выразительности.

Оценка эффективности реализации проекта

В ходе реализации проекта, наблюдая за детьми, мы обратили внимание, что они стали запоминать и узнавать на слух названия классических произведений, рассказывать, что посещали с родителями театры, с удовольствием делились историей создания своих рисунков. Воспитанники помогали оформлять выставку своих работ. Радовались за друзей, которые участвовали в конкурсах. На протяжении реализации проекта принимали активное участие в конкурсе «Мы рисуем музыку». Самое важное и ценное, что дети стали ярко эмоционально откликаться на музыкальное произведение, рассказывать о своих чувствах, которые испытали во время слушания, делиться представлениями об услышанном. Стали понимать значение и использовать в своей речи такие элементарные понятия как темп, ритм, музыкальный образ, музыкальные жанры.

Также хочется отметить активное участие родителей. Они стали проявлять интерес к музыкальному репертуару, принимать участие в подготовке и проведении утренников и развлечений. Повысился уровень компетентности в плане музыкального воспитания дошкольников.

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
  3. Радынова О.П., «Музыкальное воспитание дошкольников».М: Просвещение: Владос, 1994г.
  4. Ветлугина Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение. 1989. с 76
  5. ПрасловаГ. А., «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста». СП: Детство-ПРЕСС, 2005г.
  6. Метлов Н.А. Музыка детям - М.: 1985

Интегрированные занятия

«Мы рисуем музыку»

Цель занятия: создать условия для восприятия музыки.

Задачи.

1. Воспитывать любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

2. Обогатить слуховой и зрительный опыт ребёнка через слушание произведений П. И. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и других композиторов и демонстрацию репродукций художников А. Саврасова, И. Левитана, А. Грицая и других. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой.

3. Учить замечать интересные детали при прослушивании музыкальных произведений и рассматривании картин: какие музыкальные инструменты использует композитор, какие ещё средства выразительности помогают ярче передать, например образ «Весны» в балете? Какие краски тёплых или холодных оттенков использует художник? А где больше солнечного света: на той или этой картине? Можно ли представить пение птиц, глядя на эту картину? И т. д.

4. Побуждать ребёнка активно использовать для выражений своих впечатлений цветовую гамму при выполнении рисунков: знакомить с оттенками цветов, получавшихся при смешивании красок. Использовать нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, рисование воск. мелками и акварелью и т. д.)

5. Воспитывать умение ребёнка выражать словами, полными предложениями свои впечатления от прослушивания музыки и увиденных репродукций.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, показывая контраст настроений в музыкальных изобразительных и поэтических произведениях. Вспомнить о профессиях людей, связанных с искусством.

Предварительная работа: наблюдения за зимними, весенними явлениями в природе. Просмотр фрагментов из балетов П. И. Чайковского «Щелкунчик» (танец феи Драже) и С. Прокофьева «Золушка» (танец фей Зимы, Весны). Беседа об увиденном. Импровизация – танец детей с лентами (голубые -ручейки, жёлтые – солнышки)

  Педагог. Ребята, какое время года здесь изображено?  (ответы)

  -  А теперь садитесь. На наших репродукциях зимние пейзажи. Как называется профессия человека, который рисует эти пейзажи? (ответы)

А теперь послушайте музыку и ответьте, к какому из пейзажей больше всего подходит настроение, созданное этой музыкой.

Звучит «танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Дети делятся впечатлениями.

- Скажите, ребята, что в этой музыку вы услышали? Может быть, чьи-то шаги, очень таинственные, строгие? Может быть, это сама Снежная королева обходит свои владения? В первой части музыки она гордо и даже сердито, холодно и колюче смотрит на нас. А во второй  части полетели россыпью колючие льдинки. Их стеклянный звук можно изобразить на треугольнике, на хрустальных фужерах и металлофоне...

Педагог. Снова включает музыку, дети с музыкальными инструментами музицируют: 1 и 3 часть – треугольники и фужеры, 2 часть – металлофон («глиссандо»).

       -  А теперь послушайте, как передают зимнее настроение поэты в стихах. Педагог читает отрывки стихотворений о зиме и предлагает также детям прочитать заранее выученные стихи. Например, стих Ф. Тютчева:

                        Чародейкою зимою

                        Околдован, лес стоит…

                        И под снежной бахромою

                        Неподвижною, немою,

                        Чудной жизнью он блестит.

Педагог: - Ребята, как вы думаете, какой из картин соответствует это стихотворение? Какие средства использует поэт, а какие художник, чтобы передать сказочную красоту леса зимой? (слова «чародейкою», «околдован», веточки деревьев, словно кружево, в белом инее, например на картине И. Вельца «Иней»)

И всё же хоть это и сказка, но зимняя, холодная красота, которая напоминает нам царство Снежной королевы.

Входит художник Цветик.

Худ. - Здравствуйте, ребята. Моя профессия – художник. Зовут меня Цветик. (Все здороваются) Услышал я волшебные звуки музыки, решил прийти к вам на занятие. О, здесь я вижу прекрасные картины кисти знаменитых художников. Изобразительное искусство -самое яркое и интересное. Одним словом, главное из всех искусств. Правда, ребята!?

Педагог: - Подожди, цветик! Мы с ребятам думаем, что музыка, изобразительное искусство, (или живопись), а также поэзия – это друзья. И не просто друзья. Они дополняют друг друга. Вот посмотри, как, например, дружат твои краски.

Педагог берёт краски и белую гуашь, заранее разведённую водой в двух банках, и смешивает их в одной из банок.

       - Видишь, синяя и белая гуашь не спорят между собой. Они договорились, что перемешиваются и получается голубой, очень красивый оттенок. (Так же можно показать смешивание жёлтой и зелёной красок для получения цвета молодой зелени. Эти два новых оттенка на первом занятии будут использованы для тонирования листов для будущих рисунков детей.)

        - Цветик, видишь, как дружат краски! А давайте посмотрим на эти репродукции (картина «март» И. Левитана, Е. Волкова. «В весеннем лесу» и другие репродукции на весеннюю тему)

Цветик: Здесь – красавица весна. Тут она ранняя. А здесь – уже пробилась зелёная травка, солнце освещает лес, деревья, а птицы радуются и, наверно, вьют гнёзда и поют звонкие песни.

Педагог - Вот видишь, цветик ты и сам не заметил, как придумал то, что не видно на этой картинке. И это – прекрасно, что мы можем услышать в музыке весеннее пение птиц, а поэт расскажет нам, что вот в том лесу за соснами и берёзками на первых проталинках появились подснежники, хотя их не видно на картине. Послушайте, как просыпается и согревается природа в музыке. М. р. Напоминает детям знакомую музыку Прокофьева,  Чайковского.

Цветик: ребята, мне не терпится взять краски и вместе с вами изобразить своё настроение на  бумаге. Слушая эту музыку, хочется закрасить лист нежно-зелёной, почти жёлтой краской. Как будто солнце освещает молодую травку.

Педагог: - Этим мы сейчас и займёмся, «Цветик». Ребята, подойдите к мольбертам. Мы сегодня только подготовим красивый фон для наших будущих рисунков. Слушая весеннюю музыку Прокофьева, Чайковского, выбираем тёплый, нежно-зелёный, или холодный, голубой тон? (ответы)

Да, нежно-зелёный.

Педагог. Показывает детям, как обмакнуть губку в зелёный цвет и закрасить весь лист. Таким же образом закрасить другой лист в голубой тон, предварительно прослушав фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского – танец феи Драже, либо танец феи зимы из балета Прокофьева «Золушка».

В конце занятия педагог. ещё раз вспоминает с детьми, какие профессии связаны с искусством, музыка каких композиторов прозвучала, чьи картины и стихи «дополняли» эту музыку.

Второе занятие. Приготовлены мольберты с тонированными листами, кисти, гуашь. В начале занятия музыкальный руководитель напоминает детям, с какими произведениями различных видов искусств они познакомились на прошлых занятиях, сделав акцент на одном из контрастных настроений. Если в данное время на улице – зима, то проводится работа с холодным оттенком и соответствующим музыкальным отрывкам. Звучит танец феи Драже П. И. Чайковского

Педагог: - Ребята, вспомните, какое настроение передаёт эта музыка. (Ответы) А я напомню вам стихотворения, в которых мы почувствуем такое же настроение. (Повторить стихотворение отрывка о зиме).

Перед вами лист, закрашенный голубым цветом. Это – фон вашего будущего рисунка. А какие цвета вы выбираете сегодня, чтобы изобразить холодное, зимнее царство? (Ответы). Правильно! Синие, фиолетовые, белые. А теперь я хочу предложить вам необычный способ рисования. Посмотрите на готовый образец: здесь изображён дворец Снежной королевы: белоснежный, высокий, с острыми сосульками, башенками.  А внизу – его отражение в ледяном зеркале озера. Чтобы отражение получилось точным, художник сначала нарисовал дворец в верхней части листа, а затем, согнув пополам рисунок, хорошенько прижал изображение с обратной стороны. Вот и отпечаталось изображение дворца, как будто он отражается в замёрзшем озере. По краям озера можно дорисовать снежные кустики. Давайте будем слушать музыку и рисовать. Педагог рисует вместе с детьми по предложенному образцу, замечая сходство колорита рисунка и настроения в музыке, акцентируя внимание детей на некоторые выразительные средства. Например, переливы колокольчиков, передающие блеск ледяного царства. Искорки можно изобразить на рисунке специальным гелем с блёстками или просто, использовать мелко нарезанную «серебряную» фольгу или дождь (ёлочный). Для  детей подготовительной группы возможен вариант рисования под эту музыку по собственному воображению, а не по образцу. Но для этого педагог сначала выясняет, что именно представляется каждому ребёнку. Целесообразны наводящие вопросы, например: Какое настроение в музыке? Было ли когда-нибудь у тебя такое же настроение? Если не у тебя, то у кого-нибудь бывает подобное настроение? А может, это характер какого-нибудь персонажа?

Возможно, абстрактные эмоциональные состояния (строгость, страх, загадочность) характерные для данного музыкального отрывка ,воплотятся в конкретных, знакомых ситуациях и людях, которые дети могли бы изобразить. Например, «Таинственный фокусник», «факир» или «Мы с другом поссорились», «Портрет снежной королевы, которой оказалась сердитая тётя в магазине», или «Сокровища пиратов, которые охраняет огромная соседская собака.

3 занятие, где используется жёлто-зелёный фон, может проводиться весной. Для средних, старших групп опять может быть предложено рисование по образцу. Самый доступный и удачный образ пробуждающейся природы отражён в музыке русских композиторов, а также в музыкальном отрывке «утро» из оперы. Пер Тюнт Грига.

Замечательно изобразил П. И. Чайковский образ подснежника в четвертой части «Апрель» фортепианного цикла «Времена года». Русские поэты, в свою очередь, не менее замечательно воспели красоту и нежность этого цветка (Майков). Занятие строится по аналогии со вторым занятием. Рисуя подснежники и слушая музыку, педагог с детьми примечают, что в средней части слышится, как кружит ветер, музыка тревожная, но затем постепенно снова проглядывает солнышко и цветок тянет к нему свои листочки.

Для детей постарше также предлагаются пофантазировать под эту же музыку. И после наводящих вопросов дети с удовольствием рисуют, например, портрет мамы: то нежной, то строгой, то заботливой. Кто-то нарисует беззащитного, пугливого котёнка, а кто-то чудесный сон про дивный сад. Интересно будет провести оба варианта занятий (для средних, старших и подготовительных групп) для одних и тех же детей, то есть, слушать одну музыку и рисовать сначала по образцу, а через год – по воображению. Рисунки, не похожие один на другой – вот желаемый результат данного проекта, как показатель развития эмоциональной отзывчивости ребёнка в восприятии содержания произведений различных видов искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" по теме: "Настроение и чувства в музыке"

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка"  для детей старшего дошкольного возраста "Настроение и чувства в музыке"...

Конспект Организованной Образовательной Деятельности область "Музыка" по теме: "Три кита в музыке"

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "Три кита в музыке"...

Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"

Конспект организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ (2 МЛАДШАЯ ГРУППА) НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В 2-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, вооб...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА) ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ:«СТРАНА БУКВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ:«СТРАНА БУКВ»...