Педагогический проект организованной образовательной деятельности "Мы рисуем музыку"
проект (подготовительная группа)
Стимулируя воображение детей в музыкальной деятельности, необходимо связывать его с продуктивным видом творчества - изобразительным и дать возможность каждому ребенку выразить восприятие звуков музыки в красках, рисунке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_risuem_muzyku.docx | 34.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 3 «Снежинка»
Проект организованной образовательной деятельности
«Мы рисуем музыку»
Паспорт проекта
Тип проекта: творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2019-2020 учебный год).
Участники проекта: воспитанники детского сада (дети 5-7 лет); родители воспитанников; музыкальный руководитель – Иванова Ирина Михайловна, воспитатели - Махина Екатерина Николаевна, Кудрявцева Людмила Евгеньевна.
Актуальность: музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых не только доступно детям, но и полезно в плане комплексного преподнесения. Сочетаясь с произведениями других видов искусств, а именно с живописью, музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие. В то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в образах, красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением.
Стимулируя воображение детей в музыкальной деятельности, необходимо связывать его с продуктивным видом творчества - изобразительным и дать возможность каждому ребенку выразить восприятие звуков музыки в красках, рисунке. Одно и то же произведение каждый из нас воспринимает и видит по-своему. Таким образом, музыка - это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Музыка и изобразительное искусство - источник особой радости в дошкольном возрасте. Ребенок открывает для себя волнующую силу искусства и, при богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном творчестве. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Постановка проблемы
Многие дети в дошкольном возрасте затрудняются определить жанр музыкального произведения, путают названия профессий (музыкант и композитор), недостаточно эмоционально реагируют на прослушанное музыкальное произведение. Поэтому большое внимание нужно уделить такой деятельности, как Восприятие музыки. А так как одним из важных аспектов музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО является взаимодействие с родителями воспитанников, повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, появилась идея обратиться к ним с предложением принять участие в реализации проекта «Мы рисуем музыку».
Цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста музыкального вкуса и основ музыкальной культуры через тесное сотрудничество с родителями.
Задачи:
- формировать музыкальную культуру детей посредством знакомства с художественными произведениями, доступными их восприятию, образцами современной классической, народной музыки;
- знакомить детей с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, формировать оценочное отношение, обогащать словарный запас детей;
- развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке; умения различать музыкальные образы, особенности их развития;
- воспитывать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности.
Этапы реализации проекта
Подготовительный.
Составление перспективного плана по восприятию музыки для детей 5-7 лет.
Составление картотеки фонограмм музыкальных произведений для восприятия музыки);
Разработка Положения конкурса «Мы рисуем музыку»
Встреча с родителями детей старшего дошкольного возраста на родительском собрании. Ознакомительная беседа о данном проекте, его целях и задачах, сроках реализации и о непосредственном участии родителей в работе.
Основной
Регулярные обновления в группах информации для родителей воспитанников ДОУ;
Проведение непосредственно музыкальной деятельности, согласно расписанию;
Регулярное оформление (обновление) выставки в фойе ДОУ «Мы рисуем музыку»;
Просмотр видео материалов из концертных залов Театра Оперы и Балета: П.И. Чайковский, Балет «Щелкунчик», А. Вивальди, «Времена года»
Заключительный
Итоговое оформление выставки в фойе ДОУ «Мы рисуем музыку»;
Создание альбома детско-родительских рисунков «Мы рисуем музыку»;
Награждение победителей и участников конкурса «Мы рисуем музыку» Дипломами, Благодарственными письмами.
Занятия по музыкальному воспитанию проводятся в течение учебного года с сентября по май с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет); продолжительностью 25-30 минут, 2 раза в неделю.
Содержание каждого занятия отвечает интеллектуальным и физическим возможностям старших дошкольников. Исходя из особенностей детей, больше внимания уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущение ребят. На усвоение определенного материала (по каждому разделу) отводится примерно один месяц, в течение которого «доминируют» конкретные образовательные и воспитательные цели.
Раздел по восприятию музыки включает в себя комплекс методических задач, направленных на более глубокое, осознанное понимание музыкального произведения. Основой этого раздела является подбор рекомендованного Образовательной Программой репертуара, который способствуют формированию у детей эмоциональной отзывчивости, умения обобщать и сравнивать музыкальные произведения, а также проводить первые эстетические оценки. Это касается организации педагогических режимов. Важно! Не навязывать свое представление, видение и эмоциональные переживания о прослушанном музыкальном произведении! Каждый ребенок слышит и рисует то, что сам представил во время слушания музыки, следовательно, не бывает похожих или одинаковых рисунков.
Основа содержания музыки - выражение настроений, чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного - определения эмоционально - образного содержания музыки. Не секрет, что характеристика эмоционально - образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности, выделяют отдельные средства (темп, динамику, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, не отличаются разнообразием. Зачастую дело ограничивается делением только на веселую и грустную музыку. Оказать помощь в решении этой проблемы поможет "Словарь эстетических эмоций" В. Ражникова. Его наличие "под рукой" педагога поможет обогатить детскую речь.
Роль родителей воспитанников детского сада в реализации проекта:
Совместное с детьми домашнее слушание рекомендованных классических и народных музыкальных произведений и рисование их.
Задачи работы с родителями:
Развивать у родителей интерес к участию в жизни ДОУ через совместное с детьми домашнее прослушивание и рисование классических произведений, рекомендованных ООП в течение реализации проекта «Мы рисуем музыку» и на протяжении посещения детьми ДОУ;
Познакомить родителей с музыкальным репертуаром, доступным для детского восприятия;
Дать рекомендации по слушанию музыки в домашних условиях;
Предоставить родителям возможность проявить в совместной с детьми продуктивной деятельности свое творчество;
Вызывать у родителей желание совместно с детьми посещать театры, устраивать домашние концерты.
Методы и приемы, применяемые в работе.
Наглядно-слуховой: использование на музыкальной деятельности мультимедийных презентаций для восприятия музыки.
Практические: беседы о характере, настроении и средствах выразительности музыкальных произведений, обсуждение и анализ рисунков во время музыкальной деятельности.
Предполагаемый результат.
У детей будет развита эмоциональная отзывчивость;
У детей будет сформирована основа музыкальной культуры и музыкального вкуса;
У детей будет обогащен словарный запас;
Воспитанники будут уметь определять музыкальный жанр и различать части музыкального произведения;
Дети будут уметь определять настроение, характер музыкального произведения, средства его выразительности.
Оценка эффективности реализации проекта
В ходе реализации проекта, наблюдая за детьми, мы обратили внимание, что они стали запоминать и узнавать на слух названия классических произведений, рассказывать, что посещали с родителями театры, с удовольствием делились историей создания своих рисунков. Воспитанники помогали оформлять выставку своих работ. Радовались за друзей, которые участвовали в конкурсах. На протяжении реализации проекта принимали активное участие в конкурсе «Мы рисуем музыку». Самое важное и ценное, что дети стали ярко эмоционально откликаться на музыкальное произведение, рассказывать о своих чувствах, которые испытали во время слушания, делиться представлениями об услышанном. Стали понимать значение и использовать в своей речи такие элементарные понятия как темп, ритм, музыкальный образ, музыкальные жанры.
Также хочется отметить активное участие родителей. Они стали проявлять интерес к музыкальному репертуару, принимать участие в подготовке и проведении утренников и развлечений. Повысился уровень компетентности в плане музыкального воспитания дошкольников.
Список используемой литературы:
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.: Мозаика – Синтез, 2010.
- Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
- Радынова О.П., «Музыкальное воспитание дошкольников».М: Просвещение: Владос, 1994г.
- Ветлугина Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение. 1989. с 76
- ПрасловаГ. А., «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста». СП: Детство-ПРЕСС, 2005г.
- Метлов Н.А. Музыка детям - М.: 1985
Интегрированные занятия
«Мы рисуем музыку»
Цель занятия: создать условия для восприятия музыки.
Задачи.
1. Воспитывать любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
2. Обогатить слуховой и зрительный опыт ребёнка через слушание произведений П. И. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и других композиторов и демонстрацию репродукций художников А. Саврасова, И. Левитана, А. Грицая и других. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой.
3. Учить замечать интересные детали при прослушивании музыкальных произведений и рассматривании картин: какие музыкальные инструменты использует композитор, какие ещё средства выразительности помогают ярче передать, например образ «Весны» в балете? Какие краски тёплых или холодных оттенков использует художник? А где больше солнечного света: на той или этой картине? Можно ли представить пение птиц, глядя на эту картину? И т. д.
4. Побуждать ребёнка активно использовать для выражений своих впечатлений цветовую гамму при выполнении рисунков: знакомить с оттенками цветов, получавшихся при смешивании красок. Использовать нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, рисование воск. мелками и акварелью и т. д.)
5. Воспитывать умение ребёнка выражать словами, полными предложениями свои впечатления от прослушивания музыки и увиденных репродукций.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, показывая контраст настроений в музыкальных изобразительных и поэтических произведениях. Вспомнить о профессиях людей, связанных с искусством.
Предварительная работа: наблюдения за зимними, весенними явлениями в природе. Просмотр фрагментов из балетов П. И. Чайковского «Щелкунчик» (танец феи Драже) и С. Прокофьева «Золушка» (танец фей Зимы, Весны). Беседа об увиденном. Импровизация – танец детей с лентами (голубые -ручейки, жёлтые – солнышки)
Педагог. Ребята, какое время года здесь изображено? (ответы)
- А теперь садитесь. На наших репродукциях зимние пейзажи. Как называется профессия человека, который рисует эти пейзажи? (ответы)
А теперь послушайте музыку и ответьте, к какому из пейзажей больше всего подходит настроение, созданное этой музыкой.
Звучит «танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Дети делятся впечатлениями.
- Скажите, ребята, что в этой музыку вы услышали? Может быть, чьи-то шаги, очень таинственные, строгие? Может быть, это сама Снежная королева обходит свои владения? В первой части музыки она гордо и даже сердито, холодно и колюче смотрит на нас. А во второй части полетели россыпью колючие льдинки. Их стеклянный звук можно изобразить на треугольнике, на хрустальных фужерах и металлофоне...
Педагог. Снова включает музыку, дети с музыкальными инструментами музицируют: 1 и 3 часть – треугольники и фужеры, 2 часть – металлофон («глиссандо»).
- А теперь послушайте, как передают зимнее настроение поэты в стихах. Педагог читает отрывки стихотворений о зиме и предлагает также детям прочитать заранее выученные стихи. Например, стих Ф. Тютчева:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит…
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Педагог: - Ребята, как вы думаете, какой из картин соответствует это стихотворение? Какие средства использует поэт, а какие художник, чтобы передать сказочную красоту леса зимой? (слова «чародейкою», «околдован», веточки деревьев, словно кружево, в белом инее, например на картине И. Вельца «Иней»)
И всё же хоть это и сказка, но зимняя, холодная красота, которая напоминает нам царство Снежной королевы.
Входит художник Цветик.
Худ. - Здравствуйте, ребята. Моя профессия – художник. Зовут меня Цветик. (Все здороваются) Услышал я волшебные звуки музыки, решил прийти к вам на занятие. О, здесь я вижу прекрасные картины кисти знаменитых художников. Изобразительное искусство -самое яркое и интересное. Одним словом, главное из всех искусств. Правда, ребята!?
Педагог: - Подожди, цветик! Мы с ребятам думаем, что музыка, изобразительное искусство, (или живопись), а также поэзия – это друзья. И не просто друзья. Они дополняют друг друга. Вот посмотри, как, например, дружат твои краски.
Педагог берёт краски и белую гуашь, заранее разведённую водой в двух банках, и смешивает их в одной из банок.
- Видишь, синяя и белая гуашь не спорят между собой. Они договорились, что перемешиваются и получается голубой, очень красивый оттенок. (Так же можно показать смешивание жёлтой и зелёной красок для получения цвета молодой зелени. Эти два новых оттенка на первом занятии будут использованы для тонирования листов для будущих рисунков детей.)
- Цветик, видишь, как дружат краски! А давайте посмотрим на эти репродукции (картина «март» И. Левитана, Е. Волкова. «В весеннем лесу» и другие репродукции на весеннюю тему)
Цветик: Здесь – красавица весна. Тут она ранняя. А здесь – уже пробилась зелёная травка, солнце освещает лес, деревья, а птицы радуются и, наверно, вьют гнёзда и поют звонкие песни.
Педагог - Вот видишь, цветик ты и сам не заметил, как придумал то, что не видно на этой картинке. И это – прекрасно, что мы можем услышать в музыке весеннее пение птиц, а поэт расскажет нам, что вот в том лесу за соснами и берёзками на первых проталинках появились подснежники, хотя их не видно на картине. Послушайте, как просыпается и согревается природа в музыке. М. р. Напоминает детям знакомую музыку Прокофьева, Чайковского.
Цветик: ребята, мне не терпится взять краски и вместе с вами изобразить своё настроение на бумаге. Слушая эту музыку, хочется закрасить лист нежно-зелёной, почти жёлтой краской. Как будто солнце освещает молодую травку.
Педагог: - Этим мы сейчас и займёмся, «Цветик». Ребята, подойдите к мольбертам. Мы сегодня только подготовим красивый фон для наших будущих рисунков. Слушая весеннюю музыку Прокофьева, Чайковского, выбираем тёплый, нежно-зелёный, или холодный, голубой тон? (ответы)
Да, нежно-зелёный.
Педагог. Показывает детям, как обмакнуть губку в зелёный цвет и закрасить весь лист. Таким же образом закрасить другой лист в голубой тон, предварительно прослушав фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского – танец феи Драже, либо танец феи зимы из балета Прокофьева «Золушка».
В конце занятия педагог. ещё раз вспоминает с детьми, какие профессии связаны с искусством, музыка каких композиторов прозвучала, чьи картины и стихи «дополняли» эту музыку.
Второе занятие. Приготовлены мольберты с тонированными листами, кисти, гуашь. В начале занятия музыкальный руководитель напоминает детям, с какими произведениями различных видов искусств они познакомились на прошлых занятиях, сделав акцент на одном из контрастных настроений. Если в данное время на улице – зима, то проводится работа с холодным оттенком и соответствующим музыкальным отрывкам. Звучит танец феи Драже П. И. Чайковского
Педагог: - Ребята, вспомните, какое настроение передаёт эта музыка. (Ответы) А я напомню вам стихотворения, в которых мы почувствуем такое же настроение. (Повторить стихотворение отрывка о зиме).
Перед вами лист, закрашенный голубым цветом. Это – фон вашего будущего рисунка. А какие цвета вы выбираете сегодня, чтобы изобразить холодное, зимнее царство? (Ответы). Правильно! Синие, фиолетовые, белые. А теперь я хочу предложить вам необычный способ рисования. Посмотрите на готовый образец: здесь изображён дворец Снежной королевы: белоснежный, высокий, с острыми сосульками, башенками. А внизу – его отражение в ледяном зеркале озера. Чтобы отражение получилось точным, художник сначала нарисовал дворец в верхней части листа, а затем, согнув пополам рисунок, хорошенько прижал изображение с обратной стороны. Вот и отпечаталось изображение дворца, как будто он отражается в замёрзшем озере. По краям озера можно дорисовать снежные кустики. Давайте будем слушать музыку и рисовать. Педагог рисует вместе с детьми по предложенному образцу, замечая сходство колорита рисунка и настроения в музыке, акцентируя внимание детей на некоторые выразительные средства. Например, переливы колокольчиков, передающие блеск ледяного царства. Искорки можно изобразить на рисунке специальным гелем с блёстками или просто, использовать мелко нарезанную «серебряную» фольгу или дождь (ёлочный). Для детей подготовительной группы возможен вариант рисования под эту музыку по собственному воображению, а не по образцу. Но для этого педагог сначала выясняет, что именно представляется каждому ребёнку. Целесообразны наводящие вопросы, например: Какое настроение в музыке? Было ли когда-нибудь у тебя такое же настроение? Если не у тебя, то у кого-нибудь бывает подобное настроение? А может, это характер какого-нибудь персонажа?
Возможно, абстрактные эмоциональные состояния (строгость, страх, загадочность) характерные для данного музыкального отрывка ,воплотятся в конкретных, знакомых ситуациях и людях, которые дети могли бы изобразить. Например, «Таинственный фокусник», «факир» или «Мы с другом поссорились», «Портрет снежной королевы, которой оказалась сердитая тётя в магазине», или «Сокровища пиратов, которые охраняет огромная соседская собака.
3 занятие, где используется жёлто-зелёный фон, может проводиться весной. Для средних, старших групп опять может быть предложено рисование по образцу. Самый доступный и удачный образ пробуждающейся природы отражён в музыке русских композиторов, а также в музыкальном отрывке «утро» из оперы. Пер Тюнт Грига.
Замечательно изобразил П. И. Чайковский образ подснежника в четвертой части «Апрель» фортепианного цикла «Времена года». Русские поэты, в свою очередь, не менее замечательно воспели красоту и нежность этого цветка (Майков). Занятие строится по аналогии со вторым занятием. Рисуя подснежники и слушая музыку, педагог с детьми примечают, что в средней части слышится, как кружит ветер, музыка тревожная, но затем постепенно снова проглядывает солнышко и цветок тянет к нему свои листочки.
Для детей постарше также предлагаются пофантазировать под эту же музыку. И после наводящих вопросов дети с удовольствием рисуют, например, портрет мамы: то нежной, то строгой, то заботливой. Кто-то нарисует беззащитного, пугливого котёнка, а кто-то чудесный сон про дивный сад. Интересно будет провести оба варианта занятий (для средних, старших и подготовительных групп) для одних и тех же детей, то есть, слушать одну музыку и рисовать сначала по образцу, а через год – по воображению. Рисунки, не похожие один на другой – вот желаемый результат данного проекта, как показатель развития эмоциональной отзывчивости ребёнка в восприятии содержания произведений различных видов искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" по теме: "Настроение и чувства в музыке"
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" для детей старшего дошкольного возраста "Настроение и чувства в музыке"...
Конспект Организованной Образовательной Деятельности область "Музыка" по теме: "Три кита в музыке"
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "Три кита в музыке"...
Конспект Организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"
Конспект организованной образовательной деятельности область "Музыка" на тему "Целебная сила музыки"...
Конспект Организованной образовательной деятельности по музыке «Мой город моя страна» Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (Подготовительная группа
музыкальное занятия в подготовительной группе...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ (2 МЛАДШАЯ ГРУППА) НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В 2-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, вооб...
Конспект образовательной ситуации «Рисуем музыку»
Конспект ОС «Рисуем музыку»...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА) ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ:«СТРАНА БУКВ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ:«СТРАНА БУКВ»...