Технологическая карта ООД по познавательному развитию с использованием технологии проблемной ситуации «Незнайка в стране часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Автор: Ежова Н.М., воспитатель ГБДОУ детский сад №12 Приморского р-на Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада.
Длительность мероприятия: 25 мин.
Цель: познакомить детей с назначением часов и их использовании в обыденной жизни.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с назначением часов, разными видами часов и их краткой историей
Развивающие: обогащать словарь детей по данной тематике за счёт введения слов – песочные часы, солнечные, механические, электронные, будильник, часовщик и др., развивать умение рассуждать вслух, ясно и чётко излагать свои мысли, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к часам, учить ценить время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_pomozhem_neznayke_chasy.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ООД по познавательному развитию
с использованием технологии проблемной ситуации «Незнайка в стране часов»
Автор: Ежова Н.М., воспитатель ГБДОУ детский сад №12 Приморского р-на Санкт-Петербурга
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада.
Длительность мероприятия: 25 мин.
Цель: познакомить детей с назначением часов и их использовании в обыденной жизни.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с назначением часов, разными видами часов и их краткой историей
Развивающие: обогащать словарь детей по данной тематике за счёт введения слов – песочные часы, солнечные, механические, электронные, будильник, часовщик и др., развивать умение рассуждать вслух, ясно и чётко излагать свои мысли, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к часам, учить ценить время.
Предварительная работа:
- Чтение пословиц, разгадывание загадок о времени, частях суток, днях недели («Делу время, потехе – час», «Каков Емеля – такова и неделя» и т.п.);
- Эксперимент на прогулке «Солнечные часы»;
- Просмотр видеоролика «Крот-часовщик»;
- Рассматривание плакатов «Как определять время»;
- Формирование умения определять время с помощью часов-тренажера;
- Ознакомление с электронным образовательным ресурсом «Какие бывают часы»;
- Чтение стихов о времени, днях недели, часах (Ю.Мориц «Шли часы через дорогу», И.Фомичева «Часы с кукушкой», Н.Григорьева «Сутки» и др.);
- Наблюдение за временем суток;
- Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов часов;
- Разучивание песенки с движениями на стихи А.Барто «Тик-так»;
- Речевое упражнение «Часики».
Материалы, оборудование:
- кукла Незнайка,
- волшебная палочка,
- иллюстрации с изображением рассвета и заката, человека с тенью,
- разные виды часов: песочные часы, механические часы, кварцевые часы, наручные часы, настенные часы, карманные часы, будильники разной формы (круглые, квадратные), электронные часы, наручные электронные часы, секундомер,
- счетные палочки
Раздаточный материал:
- заготовки из картона с изображением циферблата по количеству детей,
- фломастеры.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время |
1. Вводная часть Организационный момент | В группу к детям приходит Незнайка. Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Почему ты такой грустный? Незнайка: Я никак не могу попасть в Цветочную страну, где живут мои друзья – Знайка, Пончик, Пилюлькин… Поезд туда уходит рано утром, и когда я прихожу на вокзал, мне говорят, что я опоздал… Что же мне делать? | Эмоциональное вовлечение в ситуацию | 1 мин. |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Воспитатель: Ребята, что вы посоветуете Незнайке, как ему быть? (ответы детей) Правильно, ребята! Без часов тут никак не обойтись, а Незнайка не знает, что это такое… Зачем нам нужны часы? Как вы думаете, что было бы, если бы часов не было? (Примерные ответы: «Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения, пришли – а там уже никого нет», «Пошли бы в магазин – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»). Как же люди раньше жили без часов? Как они определяли время? (Дать детям возможность поразмышлять, выслушать ответы) Воспитатель: А чтобы и Незнайка научился жить по часам, я приглашаю вас в волшебную страну – Страну часов. Для этого нам понадобится волшебная палочка. Закрываем глаза и говорим: «Раз-два-три, в путешествие нас унеси!» (Дети открывают глаза и вместе с Незнайкой подходят к доске, где размещены иллюстрации). | Рассуждают, устанавливают логические связи, отвечают на вопросы | 5 мин |
2. Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Воспитатель: Смотрите, какие здесь красивые картины. Что тут изображено? (утро, солнышко просыпается). Как это называется? (восход) А здесь? (вечер, солнышко ложится спать) Как это называется? (закат) Воспитатель: Посмотрите, а что это такое сзади мальчика? (его тень). Утром, когда солнце встает, становится светло, а ближе к вечеру, когда оно ложится спать, темнеет и от предметов и людей образуется тень. Именно так раньше люди определяли утро и вечер - по тени. Оказывается, ребята, что часы были и раньше, но в давние времена они были другие - живые!!! Догадайтесь, что это за «живые часы»? Какие они могли быть? Вы, наверное, удивитесь, но такие живые часы вы уже видели и хорошо их знаете. Вспомните, какая птица утром кричит и всех будит? (Петух) Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он сообщает своим криком, что уже наступило утро. Это живой будильник! А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Правильно, они поют утром. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А воробей спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик, в школу, на работу. А в какое время вы просыпаетесь, чтобы идти в садик? А в выходные? (ответы детей) Воспитатель: Как вы думаете, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны? (Живые часы не надо покупать в магазине, они не сбиваются со времени, они красивые, но в городах нет живых часов, их не возьмешь к себе в комнату, они могут заболеть и т.д.) Воспитатель: Затем люди придумали солнечные часы (показ картинки с изображением). Помните, во время прогулки в солнечный день мы делали с вами такие часы и наблюдали, как они показывают время? А кто догадается, чем неудобны такие часы? (в пасмурную или дождливую погоду солнечные часы ничего не показывают, их нельзя взять с собой в квартиру, время они показывают неточно) А теперь настало время поиграть! Давайте превратимся в часики. Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (стоят руки на поясе, наклоны влево-вправо) Это маятник в часах, отбивает каждый такт (стоят руки на поясе, наклоны влево – вправо) А часы идут, идут (ходьба на месте) Иногда вдруг отстают (замедляется темп ходьбы) А бывает, что спешат. Словно убежать хотят! (бег на месте) Если их не заведут, то они совсем встают (останавливаются). Молодцы! А теперь с помощью нашей волшебной палочки, давайте отправимся дальше. Люди стали придумывать другие часы, например, сделанные из песка. Как они называются? (песочные) Вы видели такие часы? Где? (например, в медкабинете). А потом и водяные, и огненные часы. Как они отмеряли время? (ответы детей) Проводится ИГРА С ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ. Цель игры: наглядно показать детям принцип работы песочных часов. За определенное время, пока бежит песок в часах, два ребенка выкладывают из коробки каждый на отдельную тарелку счётные палочки по одной (или любые другие предметы). Победит тот, кто выложит наибольшее количество палочек. | Рассматривают картинки, рассуждают, принимают участие в игре с песочными часами, знакомятся с разными видами часов, их историей и принципом работы | 2 мин |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас вместе с Незнайкой в магазин часов (Дети вместе с Незнайкой подходят к столу и рассматривают разные виды часов). Ребята, сейчас мы с Незнайкой будем загадывать загадки про часы, а вы должны их отгадать и найти правильные часы. Например, загадка №1: эти часы громко звенят и будят нас по утрам (будильник). Загадка №2: эти часы без стрелок и носят их на руках (электронные часы). Загадка №3: эти часы стоят на столе (или на полке) и бывают очень красиво украшены (настольные). Затем детям предлагается самим загадать свою загадку. Ребята, а какие часы есть у вас дома? Какие носит папа? А какие часы самые главные в нашей стране? Где они находятся? (Кремлевские куранты на Красной площади в Москве) | Знакомятся на практике с разными часами | 2 мин |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Воспитатель: А теперь, ребята, поможем нашему Незнайке не опоздать на поезд и уехать в Цветочную страну вовремя. Я посмотрела в расписании - этот поезд уходит в 7 часов утра. Значит встать Незнайке надо еще раньше - в 6. Давайте сделаем для Незнайки часы и укажем на них это время. Детям раздаются заготовки часов разного цвета с изображением циферблата. Задание – нарисовать на часах четыре цифры (3, 6, 9, 12) и две стрелочки: маленькую на 6, большую на 12. Предварительно воспитатель показывает на доске с нарисованными большими часами, как правильно выполнить задание. Когда дети закончат, воспитатель обращается к Незнайке. | Выполняют задание по актуализации знаний | 12 мин |
3. Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний. | Воспитатель: Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше путешествие в Страну часов? Ты понял, почему всегда опаздывал на поезд? Во сколько часов тебе надо встать завтра утром? Правильно, в 6 часов утра. А чтобы ты не забыл, мы дарим тебе часы, где ребята нарисовали тебе это время, и будильник. Теперь ты уж точно не опоздаешь! Незнайка: Спасибо, ребята! Я побежал! Теперь уж точно не опоздаю и увижу всех своих друзей! (Незнайка уходит). | Подводят итоги, делают выводы | 1 мин |
4. Рефлексия | Воспитатель: И нам, дети, пора возвращаться из Страны часов обратно в садик. (Достаёт волшебную палочку и «переносит» детей обратно). Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что было самым трудным, а что самым интересным для вас? Воспитатель слушает ответы детей и благодарит за хорошую работу. | Дают обратную связь педагогу | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с использованием технологии проблемных ситуаций
Социально-коммуникативное развитие личности является одной из актуальных задач современности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об...
Вопросы стимулирующие познавательную активность, с использованием технологии проблемного обучения
Познавательные и проблемные вопросы для детей старшей и подготовительной к школе группы. Разработаны с учётом лексических тем логопедических занятий....
Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....
Технологическая карта НОД по познавательному развитию игровая ситуация "На приеме у доктора"
В данной методической разработке представлена технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по разделу "Обучение игре" в группе компенсирующей направленности для детей ...
Методическая разработка НОД во второй младшей группе с использованием технологии проблемной ситуации Образовательная область «Познавательное развитие. ФЭМП» «Ориентировка в пространстве"
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии проблемной ситуации. Целью занятия является формирование навыка находить предм...
Технологическая карта совместной деятельности воспитанников старшей группы по познавательному развитию с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники «Путешествие в страну LEGO»
Цель: Создать условия для познавательного развития с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники в процессе представления детей программировать робомышь, конструировать мост с помощ...
Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе с применением STEАM технологий
Цель: понимание детьми свойств воды, развитие познавательной активности с помощью STEAM технологий.Задачи:Образовательные:• формировать и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, ...