Вопросы стимулирующие познавательную активность, с использованием технологии проблемного обучения
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
Познавательные и проблемные вопросы для детей старшей и подготовительной к школе группы. Разработаны с учётом лексических тем логопедических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека вопросов с проблемным содержанием | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Фрукты».
- Чем похожи яблоко и апельсин?
- Чем отличаются яблоко и апельсин?
- Почему фрукты покрыты кожурой?
- Что было бы , если бы кожуры не было?
- Что было бы , если бы не было фруктов?
- Назовите все фрукты красного цвета; жёлтого; оранжевого.
- Назовите все фрукты круглой формы.
- Какой фрукт не оранжевый и не круглый?
- Назовите фрукт жёлтого цвета, не круглый, не кислый (груша, банан).
Тема: «Овощи».
- Назовите овощи с полезными «корешками».
- Назовите овощи с полезными «вершками».
- Какие овощи в корзинке у Тани, если там лежат один горький, два красных, три зелёных? (лук, помидоры, огурцы).
- Назови овощ не красный, не круглый, не горький.
- Какой овощ забыли положить в борщ, если борщ не красного цвета?
- На панно картинки с овощами: лук, огурец, помидор, морковь. Какой овощ я не назвала? Жёлтый и горький, зелёный и овальный, оранжевая и сладкая . (помидор)
- какие овощи принесли с огорода, если пять выкопали, два сорвали, три срезали, одну выдернули? (картошку, огурцы, капусту, морковку).
- Чем похожи морковь и лук?
- Чем отличаются морковь и лук?
Тема: «Деревья».
- Для чего нужны деревья?
- Что было бы , если бы не было деревьев?
- Чем похожи ель и сосна?
- Чем они отличаются?
- Чем похожи берёза и ель?
- Как сорвать шишку с ели, если она висит очень высоко и мы не можем до неё дотянуться?
- Что было бы , если бы на земле росли только берёзы?
- За каким деревом спрятался Ваня, если оно не хвойное, не тонкое, и его плоды не ягоды?
- Повторите за мной названия деревьев, не называя слова берёза: дуб, осина, берёза, ель, берёза, рябина, сосна, берёза.
Тема: «Человек».
- Чем похожи человек и кукла?
- Чем отличаются?
- Зачем человеку локти?
- Что было бы, если бы у человека не было локтей?
- Зачем человеку колени?
- А если бы, их не было?
- Если бы на свете жили только взрослые люди?
- А если бы жили только дети?
- Паша играл сначала с Колей, а потом с Мишей. Кто играл с Пашей раньше?
Тема: «Игрушки».
- Если бы на свете не было игрушек?
- Если бы все игрушки были бумажными?
- Какую игрушку я загадала, если она не резиновая, не круглая, её можно разбирать и собирать (пирамидка, матрёшка, конструктор).
- Из предложенных игрушек (пирамидка, матрёшка, мячик, кукла, кубик), назови: разноцветную, деревянную, треугольную, круглую, с углами и т.д.
- Сколько кукол у Марины, если из-под одеяла видны четыре ноги, две головы, четыре уха?
- Оля взяла куклу, а потом плюшевого мишку. С какой игрушкой Оля играла сначала?
- Из ряда игрушек (кукла, машинка, мишка, мячик, юла, поезд, неваляшка) назови по порядку, начиная с куклы; с мишки; с мячика; с поезда.
- У игрушечного паровозика отвалились колёса, он не может доехать до сказочной страны. Чем можно их заменить?
- На столе ряд матрёшек. Какую по счёту матрёшку я загадала, если первая самая нарядная, пятая самая маленькая, вторая самая весёлая, а четвёртая самая яркая? (третью).
Тема: «Посуда».
- Зачем кастрюле ручки? Дно? Если бы их не было?
- В таз с водой упал ключ. Как его достать не замочив рук?
- Чем отличается стакан от чайника?
- Что у них общего?
- Сколько чашек воды поместится в чайник? В ведёрко? (опыт).
- Чем можно разливать суп, если у нас нет половника?
- Придумай и нарисуй посуду, которой не существует.
Тема: «Животные».
- Назови «лишнее» животное – игра «4-ый лишний».
- Почему белка не живёт в норе?
- Почему заяц и белка меняют цвет шерсти на зиму?
- А если бы они этого не делали?
- Если бы у лисы был заячий хвост, а у зайца лисий?
- Если бы на земле остались только хищные звери?
- Если бы остались только травоядные?
- Почему тело животных покрыто шерстью, а тело человека нет?
- Посмотри на картинки, какую картинку я не назвала? Почему?
Тема: «Птицы».
- Как птицы узнают дорогу домой?
- Почему одни птицы улетают от нас на юг, а другие остаются зимовать?
- Чем птицы отличаются от животных?
- Чем похожи птицы и животные?
- Как нарисовать птицу, которой не существует в природе? (соединить части тела различных не похожих друг на друга птиц).
- Какая птица оставила следы? (по картинкам).
- назови одну зимующую, одну перелётную, одну домашнюю птицу.
- Повтори за мной все названия птиц, кроме соловья: ворона, воробей, соловей, попугай, аист, соловей, синица, соловей.
- Зачем дятлу короткий, широкий хвост?
- Если бы у него был хвост, как у павлина?
Тема: «Зима».
- Почему зимой всё белое?
- Почему мороз – художник?
- Почему с ледяной горки санки катятся, а с деревянной нет?
- Если бы всегда была зима?
- Зачем снежную горку заливают водой?
- Чем похожи лёд и стекло?
- Чем они отличаются?
- Чем похожи лёд и снег?
- Чем они отличаются?
- Почему деревья не мёрзнут под снегом?
Тема: «Одежда».
- Зачем людям нужна одежда?
- Если бы на земле не было одежды?
- Если бы вся одежда была одинаково пошита и одного цвета?
- Если бы не было пуговиц?
- Чем их можно заменить?
- Можно ли заменить швейную иголку? Чем?
- А чем можно заменить нитки?
- У куклы Тани оторвался карман на платье. У нас нет нитки и иголки. Чем мы можем помочь Тане?
- Зачем нужен капюшон?
- Чем его можно заменить?
Тема: «Весна».
- Правильно ли я сказала: наступила весна, потому что потекли ручьи?
- Почему не правильно?
- Хлопни в ладоши, когда услышишь слова про весну: листопад, ручьи, почки, снегопад, сугроб, насекомые, берёзовый сок, метель, проталины.
- Если бы не было весны?
- После какого времени года и перед каким наступает весна?
- Если бы весна наступила после осени? После лета?
- Почему на деревьях сначала появляются почки, а потом листочки? А не наоборот?
- Где снег растает быстрее в поле или в лесу? Почему?
- Почему весной появляется много насекомых?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения "Теремок"
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения....
нод "Зимушка" с использованием технологии проблемного обучения
Программное содержание:Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фо...
НОД с использованием технологий проблемного обучения
НОД с использование технологий проблемного обучения в старшей группеРебята сегодня у нас занятие очень интересное необычное. Нам предстоит преодолеть очень много трудностей и помочь Ивану царевичу.Зву...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии проблемного обучения по образовательной области: познавательное развитие для средней группы на тему: «Наши любимые игрушки»
Цель: расширить представления детей о свойствах водыЗадачи:ОбразовательныеДать знания о том, что от температуры воды зависит скорость таяния льда.Создавать условия для расширения представлений детей о...
Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....
Познавательно – исследовательский проект с использованием технологии проблемного обучения в старшей группе «Первые раскопки»
Археология является очень интересной профессией. Она притягивает ксебе людей, любящих тайны, историю и романтику. Археологов можноназвать настоящими искателями приключений....