Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
материал
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:
- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования.
- поделиться с коллегами опытом работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Рязани
«Детский сад № 38»
Семинар-практикум
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила: Баранова О.В.
Рязань, 2021 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды
Задачи:
- закрепить знания педагогов об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями современного законодательства в области дошкольного образования
- поделиться с коллегами опытом работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей старшего дошкольного возраста
Организационный этап | |
Приветствие, введение в тему | Воспитатели занимают места за столами в соответствии с выбранной при входе фишкой (фишки трех цветов) – таким образом, формируются три команды. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь. … Насыщенная, безопасная. Развивает, мотивирует, обновляется. Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка. «Мир вокруг». Итак, тема нашей встречи «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». |
Основной этап | |
Теоретическая часть | Перед вами на экране высказывание, которое принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира». Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку: - найти свое занятие по душе, - поверить в свои силы и способности, - научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде. Согласно ФГОС ДО (п.3) развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований. Чтобы еще раз вспомнить данные требования, предлагаю вам открыть документ - п.3.3. Итак, обращаясь к тексту ФГОС ДО (п. 3.3.1.), отмечу, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории. Как это требование реализуется в нашем детском саду? Так, например, вы знаете, что в фойе детского сада оформляются тематические выставки, где вниманию детей и взрослых представлена разнообразная познавательная информация - в 2016-2017 уч.г.: -выставка «Кино - волшебная страна», приуроченная к году Российского кино, -выставка картин из фондов Оренбургского музея изобразительных искусств, -выставка совместных творческих работ детей и родителей «Безопасная дорога в школу» и др. Также данное пространство используется для оформления мини-музеев: в настоящее время оформлены мини-музеи «Народная тряпичная кукла» и «История прялки», где дети знакомятся с предметами старины и декоративно-прикладного искусства. Как я уже говорила выше, образовательным потенциалом, про который нам нельзя забывать, обладает и территория детского сада.
Рядом с прогулочными площадками старших детей расположена зона классиков, где дети могут продолжать знакомиться с буквами и цифрами, для детей помладше есть разметка для развития координации движений, физических качеств. Площадка «Автогородок» используется для формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах города, а пространство веранды - для размещения разнообразного познавательного материала. Кроме того, и в группе используется пространство всех групповых помещений. Примеры: - в приемной можно расположить спортивный уголок, дидактическая кукла; - игровая - образовательные центры; - в спальне модно расположить центр детского творчества, уголок ряженья, уголок уединения Входная дверь, окна, стены могут использоваться для отражения климатических условий. Коллеги, далее предлагаю вместе разобраться, отвечает ли развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду требованиям, изложенным в п.п. 3.3.2., 3.3.3. ФГОС ДО. Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых. Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном и спортивном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, конкурсы, как в помещениях учреждения (музыкальный и спортивный зал, фойе детского сада), так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках). - Возможность для уединения.
В каждой возрастной группе в целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным создан Центр психологической разгрузки - «Уголок уединения». - Реализацию различных образовательных программ.
По образовательной программе дошкольного образования МДОБУ № 20, разработанной самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО. Т.е. созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию, как обязательной части программы, так и части, формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того, РППС обеспечивает реализацию Адаптированных образовательных программ, разработанных для детей-инвалидов: в наличии имеется игровое и развивающее оборудование, в том числе игры, направленные на: - валеологическое воспитание детей - игры «Валеология или здоровый малыш», макет «Чистим зубы правильно», дидактический материал «Береги здоровье», «Я расту», плакаты «Тело человека», «Спорт» и др. - воспитание толерантного отношения - набор фигурок «Люди с физическими недостатками», тематический альбом «Параолимпийцы» и др. - Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Для выполнения данного требования в рамках проекта «Многонациональное Оренбуржье» в группах оформлен материал «Наши соседи», отражающие особенности народов, населяющих оренбургскую область, в наличии имеются тематические альбомы «Национальные костюмы», «Народные игры» и др. Имеются пособия, отражающие особенности трудовой деятельности оренбуржцев.
Пособия, отражающие работу Газопромышленного комплекса (макеты), работу Пуховязальной фабрики «Оренбургский пуховый платок», который славится во всем мире своими паутинками и платками (в каждой группе есть элемент пухового платка, журнал для рассматривания «Не оборвется нить пуховая…», в методическом кабинете – веретено, комочек козьего пуха и др.). Кроме того, РППС включает материалы, связанные с освоением космоса (макеты ракет, альбомы для рассматривания) и жизнью Ю. Гагарина, с творчеством знаменитых людей, чья жизнь связана с Оренбургом и оренбургской областью.
Книги С. Аксакова, написавшего свою знаменитую сказку в наших краях, Ю. Энтина, автора гимна оренбургской области, А. Пушкина и др. В фойе детского сада оформлена выставка «Любимый город - Оренбург» - где вниманию детей и взрослых представлена информация об истории возникновения и значении символов города (герб и флаг), о характерных представителях флоры и фауны оренбургской области и его достопримечательностях. В рамках сотрудничества с Оренбургскими музеями в детском саду организуются выставки, проводятся выездные экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых. Также учтены климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность: - на прогулочных участках установлены крытые веранды, с трех сторон защищенные от ветра прозрачным поликарбонатом; - в каждой группе оформлены мобили, которые заменяются в соответствии с текущим временем года (с 5 лет дети изготавливают самостоятельно); - имеются дидактические куклы с комплектом одежды по сезонам; - оформление окон (рисунки на окнах совместный труд родителей и воспитателей); - фотоальбом с прогулок в разное время года, - выносное игровое и спортивное оборудование для организации игровой и двигательной деятельности детей на прогулках в теплое и холодное время года; - календарь природы, где дети самостоятельно или с помощью педагога отмечают погоду, рассматривают и подбирают иллюстрации, изображающие погодные условия и природные явления. - Учет возрастных особенностей детей. Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей – например: В работе с детьми младшего дошкольного возраста: - используется конструктор, имеющий крупные детали, - сюжетно-ролевые игры – «развернуты» на игровых модулях, - используется оборудование для игр с водой и с песком, - оборудование для организации детского экспериментирования с различными материалами, - куклы большого размера - для манипуляции с комплектом пеленок, постельных принадлежностей, коляски, кроватки, горки, бутылочки для кормления, ванночки для купания; В работе с детьми старшего дошкольного возраста: - элементы конструктора - мелкие, а сами конструкторы более разнообразные; - сюжетно-ролевые игры – «свернуты» - атрибуты сложены в контейнеры, и дети самостоятельно разворачивают игру, обустраивая игровое пространство, - в наличии имеется оборудование для организации исследовательской деятельности, - куклы гендерной направленности для развития сюжетов с комплектом игровых наборов для каждой куклы (кукла-повар, кукла-доктор), куклы маленького размера разного возраста, национальности, с домами, комплектами мебели, самодельной одеждой, для детей 6-7 лет добавляется кукла-школьница для игры в школу, плоскостные, бумажные куклы - кроме того, для старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие ознакомлению с буквами, математическими действиями: наборы букв, слоговые таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами, ребусы, - материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. Развивающая предметно–пространственная и игровая среда в каждой возрастной группе должна иметь следующие отличительные признаки: - для детей третьего года жизни это достаточное пространство для удовлетворения потребности в активной деятельности; - для детей четвёртого года – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с необходимыми игровыми атрибутами; - детям среднего дошкольного возраста необходимо создать условия для удовлетворения их потребности в игре со сверстниками и в уединении; - детям старшего дошкольного возраста следует предлагать игры, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и т.д.
- куклы (кукла-младенец, плоскостная бумажная кукла, кукла-школьница, кукла-почтальон) - конструктор (элементы напольного конструктора, кубики деревянные, мягкий строительный материал, мелкий конструктор «Лего», магнитный конструктор) - машины (большой самосвал, спецтранспорт среднего размера, машинки маленького размера модельные) Задание: распределите, пожалуйста, игрушки в соответствии с возрастом детей. Спасибо, коллеги, а мы продолжим работу с нормативным документом. Очень содержательным является п. 3.3.4. ФГОС ДО, согласно которому развивающая предметно-пространственная среда должна быть: - содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полифункциональной, - вариативной, - доступной и - безопасной. Рассмотрим каждый из перечисленных критериев. 1) Насыщенность. РППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. О соответствии возрастным особенностям мы говорили ранее, остановимся на вопросе соответствия РППС содержанию образовательной программы.
Образовательные области:
Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие: - Центр «Моя безопасность». - Центр патриотического воспитания. - Центр для организации сюжетно-ролевых игр. - Центр «Мы дежурим». - Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»). Познавательное развитие: - Центр познания. - Центр природы. - Центр детского экспериментирования. - Центр занимательной математики. Речевое развитие: - Центр детской книги. - Центр речевого развития. - Центр театрализации. Художественно-эстетическое развитие: - Центр музыкального развития. - Центр детского творчества. - Центр строительных игр. Физическое развитие: - Физкультурно-оздоровительный центр.
Хочу обратить ваше внимание, что каждый центр должен иметь маркер (это знак для визуально ориентира детей, обозначающий игровой центр в группе) - графический и/или кукла-персонаж. Маркер размещается на уровне глаз ребенка и должен быть понятен для него
Также обращаю ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например: - много видов театра выставлены сразу; - обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке; - большое количество книг в детской библиотеке; - одинаковые комнатные цветы в уголке природы. Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка 2) Трансформируемость. РППС должна изменяться в зависимости от: - образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течение всего учебного года), - меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования составляющих предметной среды; - наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности. Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для размещения наглядного материала, для возможности разграничения пространства, для организации двигательной активности детей (для подлезания)
- пирамиду, - книгу С.Михалкова «Я карандаш с бумагой взял» (дети рисуют С.Михалкова), - шишки (природный материал). 4) Вариативность среды предполагает: - наличие различных пространств для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей; Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т.е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков. - периодическую сменяемость игрового материала. Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса. Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т.е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды. Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта. Как это может проявляться: - если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность, - при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию). 5) Доступность среды предполагает: - доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место. Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр. 6) Безопасность
Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат), который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т.е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
1 - какие факторы РППС могут оказать негативное влияние на физическое здоровье детей 2 - какие факторы РППС могут оказать негативное влияние на психическое здоровье детей Что касается психического здоровья, то игрушки не должны: - провоцировать детей на агрессивные действия; - вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнёры (сверстники, взрослые). - провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; - вызывать интерес к вопросам сексуального характера, выходящим за рамки детского возраста. 3 - какие требования безопасности РППС должны соблюдаться по отношению к территории ДОУ?
В заключении хочется отметить, что правильно организованная РППС выполняет: - образовательную, - развивающую, - воспитывающую, - стимулирующую, - организованную, - коммуникативную функции. И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. При этом ведущая роль в организации ПРРС принадлежит педагогу, ведь как писала Э.П. Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду» |
Практическая часть | Уважаемые коллеги, я предлагаю перейти к следующему этапу работы и приглашаю вас на «экскурсию» в группу |
Заключительный этап (по завершению экскурсии) | |
Подведение итогов | Около группы в фойе детского сада стоят два мольберта – на одном изображение чемодана, на другом – мусорного ведра. Рядом стол, на котором лежат стикеры с клейким краем. Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро» Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на чемодан, если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в мусорное ведро. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация семинара-практикума для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда - своими руками в соответствии с требованиями ФГОС ДО" в аспекте современных технологий
Используемый прием Д.Родари позволяет педагогам самостоятельно погрузиться в теоретическую часть семинара и дать определение понятию среда, понять какое место она занимает в жизни каждого ребенка. Поэ...
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »
Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...