Интегрированное занятие «В гостях у матрешки».
план-конспект занятия

Интегрированное занятие  в группе компенсирующей направленности для слабослышащих детей  «В гостях у матрешки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

в группе компенсирующей направленности для слабослышащих детей

«В гостях у матрешки».

Цель: создание условий для приобщения детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой и народным промыслом «Хохломская роспись».

Задачи:

  1. Закрепить и систематизировать знания детей о матрёшке как об одном из видов народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления) и хохломской росписи.
  2. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
  3. Формировать любовь к народному творчеству, чувство гордости за свой народ - создавший богатое культурное наследие, чувство патриотизма.

Предварительная работа: беседы о хохломе, матрёшке, рассматривание изделий народно-прикладного искусства, иллюстраций, книг, альбома, рисование хохломского узора, составление композиций, дидактические игры «Составь узор», «Собери пазлы» и др.

 Оборудование и материалы: мультимедиа, презентация, магнитофон, макет матрешки, ленточки, обруч, силуэт матрёшки, кисточки, гуашь, стол, посуда с посудой, раскрашенной хохломской росписью.

Ход.

Воспитатель: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Как рада видеть всех вас я! ( Здравствуйте!)

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости? (дети: Да, любим!)

Воспитатель: если вы отгадаете загадку, то узнаете кто зовет нас в гости к себе.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...              
(дети: Матрёшка.)

Воспитатель: Правильно, это Матрёшка.

Показ слайдов и беседа по ним.

Воспитатель:

Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал,

Игрушка - кукла расписная, а как назвать её не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку? Ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

А мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка, как русский сувенир.

Воспитатель: Впервые матрёшка появилась в Москве давным-давно, больше ста лет назад. Нарисовал матрешку известный художник Сергей Малютин, а токарь Василий Звёздочкин выпилил куколку по его рисунку из дерева. Внутри было еще шесть деток. Эта деревянная игрушка сразу стала очень популярна и любима. Производство новой игрушки было налажено в Загорске (сейчас это наш город Сергиев Посад).

Воспитатель: Теперь много разных художников расписывают матрёшек, и все они разные и по-своему красивые. А знаете, почему эту игрушку называют матрёшкой? Потому что её назвали по известному русскому женскому имени – Матрёна.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из какого материала изготавливают матрёшек? (матрёшек изготавливают из дерева).

Воспитатель: Кто вытачивает матрёшек? (матрёшек вытачивает токарь).

Воспитатель: Что потом происходит с заготовкой? (её расписывают).

Воспитатель: Кто расписывает матрёшек? (их расписывают художники).

Воспитатель: Матрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

Звучит музыка и появляется Матрёшка

Матрёшка: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть у себя в гостях. Знаете, я очень люблю играть. А вы? (да). Давайте мы с вами тоже немножко поиграем.

Игра «Ручеек»

Матрёшка: Ребята, а загадки вы умеете отгадывать?

Воспитатель: Конечно, умеют.

Матрёшка загадывает загадки.

Загадки.

Рядом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка (матрешка)

Он стройный и красивый,

У него густая грива.

Жаль, нельзя на нем промчаться,

Только можно покачаться.

(Конь — качалка)

Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый,

Мои шутки и смех

Веселят всех.

(Петрушка)

Эту толстую игрушку

Не положишь на подушку.

Знать, пример взяла с лошадки:

Стоя спать, а не в кроватке!

(Неваляшка)

В ней горошинки звенят,

Карапузов веселят.

Это первая игрушка

Под названьем…

(погремушка)

Вам такой встречается?

Он совсем не хочет спать,

Положу - встаёт опять

И стоит-качается.

(Ванька-встанька)

Матрёшка: Какие вы молодцы, ребята. А ловкие ли вы? (да)

Сейчас проверим. Вам надо заплести косы моей подружке матрёшке. Кто готов?

Дети заплетают косички на макете матрёшки.

Воспитатель: Матрешка, а ребята песню знают и мне кажется она тебе понравится.

Исполняют песню «Матрешки» А. Яранова, Д.Князев (с обручем фото)

Матрёшка: Спасибо ребята, такая песня красивая. Мне очень понравилось. А теперь я приглашаю вас к себе на чай.

Дети проходят в группу, где стоит стол с самоваром и кружками. Матрёшка обращает внимание детей на посуду.

Матрёшка: Посмотрите, ребята, какая посуда у меня красивая, правда? Что вы можете о ней рассказать. Какой росписью украшены эти предметы  (расписана под хохлому)

Матрёшка: Мне так нравится эта роспись. Сегодня я хочу вам рассказать немного об этой росписи: где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью.

- В старину люди кушали из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши, пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе.

Матрёшка: Чем она отличается от других, расскажите пожалуйста (в хохломской росписи вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др. цвета используются черный желтый-золотой, красный, в современной росписи и зеленый цвет).

Матрёшка: я так хочу портрет свой и чтоб сарафан был раскрашен под хохлому. Ребята вы мне поможете? (да)

Воспитатель: Тогда отправляемся с вами в художественную мастерскую. Ребята, вы будете мастерами-художниками. На сначала давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Мы — красавицы матрешки,           Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша,     Загибают поочередно пальцы на правой руке

Мила - три, четыре — Маша,

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать.                 Разжимают кулачки 2 раза.

Дети начинают раскрашивать «матрешку» (работа в малой группе).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какая красивая матрешка у вас получилась. Теперь у нашей матрёшки появился такой прекрасный портрет.

Матрёшка тебе нравится?

Матрёшка: Очень, спасибо ребята!

Рефлексия.

Воспитатель: А чем же мы с вами занимались сегодня? (Ответы детей).

Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово? (Спасибо!)

Ну а сейчас пришло время расставанья. До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "В гостях у матрешки"

На неделе игры и игрушки было проведено открытое занятие для коллег. Думаю данный материал будет интересен воспитателям, муз руководителям....

Интегрированное занятие «В гости к мордовской матрешке»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Мордовских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать узор ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «Украсим матрешку»

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ НА  ТЕМУ «Украсим матрешку»Программное содержание:-обобщить знания детей о народных игрушках;-рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешк...

Конспект интегрированного занятия "В гости к нам пришла Матрешка"

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности....

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе«Матрешка - символ народного творчества»

Цель: познакомить детей с матрешкой как с предметом народного творчества, процессом ее изготовления на примере матрешек Нижегородской области....

Интегрированное занятие "В гостях у матрешки"

Ход занятия:Организационный моментВоспитатель:Здравствуйте, ребята!Я на ярмарке была,Сундучок вам принесла,Сундучок тот не простойИ товар в нем расписной.Алый шелковый платочек,Яркий сарафан в цветоче...