Интегрированное занятие «В гости к мордовской матрешке»
план-конспект занятия по аппликации, лепке на тему
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Мордовских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать узор в стиле мордовской росписи, используя элементы, характерные для мордовского национального орнамента: крест, галочка, ромб, располагать узор на мордовской рубахе - панар. Закреплять навыки рисования красками (гуашь). Развивать чувство цвета, композиции. Вызвать интерес и уважение к работе народных мастеров.
Материал. Народные игрушки - матрешки, мордовская матрешка; 3 образца росписи мордовской матрешки, бумажный силуэт матрешки, краски гуашь черного и красного цвета, кисти, емкость с водой, салфетки - на каждого ребенка.
Предварительная работа. Рассматривание игрушек, рассказ воспитателя об истории игрушки-матрешки. Экскурсия в мини-музей народного быта с целью ознакомления с народным мордовским костюмом, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.
Словарная работа: панар, панго.
Музыкальное сопровождение. Аудиозапись мордовских народных мелодий.
Ход занятия:Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте ребятишки
Девчонки и мальчишки
Здравствуйте уважаемые гости
Мы рады видеть вас всех
В нашем музыкальном зале (в нашей группе)
На нашем занятии.
И начать наше занятие мне хочется с игрового упражнения «Я дарю тебе улыбку». Возьмитесь за руки, посмотрите в глаза своего соседа и молча, подарите ему самую добрую улыбку (по очереди). А я подарю свою улыбку вам.
Воспитатель: Ребята, какое ваше самое любимое занятие?
Дети: Рисовать, лепить, что-то мастерить смотреть мультфильмы, играть…
Воспитатель: Во что вы любите играть?
Дети: В машинки, настольные игры, куклы…
Воспитатель: Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Чем?
Дети: Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора. Они могут издавать звуки, говорить, плакать, смеяться, передвигаться, шевелить руками и ногами… А в старину игрушки мастерили из тряпочек, соломы, глины, бересты, дерева… И они ничего не умели делать.
Воспитатель: Представьте себе девочку, которой родители не могли купить куклу. Она возьмет кусок полена, нарядит его в одежку и скажет, что это ее кукла. Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину, в мир искусства. А вот к какой игрушке мы отправимся в гости вы узнаете, отгадав загадку:
Словно репка она крутобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок глаз
Яркий сарафан в цветочек
Алый шелковый платочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть
Может – три, а может - шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская
Дети: Матрешка.
Воспитатель: Посмотрите, сколько собрано здесь разнообразных матрешек и больших и маленьких. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане, с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку, пройти мимо нее невозможно. Так выглядит всеми любимая игрушка – матрешка. Посмотрите на эту Матрешку в пестром сарафане, розовощекая, с лукавинкой в глазах. Раскроешь матрешку, а там другая меньших размеров. И та тоже открывается, и мы видим еще одну. И так еще и еще и еще… Ребята, а как вы думаете, откуда появилась на Руси матрешка?
Дети: Ее придумали русские люди.
Воспитатель: Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской, то вы ошибаетесь. А на самом деле дело было так.
В 90-х годах прошлого века жила семья Мамонтовых. Два брата Савва Иванович и Анатолий Иванович коллекционировали различные художественные ценности, в том числе и крестьянские игрушки. Они владели мастерской магазином «Детское воспитание», где создавались и продавались детские игрушки, среди них были куклы, одетые в народные костюмы, жителей различных губерний России С.И. Мамонтов приглашал в свою мастерскую очень хороших мастеров – игрушечников, от которых требовалось много изобретательности и фантазии. Чтобы расширить кругозор мастеров в мастерскую выписывались образцы игрушек из разных стран мира. И вот однажды в игрушечную мастерскую Мамонтовых с японского острова Хонсю привезли точеную фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. В Японии он считался божеством счастья и долголетия. Фукурума оказался с «сюрпризом». Фигурка раскрывалась на две части. Внутри была спрятана другая поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. И всего таких куколок насчитывалось пять. Это тоже были японские боги счастья, только помоложе и послабее. Японская разъемная игрушка была очень забавная и понравилась русским мастерам. Особенно она заинтересовала художника Сергея Васильевича Малютина, и он решил сделать нечто подобное, оригинальное, но чисто русское. Японское божество он, конечно, повторять не стал, он сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни. Изготовить свою задумку он поручил токарю, мастеру – игрушечнику В.П. Звездочкину. Они вместе работали в мастерской – магазине «Детское воспитание», которая принадлежала братьям Мамонтовым. И когда фигурка была выточена , С.В. Малютин сам расписал ее. Вот так 100 лет назад и родилась первая русская матрешка, разъемная игрушка в образе деревенской девушки. Матрешка состояла из восьми фигурок, самая большая изображала девочку в русском ситцевом сарафане с передничком, на голове цветастый платочек, в руках для деловитости черный петух. В ней прятались еще семь фигурок: старшие девочки - помощницы с серпом и караваем хлеба, мальчонка в расписной косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике и последняя восьмая была младенцем, завернутым в пеленках. Целое семейство дружное и трудолюбивое.
Воспитатель: Ребята, мы все говорим матрешка, да матрешка, но ведь раньше у этой куклы и названия то не было. Как вы думаете, почему игрушку назвали матрешкой?
Дети: Раньше на Руси Матрена считалась одним из самых распространенных женских имен, а еще так звали красивую девушку, которая работала в доме художника и подавала чай.
Воспитатель: Да ребята, когда токарь ее сделал, а художник расписал, кто-то из мастеров увидел и воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена!» Так деревянную игрушку и назвали Матреной, или ласково Матрешкой. В основе слова Матрена лежит латинское слово «mater» и переводится как мать. Поэтому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, у которой было отличное здоровье и фигура, а раньше в крестьянских семьях было много детей. А еще имя Матрена произошло от слова Матрона и означает «знатная женщина». И Матрешка действительно стала знатной и знаменитой на весь мир. Переберите хоть тысячу имен – ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет. Матрешка самое удачное название.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешек?
Дети: Матрешек делают из дерева.
Воспитатель: Какие еще игрушки делают из дерева?
Дети: Кубики, строительные наборы, пирамидки, ложки.
Воспитатель: Из какого дерева делают матрешек?
Дети: Из лиственницы, осины , липы, березы.
Воспитатель: Из какого дерева не получится матрешка?
Дети: Не получится из сосны, потому что она не будет гладкой.
Воспитатель: Да матрешек делают из липового, лиственного или осинового полена, срубленного ранней весной. Мастер тщательно отбирает материал для кукол, чтобы не было ни сучка, ни трещинки и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Процесс создания матрешки долгий, ни один человек трудится над ее созданием. Сначала матрешку вытачивают из дерева, этим занимается токарь, начинает он с самой маленькой матрешки, порой она бывает совсем крошечной, меньше ноготка, затем больше и больше, потом каждую обрабатывают наждачной бумагой - шлифуют, чтобы она была гладкой. Потом следующий этап «одевание» матрешек, этим занимается художник – их расписывают. Завершающий этап четырехкратное покрытие масленым лаком, сушка и окончательная сборка. И только тогда матрешка готова.
Физминутка: Мы матрешки – вот какие крошки
(руки на поясе, повороты влево – вправо)
Посмотри вот у нас красные сапожки
(руки на поясе, три притопа)
Мы матрешки – вот какие крошки
(руки на поясе, повороты влево – вправо)
Посмотрите вот у нас розовые щечки
(растирание щек руками)
Мы матрешки – вот какие крошки
(руки на поясе, повороты влево – вправо)
Посмотрите вот у нас яркие платочки
(повороты головы влево – вправо,
взявшись «за кончики платочков»)
Воспитатель: Матрешка – игрушка особенная. Она живет в больших и малых городах, селах, поселках, деревнях. И в разных районах нашей России. Художники расписывают матрешек, но делают это по-разному. Наиболее известны три вида матрешек: Семеновская, Загорская и Полхово-Майдановская. Их название зависит от того места, где их расписывают.
Семеновская матрешка имеет стройную вытянутую форму. Она отличается от всех очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Используемые цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка украшен орнаментом из небольших бутонов. Семеновские мастера всегда изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, рот «бантиком», малиновый румянец.
Загорские матрешки отличаются от семеновских. Они более приземистые, плотные, более круглые, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, в платочке, переднике, вышитом узором или цветами. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Вот именно загорских матрешек и расписывали иконописцы в Троице – Сергиевой Лавре.
Полхов – Майдан выработал свой стиль. У матрешки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого овал на двухцветном поле, верх красный или желтый, а низ зеленый или фиолетовый. Вверху на овале лицо немного грустное. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и Семеновским, но у них плавный контур. Каждая матрешка хороша по-своему, но у них много общего – все игрушки символизируют собой любовь, дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Воспитатель: Понравилась эта игрушка и мордовскому народу. У нас в Мородвии, в Старошайговском районе в деревне Гавриловка тоже есть мастера, которые расписывают матрешки. Покажите, где на нашей выставке мордовская матрешка?
Как же среди матрешек вы узнали нашу, мордовскую матрешку?
Дети:
- у нее удлиненная форма
- мордовская матрешка одета в мордовский народный костюм: головной убор - панго, мордовскую рубаху - панар.
Воспитатель: Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете панар матрешки. Приглашаю вас в мастерскую.
Посмотрите, какие нарядные, красивые мордовские матрешки!
Какие элементы узора вы видите на нарядах этих матрешек? (обращаю внимание на образцы)
- крест, ромб, галочка…
- Какие цвета используются в мордовском орнаменте?
- красный, черный.
- Где в мордовском наряде расположен орнамент?
- около горловины рубахи
- на рукавах
- внизу рубахи
А почему именно в этих местах расположен орнамент?
Дети: Это защищает хозяина одежды от всего плохого.
Воспитатель: В настоящее время фантазии современных мастеров нет границ. Сейчас существуют авторские матрешки. Иногда матрешка может держать в руках корзинку полную фруктов или ягод, самовар, лукошко. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все эти игрушки смастерили какие люди добрые или злые?
Дети: Добрые.
Воспитатель: Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро. Про таких людей говорят «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера». Любили трудиться люди на Руси. В свою работу русские умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому изделия у них получались такие красивые, так радовали глаз. О труде сложили немало пословиц и поговорок. Какие вы знаете?
Дети: Дерево ценят по плодам – а человека по делам.
Каков мастер такова и работа.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Кто труда не боится – того и лень сторонится.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не будет скуки – коли заняты руки.
Воспитатель: А сейчас, дорогие ребята
На минуту закройте глаза
Позабудьте заботы, усталость
Ведь начнутся сейчас чудеса.
Представьте все то, о чем мы сейчас говорили. Сейчас каждый из вас сделает свою авторскую матрешку, а пока подумайте, как вы ее будете украшать (минутка релаксации).
Пальчиковая игра «Матрешки»
Мы красавицы – матрешки
(поворачивают руки как фонарики)
Разноцветные одежки
(сжимают и разжимают пальцы)
Раз – Матрена, два – Малаша
Мила – три, четыре – Маша
Маргарита – это пять
(поднимают пальчики)
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Составляй любой узор
Чтобы радовал он взор
Под аудиозапись мордовских народных мелодий дети приступают к работе.
В ходе руководства работой детей, воспитатель напоминает, что необходимо нарисовать сначала все элементы узора одного цвета, потом промыть кисть и рисовать другим цветом. Так же подсказывает, что необходимо набирать немного краски на кончик кисти и рисовать концом кисти, чтобы получились тонкие линии. Поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто рисует аккуратно, старается. Задает вопросы детям по ходу работы: «Что ты украшаешь?» (панго, панар). «Как называется эта мордовская одежда?».
Тем, кто уже нарисовал, предлагает чем-то дополнить рисунок: «Подумай, чем еще можно украсить наряд мордовской матрешки?» «Дима, еще мы с вами говорили, что мордва любят носить украшения: сюлгамо, бусы. Ты не хочешь украсить свою замечательную
И сейчас матрешка это не только игрушка, которую любят взрослые и дети, это наш национальный сувенир. Любой приезжающий в Россию из-за границы человек обязательно увезет русскую матрешку с собой. Она стала великой путешественницей. Матрешка украшает и наши дома и квартиры. Ее дарят друзьям на долгую память. Суть русской матрешки – пожелание счастья, любви и благополучия.
Итог работы: 1. Что послужило прообразом создания
русской матрешки?
(точная фигурка японского мудреца и расписные пасхальные яйца)
2. Кто создал первую русскую матрешку?
(С.В. Малютин и В.П. Звездочкин)
3. Какая загадка есть в матрешке?
(в одной матрешке находится еще несколько)
4. Какие матрешки самые известные в России?
(семеновские, загорские, полхово – майдановские)
5. Что символизирует матрешка?
(любовь, дружбу, счастье, благополучие)
6. Какое настроение возникает у вас, когда вы видите матрешку?
(радостное, солнечное, веселое)
Воспитатель: Существует поверье. Если внутрь матрешки положить записочку с желанием, оно непременно исполнится, и чем больше мест в матрешке, чем красивее она расписана, тем быстрее исполнится ваше желание. Матрешка – это тепло и уют в доме.
Вот игрушки, так игрушки
Нынче в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты
Чудной русской красоты
Чтоб ввести нас в мир искусства
В мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Люди чудо – мастера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka_1_kons.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗНАКОМСТВО С МОРДОВСКОЙ МАТРЕШКОЙ»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Мордовских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать узор в стиле мордовской росписи, используя элементы, характерные для мордовского национального орнамента: крест, галочка, ромб, располагать узор на мордовской рубахе - панар. Закреплять навыки рисования красками (гуашь). Развивать чувство цвета, композиции. Вызвать интерес и уважение к работе народных мастеров.
Материал. Народные игрушки - матрешки, мордовская матрешка; 3 образца росписи мордовской матрешки, бумажный силуэт матрешки, краски гуашь черного и красного цвета, кисти, емкость с водой, салфетки - на каждого ребенка.
Предварительная работа. Рассматривание игрушек, рассказ воспитателя об истории игрушки-матрешки. Экскурсия в мини-музей народного быта с целью ознакомления с народным мордовским костюмом, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.
Словарная работа: панар, панго.
Музыкальное сопровождение. Аудиозапись мордовских народных мелодий.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас на необычную выставку.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
На столе у нас живут — всех матрешками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом...
Посмотрите-ка ребята, чем матрешечка богата?
У матрешки-невелички есть веселые сестрички.
В каждой красавице-матрешке спрятана сестричка поменьше (вкладывает матрешек одну в другую). А какие они яркие и нарядные!
Знаете ли вы, ребята, откуда же пришла к нам эта занятная игрушка?
Дети: Эта игрушка пришла к нам из Японии.
Игрушку привезли купцы.
Внутри у нее были еще куколки, но только поменьше.
Воспитатель: Почему в России тоже стали выпускать эту игрушку?
Дети: Кукла эта понравилась и взрослым и детям, только куколку одели в русскую народную одежду.
Воспитатель: А какую одежду вы считаете русской народной?
Дети: сарафан, фартук, платочек.
Воспитатель: А как назвали на Руси этих кукол?
Дети: Их назвали Матренами, а потом стали звать ласково матрешками.
Воспитатель (показывая на матрешку):
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать.
Словно репка она круглобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Воспитатель: Понравилась эта игрушка и мордовскому народу. У нас в Мородвии, в Старошайговском районе в деревне Гавриловка тоже есть мастера, которые расписывают матрешки. Покажите, где на нашей выставке мордовская матрешка?
Как же среди матрешек вы узнали нашу, мордовскую матрешку?
Дети:
- у нее удлиненная форма
- мордовская матрешка одета в мордовский народный костюм: головной убор - панго, мордовскую рубаху - панар.
Воспитатель: Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете панар матрешки. Приглашаю вас в мастерскую.
Посмотрите, какие нарядные, красивые мордовские матрешки!
Какие элементы узора вы видите на нарядах этих матрешек? (обращаю внимание на образцы)
- крест, ромб, галочка…
- Какие цвета используются в мордовском орнаменте?
- красный, черный.
- Где в мордовском наряде расположен орнамент?
- около горловины рубахи
- на рукавах
- внизу рубахи
А почему именно в этих местах расположен орнамент?
Дети: Это защищает хозяина одежды от всего плохого.
- А откуда мастера в старину брали краски для росписи своих игрушек? Ведь такого разнообразия красок не было, как у нас сейчас. Давайте заглянем в нашу мастерскую, может здесь найдем ответ на наш вопрос. Посмотрите, что здесь на ваш взгляд лишнее, случайное?
Дети: Овощи, кора деревьев.
Да, в нашей мастерской сделано народными умельцами и, на первый взгляд, эти предметы здесь лишние. Но они здесь оказались совсем не случайно. Именно из них в старину и получали краски. Каждый овощ давал свой цвет. Давайте вместе посмотрим, какие цвета можно получить: из свеклы?
Дети: Красный, бордовый.
(Предложить детям оставить отпечатки соком свеклы на заготовленных силуэтах матрешек).
Дети: Из моркови – желтый, оранжевый.
- А как вы думаете, из чего еще можно получить цветной сок?
Дети: Из ягод.
А здесь еще есть кора деревьев. А из коры можно получить сок? Я вам скажу по секрету, что для красок использовали не только сок ягод и овощей, но и отвары из коры деревьев, шелухи лука, различных растений. Так из отвара коры дуба получали коричневую краску, из отвара из коры ольхи - красную, из отвара шелухи лука можно получить краску разного оттенка: от желтой до темно-коричневой.
- Ребята, а вы хотите сами расписать своих матрешек? Я предлагаю вам стать сегодня мастерами и мастерицами и украсить, как в старину народные мастера, красками из природных красителей.
Ккаждый из вас придумает свой узор для наряда мордовской матрешки (убираем образцы). Помните, мастера: Тевень теемась мазылгавты ломаненть. (Труд красит человека!)
Под аудиозапись мордовских народных мелодий дети приступают к работе.
В ходе руководства работой детей, воспитатель напоминает, что необходимо нарисовать сначала все элементы узора одного цвета, потом промыть кисть и рисовать другим цветом. Так же подсказывает, что необходимо набирать немного краски на кончик кисти и рисовать концом кисти, чтобы получились тонкие линии. Поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто рисует аккуратно, старается. Задает вопросы детям по ходу работы: «Что ты украшаешь?» (панго, панар). «Как называется эта мордовская одежда?».
Тем, кто уже нарисовал, предлагает чем-то дополнить рисунок: «Подумай, чем еще можно украсить наряд мордовской матрешки?» «Егор, еще мы с вами говорили, что мордва любят носить украшения: сюлгамо, бусы. Ты не хочешь украсить свою замечательную матрешку бусами?»
За 2-3 минуты до окончания работы, предлагает детям заканчивать украшение мордовской матрешки и по мере завершения работ, выставлять их на выставку.
Поспешите, мастера!
Вам на выставку пора.
Воспитатель: Вижу, у всех получились замечательные, яркие матрешки. Про какую матрешку мы можем сказать, что ее расписывал мастер - золотые руки? Выйди, Саша, покажи.
Почему тебе понравилась эта матрешка?
Нарисовано все очень аккуратно, узор расположен ровно.
Да, этот мастер постарался. Молодец!
А какую матрешку вам захотелось бы купить в подарок?
Почему эту?
Матрешка яркая, веселая, красивая.
Я очень рада, что вы сегодня постарались и расписали таких замечательных матрешек. Помните ребята «Не платье красит человека, а мастерство и труд». Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "В гостях у матрешки"
На неделе игры и игрушки было проведено открытое занятие для коллег. Думаю данный материал будет интересен воспитателям, муз руководителям....
Конспект занятия по рисованию в "Мордовские матрешки"
Модель занятия с детьми старшей группы на тему "Мордовские матрешки"...
Конспект интегрированного занятия "В гости к нам пришла Матрешка"
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности....
Конспект познавательного занятия «В гости в мордовскую избу»
Наш край - Мордовия! Дети должны знать историю своих предков, их обычаи, традиции....
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Интегрированное занятие «В гостях у матрешки».
Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности для слабослышащих детей «В гостях у матрешки»....
Интегрированное занятие "В гостях у матрешки"
Ход занятия:Организационный моментВоспитатель:Здравствуйте, ребята!Я на ярмарке была,Сундучок вам принесла,Сундучок тот не простойИ товар в нем расписной.Алый шелковый платочек,Яркий сарафан в цветоче...