Интегрированное занятие «В гости к мордовской матрешке»
план-конспект занятия по аппликации, лепке на тему

Шестеркина Елена Ильинична

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Мордовских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать узор в стиле мордовской росписи, используя элементы, характерные для мордовского национального орнамента: крест, галочка, ромб, располагать узор на мордовской рубахе - панар. Закреплять навыки рисования красками (гуашь). Развивать чувство цвета, композиции. Вызвать интерес и уважение к работе народных мастеров. 

Материал. Народные игрушки - матрешки, мордовская матрешка; 3 образца росписи мордовской матрешки, бумажный силуэт матрешки, краски гуашь черного и красного цвета, кисти, емкость с водой, салфетки - на каждого ребенка. 

Предварительная работа. Рассматривание игрушек, рассказ воспитателя об истории игрушки-матрешки. Экскурсия в мини-музей народного быта с целью ознакомления с народным мордовским костюмом, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки. 

Словарная работа: панар, панго. 

Музыкальное сопровождение. Аудиозапись мордовских народных мелодий. 

Ход занятия:Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети входят в зал и садятся на стульчики.

 

Воспитатель: Здравствуйте ребятишки

Девчонки и мальчишки

Здравствуйте уважаемые гости

Мы рады видеть вас всех

В нашем музыкальном зале (в нашей группе)

На нашем занятии.

И начать наше занятие мне хочется с игрового упражнения «Я дарю тебе улыбку». Возьмитесь за руки, посмотрите в глаза своего соседа и молча, подарите ему самую добрую улыбку (по очереди). А я подарю свою улыбку вам.

Воспитатель: Ребята, какое ваше самое любимое занятие?

Дети: Рисовать, лепить, что-то мастерить смотреть мультфильмы, играть…

Воспитатель: Во что вы любите играть?

Дети: В машинки, настольные игры, куклы…

Воспитатель: Как вы думаете, отличаются ли современные игрушки от старинных? Чем?

Дети: Современные игрушки сделаны из пластмассы, металла, резины, фарфора. Они могут издавать звуки, говорить, плакать, смеяться, передвигаться, шевелить руками и ногами… А в старину игрушки мастерили из тряпочек, соломы, глины, бересты, дерева… И они ничего не умели делать.

Воспитатель: Представьте себе девочку, которой родители не могли купить куклу. Она возьмет кусок полена, нарядит его в одежку и скажет, что это ее кукла. Хотелось бы вам сегодня отправиться в прошлое, в старину, в мир искусства. А вот к какой игрушке мы отправимся в гости вы узнаете, отгадав загадку:

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок глаз

Яркий сарафан в цветочек

Алый шелковый платочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть

Может – три, а может - шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Посмотрите, сколько собрано здесь разнообразных матрешек и больших и маленьких. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане, с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку, пройти мимо нее невозможно. Так выглядит всеми любимая игрушка – матрешка. Посмотрите на эту Матрешку в пестром сарафане, розовощекая, с лукавинкой в глазах. Раскроешь матрешку, а там другая меньших размеров. И та тоже открывается, и мы видим еще одну. И так еще и еще и еще… Ребята, а как вы думаете, откуда появилась на Руси матрешка?

Дети: Ее придумали русские люди.

Воспитатель: Если вы считаете «русскую матрешку» исконно русской, то вы ошибаетесь. А на самом деле дело было так.

В 90-х годах прошлого века жила семья Мамонтовых. Два брата Савва Иванович и Анатолий Иванович коллекционировали различные художественные ценности, в том числе и крестьянские игрушки. Они владели мастерской магазином «Детское воспитание», где создавались и продавались детские игрушки, среди них были куклы, одетые в народные костюмы, жителей различных губерний России С.И. Мамонтов приглашал в свою мастерскую очень хороших мастеров – игрушечников, от которых требовалось много изобретательности и фантазии. Чтобы расширить кругозор мастеров в мастерскую выписывались образцы игрушек из разных стран мира. И вот однажды в игрушечную мастерскую Мамонтовых с японского острова Хонсю привезли точеную фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. В Японии он считался божеством счастья и долголетия. Фукурума оказался с «сюрпризом». Фигурка раскрывалась на две части. Внутри была спрятана другая поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. И всего таких куколок насчитывалось пять. Это тоже были японские боги счастья, только помоложе и послабее. Японская разъемная игрушка была очень забавная и понравилась русским мастерам. Особенно она заинтересовала художника Сергея Васильевича Малютина, и он решил сделать нечто подобное, оригинальное, но чисто русское. Японское божество он, конечно, повторять не стал, он сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни. Изготовить свою задумку он поручил токарю, мастеру – игрушечнику В.П. Звездочкину. Они вместе работали в мастерской – магазине «Детское воспитание», которая принадлежала братьям Мамонтовым. И когда фигурка была выточена , С.В. Малютин сам расписал ее. Вот так 100 лет назад и родилась первая русская матрешка, разъемная игрушка в образе деревенской девушки. Матрешка состояла из восьми фигурок, самая большая изображала девочку в русском ситцевом сарафане с передничком, на голове цветастый платочек, в руках для деловитости черный петух. В ней прятались еще семь фигурок: старшие девочки - помощницы с серпом и караваем хлеба, мальчонка в расписной косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике и последняя восьмая была младенцем, завернутым в пеленках. Целое семейство дружное и трудолюбивое.

Воспитатель: Ребята, мы все говорим матрешка, да матрешка, но ведь раньше у этой куклы и названия то не было. Как вы думаете, почему игрушку назвали матрешкой?

Дети: Раньше на Руси Матрена считалась одним из самых распространенных женских имен, а еще так звали красивую девушку, которая работала в доме художника и подавала чай.

Воспитатель: Да ребята, когда токарь ее сделал, а художник расписал, кто-то из мастеров увидел и воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена!» Так деревянную игрушку и назвали Матреной, или ласково Матрешкой. В основе слова Матрена лежит латинское слово «mater» и переводится как мать. Поэтому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, у которой было отличное здоровье и фигура, а раньше в крестьянских семьях было много детей. А еще имя Матрена произошло от слова Матрона и означает «знатная женщина». И Матрешка действительно стала знатной и знаменитой на весь мир. Переберите хоть тысячу имен – ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет. Матрешка самое удачное название.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, из чего делают матрешек?

Дети: Матрешек делают из дерева.

Воспитатель: Какие еще игрушки делают из дерева?

Дети: Кубики, строительные наборы, пирамидки, ложки.

Воспитатель: Из какого дерева делают матрешек?

Дети: Из лиственницы, осины , липы, березы.

Воспитатель: Из какого дерева не получится матрешка?

Дети: Не получится из сосны, потому что она не будет гладкой.

Воспитатель: Да матрешек делают из липового, лиственного или осинового полена, срубленного ранней весной. Мастер тщательно отбирает материал для кукол, чтобы не было ни сучка, ни трещинки и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Процесс создания матрешки долгий, ни один человек трудится над ее созданием. Сначала матрешку вытачивают из дерева, этим занимается токарь, начинает он с самой маленькой матрешки, порой она бывает совсем крошечной, меньше ноготка, затем больше и больше, потом каждую обрабатывают наждачной бумагой - шлифуют, чтобы она была гладкой. Потом следующий этап «одевание» матрешек, этим занимается художник – их расписывают. Завершающий этап четырехкратное покрытие масленым лаком, сушка и окончательная сборка. И только тогда матрешка готова.

Физминутка: Мы матрешки – вот какие крошки

(руки на поясе, повороты влево – вправо)

Посмотри вот у нас красные сапожки

(руки на поясе, три притопа)

Мы матрешки – вот какие крошки

(руки на поясе, повороты влево – вправо)

Посмотрите вот у нас розовые щечки

(растирание щек руками)

Мы матрешки – вот какие крошки

(руки на поясе, повороты влево – вправо)

Посмотрите вот у нас яркие платочки

(повороты головы влево – вправо,

взявшись «за кончики платочков»)

 

Воспитатель: Матрешка – игрушка особенная. Она живет в больших и малых городах, селах, поселках, деревнях. И в разных районах нашей России. Художники расписывают матрешек, но делают это по-разному. Наиболее известны три вида матрешек: Семеновская, Загорская и Полхово-Майдановская. Их название зависит от того места, где их расписывают.

Семеновская матрешка имеет стройную вытянутую форму. Она отличается от всех очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Используемые цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка украшен орнаментом из небольших бутонов. Семеновские мастера всегда изображали матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, рот «бантиком», малиновый румянец.

Загорские матрешки отличаются от семеновских. Они более приземистые, плотные, более круглые, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, в платочке, переднике, вышитом узором или цветами. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют «пеструшкой». Вот именно загорских матрешек и расписывали иконописцы в Троице – Сергиевой Лавре.

Полхов – Майдан выработал свой стиль. У матрешки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого овал на двухцветном поле, верх красный или желтый, а низ зеленый или фиолетовый. Вверху на овале лицо немного грустное. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и Семеновским, но у них плавный контур. Каждая матрешка хороша по-своему, но у них много общего – все игрушки символизируют собой любовь, дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Воспитатель: Понравилась эта игрушка и мордовскому народу. У нас в Мородвии, в Старошайговском районе в деревне Гавриловка тоже есть мастера, которые расписывают матрешки. Покажите, где на нашей выставке мордовская матрешка? 
Как же среди матрешек вы узнали нашу, мордовскую матрешку? 
Дети: 
- у нее удлиненная форма 
- мордовская матрешка одета в мордовский народный костюм: головной убор - панго, мордовскую рубаху - панар. 
Воспитатель: Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете панар матрешки. Приглашаю вас в мастерскую. 
Посмотрите, какие нарядные, красивые мордовские матрешки! 
Какие элементы узора вы видите на нарядах этих матрешек? (обращаю внимание на образцы) 
- крест, ромб, галочка… 
- Какие цвета используются в мордовском орнаменте? 
- красный, черный. 
- Где в мордовском наряде расположен орнамент? 
- около горловины рубахи 
- на рукавах 
- внизу рубахи 
А почему именно в этих местах расположен орнамент? 
Дети: Это защищает хозяина одежды от всего плохого. 

Воспитатель: В настоящее время фантазии современных мастеров нет границ. Сейчас существуют авторские матрешки. Иногда матрешка может держать в руках корзинку полную фруктов или ягод, самовар, лукошко. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все эти игрушки смастерили какие люди добрые или злые?

Дети: Добрые.

Воспитатель: Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро. Про таких людей говорят «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера». Любили трудиться люди на Руси. В свою работу русские умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому изделия у них получались такие красивые, так радовали глаз. О труде сложили немало пословиц и поговорок. Какие вы знаете?

Дети: Дерево ценят по плодам – а человека по делам.

Каков мастер такова и работа.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Кто труда не боится – того и лень сторонится.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не будет скуки – коли заняты руки.

Воспитатель: А сейчас, дорогие ребята

На минуту закройте глаза

Позабудьте заботы, усталость

Ведь начнутся сейчас чудеса.

Представьте все то, о чем мы сейчас говорили. Сейчас каждый из вас сделает свою авторскую матрешку, а пока подумайте, как вы ее будете украшать (минутка релаксации).

Пальчиковая игра «Матрешки»

Мы красавицы – матрешки

(поворачивают руки как фонарики)

Разноцветные одежки

(сжимают и разжимают пальцы)

Раз – Матрена, два – Малаша

Мила – три, четыре – Маша

Маргарита – это пять

(поднимают пальчики)

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Составляй любой узор

Чтобы радовал он взор

Под аудиозапись мордовских народных мелодий дети приступают к работе. 
В ходе руководства работой детей, воспитатель напоминает, что необходимо нарисовать сначала все элементы узора одного цвета, потом промыть кисть и рисовать другим цветом. Так же подсказывает, что необходимо набирать немного краски на кончик кисти и рисовать концом кисти, чтобы получились тонкие линии. Поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто рисует аккуратно, старается. Задает вопросы детям по ходу работы: «Что ты украшаешь?» (панго, панар). «Как называется эта мордовская одежда?». 
Тем, кто уже нарисовал, предлагает чем-то дополнить рисунок: «Подумай, чем еще можно украсить наряд мордовской матрешки?» «Дима, еще мы с вами говорили, что мордва любят носить украшения: сюлгамо, бусы. Ты не хочешь украсить свою замечательную

И сейчас матрешка это не только игрушка, которую любят взрослые и дети, это наш национальный сувенир. Любой приезжающий в Россию из-за границы человек обязательно увезет русскую матрешку с собой. Она стала великой путешественницей. Матрешка украшает и наши дома и квартиры. Ее дарят друзьям на долгую память. Суть русской матрешки – пожелание счастья, любви и благополучия.

Итог работы: 1. Что послужило прообразом создания

русской матрешки?

(точная фигурка японского мудреца и расписные пасхальные яйца)

2. Кто создал первую русскую матрешку?

(С.В. Малютин и В.П. Звездочкин)

3. Какая загадка есть в матрешке?

(в одной матрешке находится еще несколько)

4. Какие матрешки самые известные в России?

(семеновские, загорские, полхово – майдановские)

5. Что символизирует матрешка?

(любовь, дружбу, счастье, благополучие)

6. Какое настроение возникает у вас, когда вы видите матрешку?

(радостное, солнечное, веселое)

Воспитатель: Существует поверье. Если внутрь матрешки положить записочку с желанием, оно непременно исполнится, и чем больше мест в матрешке, чем красивее она расписана, тем быстрее исполнится ваше желание. Матрешка – это тепло и уют в доме.

Вот игрушки, так игрушки

Нынче в гости к нам пришли

Чтоб поведать нам секреты

Чудной русской красоты

Чтоб ввести нас в мир искусства

В мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Люди чудо – мастера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka_1_kons.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЗНАКОМСТВО С МОРДОВСКОЙ МАТРЕШКОЙ» 


Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей народной игрушки, ее внешним обликом, особенностями росписи Мордовских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать узор в стиле мордовской росписи, используя элементы, характерные для мордовского национального орнамента: крест, галочка, ромб, располагать узор на мордовской рубахе - панар. Закреплять навыки рисования красками (гуашь). Развивать чувство цвета, композиции. Вызвать интерес и уважение к работе народных мастеров. 

Материал. Народные игрушки - матрешки, мордовская матрешка; 3 образца росписи мордовской матрешки, бумажный силуэт матрешки, краски гуашь черного и красного цвета, кисти, емкость с водой, салфетки - на каждого ребенка. 

Предварительная работа. Рассматривание игрушек, рассказ воспитателя об истории игрушки-матрешки. Экскурсия в мини-музей народного быта с целью ознакомления с народным мордовским костюмом, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки. 

Словарная работа: панар, панго. 

Музыкальное сопровождение. Аудиозапись мордовских народных мелодий. 
Ход занятия 
Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас на необычную выставку. 
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, 
На столе у нас живут — всех матрешками зовут. 
Эта игрушка с сюрпризом... 
Посмотрите-ка ребята, чем матрешечка богата? 
У матрешки-невелички есть веселые сестрички. 
В каждой красавице-матрешке спрятана сестричка поменьше (вкладывает матрешек одну в другую). А какие они яркие и нарядные! 
Знаете ли вы, ребята, откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? 
Дети: Эта игрушка пришла к нам из Японии. 
Игрушку привезли купцы. 
Внутри у нее были еще куколки, но только поменьше. 
Воспитатель: Почему в России тоже стали выпускать эту игрушку? 
Дети: Кукла эта понравилась и взрослым и детям, только куколку одели в русскую народную одежду. 
Воспитатель: А какую одежду вы считаете русской народной? 
Дети: сарафан, фартук, платочек. 
Воспитатель: А как назвали на Руси этих кукол? 
Дети: Их назвали Матренами, а потом стали звать ласково матрешками. 
Воспитатель (показывая на матрешку): 
Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. 
Словно репка она круглобока, 
И под алым платочком на нас 
Смотрит весело, бойко, широко 
Парой черных смородинок-глаз. 
Воспитатель: Понравилась эта игрушка и мордовскому народу. У нас в Мородвии, в Старошайговском районе в деревне Гавриловка тоже есть мастера, которые расписывают матрешки. Покажите, где на нашей выставке мордовская матрешка? 
Как же среди матрешек вы узнали нашу, мордовскую матрешку? 
Дети: 
- у нее удлиненная форма 
- мордовская матрешка одета в мордовский народный костюм: головной убор - панго, мордовскую рубаху - панар. 
Воспитатель: Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете панар матрешки. Приглашаю вас в мастерскую. 
Посмотрите, какие нарядные, красивые мордовские матрешки! 
Какие элементы узора вы видите на нарядах этих матрешек? (обращаю внимание на образцы) 
- крест, ромб, галочка… 
- Какие цвета используются в мордовском орнаменте? 
- красный, черный. 
- Где в мордовском наряде расположен орнамент? 
- около горловины рубахи 
- на рукавах 
- внизу рубахи 
А почему именно в этих местах расположен орнамент? 
Дети:
 Это защищает хозяина одежды от всего плохого. 

- А откуда мастера в старину брали краски для росписи своих игрушек? Ведь такого разнообразия красок не было, как у нас сейчас. Давайте заглянем в нашу мастерскую, может здесь найдем ответ на наш вопрос. Посмотрите, что здесь на ваш взгляд лишнее, случайное?

Дети: Овощи, кора деревьев.  

Да, в нашей мастерской сделано  народными умельцами и, на первый взгляд, эти предметы здесь лишние.  Но они здесь оказались совсем не случайно. Именно из них в старину и получали краски. Каждый овощ давал свой цвет. Давайте вместе посмотрим, какие цвета можно получить: из свеклы?  

Дети: Красный, бордовый.

(Предложить детям оставить отпечатки соком свеклы на заготовленных силуэтах матрешек).

Дети: Из моркови – желтый, оранжевый.

- А как вы думаете, из чего еще можно получить цветной сок?

Дети: Из ягод.

А здесь еще есть кора деревьевА из коры можно получить сок? Я вам скажу по секрету, что для красок использовали не только сок ягод и овощей, но и отвары из коры деревьев, шелухи лука, различных растений. Так из отвара коры дуба получали коричневую краску, из отвара из коры ольхи - красную, из отвара шелухи лука можно получить краску разного оттенка: от желтой до темно-коричневой.

- Ребята, а вы хотите сами расписать своих матрешек? Я предлагаю вам стать сегодня мастерами и мастерицами и украсить, как в старину народные мастера, красками из природных красителей. 


Ккаждый из вас придумает свой узор для наряда мордовской матрешки (убираем образцы). Помните, мастера: Тевень теемась мазылгавты ломаненть. (Труд красит человека!) 
Под аудиозапись мордовских народных мелодий дети приступают к работе. 
В ходе руководства работой детей, воспитатель напоминает, что необходимо нарисовать сначала все элементы узора одного цвета, потом промыть кисть и рисовать другим цветом. Так же подсказывает, что необходимо набирать немного краски на кончик кисти и рисовать концом кисти, чтобы получились тонкие линии. Поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто рисует аккуратно, старается. Задает вопросы детям по ходу работы: «Что ты украшаешь?» (панго, панар). «Как называется эта мордовская одежда?». 
Тем, кто уже нарисовал, предлагает чем-то дополнить рисунок: «Подумай, чем еще можно украсить наряд мордовской матрешки?» «Егор, еще мы с вами говорили, что мордва любят носить украшения: сюлгамо, бусы. Ты не хочешь украсить свою замечательную матрешку бусами?» 
За 2-3 минуты до окончания работы, предлагает детям заканчивать украшение мордовской матрешки и по мере завершения работ, выставлять их на выставку.
Поспешите, мастера! 
Вам на выставку пора. 
Воспитатель: Вижу, у всех получились замечательные, яркие матрешки. Про какую матрешку мы можем сказать, что ее расписывал мастер - золотые руки? Выйди, Саша, покажи. 
Почему тебе понравилась эта матрешка? 
Нарисовано все очень аккуратно, узор расположен ровно. 
Да, этот мастер постарался. Молодец! 
А какую матрешку вам захотелось бы купить в подарок? 
Почему эту? 
Матрешка яркая, веселая, красивая. 
Я очень рада, что вы сегодня постарались и расписали таких замечательных матрешек. Помните ребята «Не платье красит человека, а мастерство и труд». Молодцы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "В гостях у матрешки"

На неделе игры и игрушки было проведено открытое занятие для коллег. Думаю данный материал будет интересен воспитателям, муз руководителям....

Конспект занятия по рисованию в "Мордовские матрешки"

Модель занятия с детьми старшей группы на тему "Мордовские матрешки"...

Конспект интегрированного занятия "В гости к нам пришла Матрешка"

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности....

Конспект познавательного занятия «В гости в мордовскую избу»

Наш край - Мордовия! Дети должны знать историю своих предков, их обычаи, традиции....

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Интегрированное занятие «В гостях у матрешки».

Интегрированное занятие  в группе компенсирующей направленности для слабослышащих детей  «В гостях у матрешки»....

Интегрированное занятие "В гостях у матрешки"

Ход занятия:Организационный моментВоспитатель:Здравствуйте, ребята!Я на ярмарке была,Сундучок вам принесла,Сундучок тот не простойИ товар в нем расписной.Алый шелковый платочек,Яркий сарафан в цветоче...