Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО
статья

Улдукис Ирина Васильевна

В ФГОС  дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_fgos.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формы,  методы, технологии  работы

с детьми дошкольного возраста

в соответствии ФГОС ДО»

Составила: Воспитатель высшей квалификационной категории Улдукис Ирина Васильевна

     В ФГОС  дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

       В своей работе я  использую  фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная   форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

   На протяжении дня имею возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

        прогулка, которая состоит из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью;

- подвижных игр;

- труда в природе и на участке;

- самостоятельной игровой деятельности;

- экскурсии;

       игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

  дежурство детей по столовой, на занятиях:

- труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

  Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы;  показ кукольного театра;  вечера-досуги;

В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  • предметно-игровая,
  • трудовая,
  • спортивная,
  • продуктивная,
  • общение,
  • сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

   Я использую наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

   Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД). Организованная образовательная деятельность организуется и проводится мной в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня моей группы определяется время проведения ООД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

            Работа ведется по следующим направления:

-Социально-коммуникативное развитие;

-Познавательное развитие;

-Речевое развитие;

-Физическое развитие;

-Художественно-эстетическое развитие.

Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.

Формы  и методы, которые использую для работы с детьми в новых условиях

по всем направлениям развития личности ребенка.

                                     

        

                                         

   

   

             

             

               

     

       

Обновление содержания образования требует от педагогов:

- применения новых современных форм работы с детьми;

-интегрированной образовательной деятельности;

-проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);

- изготовление макетов;

-проблемная ситуация;

-игровые обучающие ситуации;

-эвристические беседы;

- коллекционирование;

-творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок;

     Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ - оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы, телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде)).

   Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

    Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.

    Наша ООД построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.

Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым  материалом.

     Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

В основе обучающих игр, которые я применяю на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание  строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты

нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, учитываю, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

    Использую  в своей работе и метод проектов. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. Дошкольный возраст – благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка -  этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей и других педагогов.

Каждое учреждение образования стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций у учащихся.

Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.

Мы с ребятами готовим в основном исследовательские и информационные проекты. К организации поисковой и творческой деятельности мы подключаем родителей, родственников детей. Выбор экологической тематики проектов встречается часто: вопросы окружающей среды доступны  для понимания дошкольников, а реализация проекта позволяет им увидеть результаты проделанной работы.

Стимулирование экологической деятельности ребят через проектные технологии – мощный фактор повышения качества экологического воспитания.

Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Участие в создании проекта предлагает нашим воспитанникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.

Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе. Наши дети начинают понимать, что и от них зависят позитивные изменения. Участие в проекте формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим, повышается не только самооценка ребенка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т.к. дошкольники становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.

Метод проектов находит все большее распространение. Почему я в своей деятельности используем метод проектов? Причин тому несколько:

1. необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;

2. актуальность приобретения коммуникативных навыков,

3. значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.

     Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. В  дошкольном  возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной  личности ребенка.

 

     В  работе с детьми руководствуюсь основными  принципами  обучения и воспитания: 1.Принцип сознательности - (заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений);

2. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности- ориентируется на учет индивидуальных особенностей развития детей);

3. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях:  

  • Взаимодействие детей как партнѐров по творческой деятельности;
  • Взаимоотношения между взрослыми и ребѐнком в процессе занятий.

4. Принцип «актерского мастерства»- (воспитатель, владея художественными средствами, привносит элементы артистичности и индивидуальности.

Для осуществления качественной работы  по  данным направлениям  в  своей работе использую следующие технологии:

 

Технологии

Уровень  использования

Элементы игровой технологии

Непосредственная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, развлечения, труд, прогулка, повседневная бытовая деятельность

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная  гимнастики, ароматерапия,      игровой и точечный массаж, динамические паузы

Технология игровой обучающей ситуации  

Предполагает наличие сюжета по ходу которого дети решают проблемные задачи

Технология проектного обучения  

Использование метода проектов – недельное тематическое планирование

Технология проблемного обучения  

Создание проблемных ситуаций в результате чего ребенок получает знания

Арт –технология

Совокупность методов, приемов и средств различных видов искусств  

ИКТ

Использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности

Технология индивидуализации обучения

Монитиринг, РППС, интеграция субъектов образовательной деятельности, образовательные программы, развивающийся педагог

Технология индивидуальный подход

Мониторинг,  индивидуальная работа

Характеристики  индивидуального подхода и индивидуализации образования 

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуальный подход

1.     Есть норма

2.     Поиск индивидуального «ключика» - особенности

3.     Результат - достижение каждым  нормы

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация

  1. Интерес, вопрос, намерения, устремление,
  2. Среда

3.   Результат - расширение границ, построение новых возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы «Радуга» исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательн...

" Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

    В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и ...

Реализация образовательной области "Речевое развитие" с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Для педагогов дошкольного образования. Материал основан на занятии в подготовительной группе по развитию речи....

«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы...

«Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формы, методы, технологии  работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»     В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических ус...

«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»...

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...