«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»
статья по теме

Митрофанова Татьяна Владимировна

В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в ДОУ

     В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

     Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

      Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

     Термин  «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Существует классификация педагогических технологий.

     После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

     Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

     Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

•        Концептуальность

•        Системность

•        Управляемость

•        Эффективность

•        Воспроизводимость

    Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. 

     Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

    Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

    Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.    

     Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

    Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

•        Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

•        Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

•        Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

В своей профессиональной деятельности я использую следующие технологии:

Здоровье сберегающие технологии - с  целью укрепления здоровья детей Дыхательная гимнастика, ароматерапия, игровой и точечный массаж, динамические паузы

Технология проектной деятельности  - использование метода проектов – недельное тематическое планирование.

Технология исследовательской деятельности  - вид  интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения

ИКТ  - использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности

Личностно  – ориентированная технология - направлена на развитие и саморазвитие личности ребёнка

Игровая  технология - организованная образовательная деятельность, режимные моменты, развлечения, труд, прогулка, повседневная бытовая деятельность.  

Технология ТРИЗ Направленна  на развитие творческих способностей

Технология проблемного обучения  создание проблемных ситуаций, в результате чего ребенок получает знания

Технология развивающего обучения  - направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения

Арт-технология совокупность методов, приемов и средств различных видов искусств

Технология портфолио  - показатель  системы оценки качества образования, наглядно представляющий целостную картину о степени сформированной личности

Здоровье сберегающие  технологии

     Целью здоровье сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровье сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит:

•        от типа дошкольного учреждения,

•        от продолжительности пребывания в нем детей,

•         от программы, по которой работают педагоги,

•         конкретных условий ДОУ,

•         профессиональной компетентности педагога,

•        показателей здоровья детей.

     Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровье сберегающих технологий:

1.        медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников,  контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровье сберегающей среды в ДОУ);

2.         физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3.        обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4.         здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5.        образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6.         обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7.        К числу здоровье сберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

     Я активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

•        «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

•        «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

•         «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

•         «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1.        по доминирующему методу:

  • исследовательские,
  • информационные,
  • творческие,
  • игровые,
  • приключенческие,
  • практико-ориентированные.

2.        по характеру содержания:

  • включают ребенка и его семью,
  • ребенка и природу,
  • ребенка и рукотворный мир,
  • ребенка, общество и его культурные ценности.

3.        по количеству участников:

  • индивидуальный,
  • парный,
  • групповой,
  • фронтальный.

4.        по продолжительности:

  • краткосрочный,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочный.

Технология исследовательской деятельности

     Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

 деятельности:

  • - эвристические беседы;
  • - постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • - наблюдения;
  • - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • - опыты;
  • - фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;
  • - «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • - подражание голосам и звукам природы;
  • - использование художественного слова;
  • - дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
  • ситуации;
  • - трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1.        Опыты (экспериментирование)

  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение   воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.

2.        Коллекционирование (классификационная работа)

  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.

Информационно-коммуникационные технологии

     Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
  • наставником в выборе  компьютерных программ,  
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

 Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

•        гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в комнатах психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий.  Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

•        Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Детство», «От рождения до школы».

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

•        постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

•        подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

•        оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

•        заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.  

Игровая технология

      Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

     Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

     Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

     В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

     Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Игровые технологии – являются фундаментом всего дошкольного образования. Игровые педагогические технологии – это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат. Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Целевые ориентиры игровых технологий:

  • Дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков);
  • Развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий);
  • Самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;
  • Социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.).

Реализация игровых ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:

  • - дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • - деятельность подчиняется правилам игры;
  • - учебный материал используется в качестве ее средства;
  • - в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

  • - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. ;
  • - группы игр, в процессе которых у ребенка развивается умение отделять вымысел от реального.

     Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха.

    Игровые технологии помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества.

Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Отличительной особенностью развивающих игр Воскобовича являются:

1. Многофункциональность.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

2. Вариативность.

В рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на зону ближайшего развития. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

3. Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»

4. Широта использования.

Уникальность развивающих игр Воскобовича состоит в том, что их можно использовать как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в, коррекционных учреждениях, детских развивающих центрах, институте родителей.

5. Широта возрастного диапазона участников игры.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда ученики средней школы.

6. Универсальность использования

Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В. В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т. д.

Игры, направленные на логико-математическое развитие: Эта группа, пожалуй, самая многочисленная и к ней можно отнести следующие игровые пособия: "Геоконт-конструктор", "Геовизор" и "Игровизор", "Квадрат Воскобовича", "Чудо-крестики" и "Чудо-соты", "Кораблик «Брызг-Брызг», Плюх-Плюх", "Математические корзинки", "Восьмерка", эталоны цвета "Лепестки" и эталоны форм "Фонарики" и другие.

Самой известной игрой этой группы считается "Геоконт-конструктор". Пособие представляет собой игровое поле, на которое нанесены лучи-оси и геометрические фигуры, имеющие буквенные обозначения. В точках их пересечений закреплены специальные пластмассовые гвоздики с номерами. Таким образом, каждая точка этой уникальной координатной сетки имеет свой буквенно-цифровой адрес. Натягивая разноцветные резиночки-паутинки, входящие в игровой комплект, на чудо-гвоздики, ребенок может экспериментировать, создавая всевозможные пространственные фигуры и силуэты. Делать это можно как следуя предложенным образцам, так и воплощая собственные задумки.

Такая нехитрая манипуляция с резинками и точками координат знакомит малыша с начальными геометрическими знаниями, развивает сенсорные и познавательные способности. Учит называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, давая каждому гвоздику свое имя, трансформировать сложные геометрические фигуры. Вариантов игры с этим пособием множество. Например, ребенок может создавать фигуры по шифру. Для этого, вы незаметно для ребенка создаете на Геоконте свой силуэт, и записываете на листочке его буквенно-цифровое обозначение. А ребенок, должен будет, ориентируясь по вашим координатам, воссоздать задуманное вами изображение.

Еще одна интересная игра - головоломка - Квадрат Воскобовича или как его называют "Вечное оригами". Это квадратная основа из ткани, с наклеенными на нее треугольниками из плотного картона. Складывая ее по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок может создавать различные фигуры.

Целью всех игр, объединенных в эту группу, является их направленность на развитие мыслительных операций. В ходе игры дети манипулируют свойствами предметов, геометрическими фигурам и цифрами.

Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны. Играя в них, дети становятся раскрепащенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

Развивающие игры Воскобовича способствуют:

Эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления и речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддержать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;

Творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития;

Развитию речи. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное произношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематического слуха;

Социально-нравственному развитию. В игре устанавливаются взаимоотношения между детьми и взрослыми, ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.

Художественному воспитанию. Совершая какое-либо действие, ребенок думает о его красоте, элегантности, общей уместности в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих. Развиваются творчество и фантазия при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Игры Воскобовича необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми.

Технология «Развивающих игр Воскобовича» в первую очередь направлена на организацию такого развивающего обучения, в котором развиваются сенсорные и интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления.

Проблема развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно. Но важно правильно подобрать методику, которая помогла бы решить задачу по развитию интеллекта дошкольников и заинтересовать не только педагогов, но и детей.

     Методика Татьяны Григорьевны Харько «Сказки Фиолетового Леса» (сама автор данной методики является генеральным директором ООО «Центр развивающих игр и методик») с использованием развивающих игр Воскобовича полностью разработана с учетом Федеральных образовательных стандартов. Она разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений образовательного процесса. В игровых ситуациях на фоне преобладающего логико-математического развития частично решаются вопросы познания мира предметов и природы. Детям предоставляется возможность выполнять физические упражнения, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманный предмет, представлять себя персонажем и от его лица рассказывать, показывать, как он будет действовать. Кроме того, использование сюжета позволяет затрагивать нравственные проблемы поведения сказочных героев в различных бытовых ситуациях, беседовать о нормах и правилах поведения, принятых в социальном обществе. Например, какой и как выбирать подарок для своих друзей и знакомых, когда лучше приходить в гости, как себя вести за столом и т. д.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

        Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

        Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.

Разработана схема с применением метода выявления противоречий:

•        Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

•        Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств  предмета или явления в целом.

•        Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технология проблемного обучения в детском саду

Существуют четыре уровня  проблемности  в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

     В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

     Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».  

     На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.  

     Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.   Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Технология развивающего обучения

     Предполагает  взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

     Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Технологии  развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

     

Арт-технология

     В последнее время все чаще педагогами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии.

     Современная Арт-терапия включает в себя следующие направления:

- изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.;

- имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

- музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;

- сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

- кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями) и др.

     Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка. Арт-терапия более направлена на сам процесс творения, чем на конечный результат.

     Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

     Методы арт-терапии не имеет возрастных ограничений. Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

     

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:        

•        диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

•         содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

•         рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка.

Технология «Портфолио педагога»

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

•        творчески думающим,

•        владеющим современными технологиями образования,

•        приемами психолого-педагогической диагностики,

•        способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

•        умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

 Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

•        Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

•        образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

•        трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;

•        повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);

•        копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

•        наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;

•        дипломы различных конкурсов;

•        другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

•        материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

•        материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;

•        сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;

•        анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

 В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:

•        материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

•        материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;

•         материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

•         в неделях педмастерства;

•        в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;

•         авторские программы, методические разработки;

•        творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и кабинетах:

•        планы по организации предметно-развивающей среды;

•        эскизы, фотографии и т. д.

Раздел 5 «Работа с родителями»

 Содержит информацию о работе с родителями воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

      Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

     Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.



Предварительный просмотр:

«Формы,  методы, технологии  работы

с детьми дошкольного возраста

в соответствии ФГОС ДО»

     В ФГОС  дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

       В своей работе я  использую  фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная   форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

   На протяжении дня имею возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

        прогулка, которая состоит из:

- наблюдений за природой, окружающей жизнью;

- подвижных игр;

- труда в природе и на участке;

- самостоятельной игровой деятельности;

- экскурсии;

       игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

  дежурство детей по столовой, на занятиях:

- труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

  Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы;  показ кукольного театра;  вечера-досуги;

В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  • предметно-игровая,
  • трудовая,
  • спортивная,
  • продуктивная,
  • общение,
  • сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

   Я использую наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

   Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД). Организованная образовательная деятельность организуется и проводится мной в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. ООД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня моей группы определяется время проведения ООД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

            Работа ведется по следующим направления:

-Социально-коммуникативное развитие;

-Познавательное развитие;

-Речевое развитие;

-Физическое развитие;

-Художественно-эстетическое развитие.

Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.

Формы  и методы, которые использую для работы с детьми в новых условиях

по всем направлениям развития личности ребенка.

                                     

        

                                         

   

   

             

             

               

     

       

Обновление содержания образования требует от педагогов:

- применения новых современных форм работы с детьми;

-интегрированной образовательной деятельности;

-проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду);

- изготовление макетов;

-проблемная ситуация;

-игровые обучающие ситуации;

-эвристические беседы;

- коллекционирование;

-творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок;

     Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ - оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы, телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде)).

   Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

    Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.

    Наша ООД построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.

Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым  материалом.

     Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

В основе обучающих игр, которые я применяю на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание  строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты

нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, учитываю, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

    Использую  в своей работе и метод проектов. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. Дошкольный возраст – благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка -  этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей, родителей и других педагогов.

Каждое учреждение образования стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций у учащихся.

Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.

Мы с ребятами готовим в основном исследовательские и информационные проекты. К организации поисковой и творческой деятельности мы подключаем родителей, родственников детей. Выбор экологической тематики проектов встречается часто: вопросы окружающей среды доступны  для понимания дошкольников, а реализация проекта позволяет им увидеть результаты проделанной работы.

Стимулирование экологической деятельности ребят через проектные технологии – мощный фактор повышения качества экологического воспитания.

Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Участие в создании проекта предлагает нашим воспитанникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.

Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе. Наши дети начинают понимать, что и от них зависят позитивные изменения. Участие в проекте формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим, повышается не только самооценка ребенка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т.к. дошкольники становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.

Метод проектов находит все большее распространение. Почему я в своей деятельности используем метод проектов? Причин тому несколько:

1. необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;

2. актуальность приобретения коммуникативных навыков,

3. значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.

     Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. В  дошкольном  возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной  личности ребенка.

 

     В  работе с детьми руководствуюсь основными  принципами  обучения и воспитания: 1.Принцип сознательности - (заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений);

2. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности- ориентируется на учет индивидуальных особенностей развития детей);

3. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях:  

  • Взаимодействие детей как партнѐров по творческой деятельности;
  • Взаимоотношения между взрослыми и ребѐнком в процессе занятий.

4. Принцип «актерского мастерства»- (воспитатель, владея художественными средствами, привносит элементы артистичности и индивидуальности.

Для осуществления качественной работы  по  данным направлениям  в  своей работе использую следующие технологии:

 

Технологии

Уровень  использования

Элементы игровой технологии

Непосредственная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, развлечения, труд, прогулка, повседневная бытовая деятельность

Здоровье сберегающие технологии

Дыхательная  гимнастики, ароматерапия,      игровой и точечный массаж, динамические паузы

Технология игровой обучающей ситуации  

Предполагает наличие сюжета по ходу которого дети решают проблемные задачи

Технология проектного обучения  

Использование метода проектов – недельное тематическое планирование

Технология проблемного обучения  

Создание проблемных ситуаций в результате чего ребенок получает знания

Арт –технология

Совокупность методов, приемов и средств различных видов искусств  

ИКТ

Использование ТСО и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности

Технология индивидуализации обучения

Монитиринг, РППС, интеграция субъектов образовательной деятельности, образовательные программы, развивающийся педагог

Технология индивидуальный подход

Мониторинг,  индивидуальная работа

Характеристики  индивидуального подхода и индивидуализации образования 

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Индивидуальный подход

1.     Есть норма

2.     Поиск индивидуального «ключика» - особенности

3.     Результат - достижение каждым  нормы

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация

  1. Интерес, вопрос, намерения, устремление,
  2. Среда

3.   Результат - расширение границ, построение новых возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В ФГОС ДО одним из психолого- педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми....

"Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...

«Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формы, методы, технологии  работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»     В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических ус...

«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»...

Консультация "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация на тему:«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»    Воспитатель:Тарасевич Татьяна Васильевна...