Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников при ознакомлении Санкт-Петербургом.
статья (старшая группа)
В данной статье раскрывается актуальная тема воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с Санкт-Петербургом, подробно раскрываются компоненты патриотизма как нравственного качества личности. Выделяются и описываются наиболее распространенные формы и методы работы, направленные на активизацию интереса дошкольников к Санкт-Петербургу, эмоционально-положительному к нему отношению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_0.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников при ознакомлении Санкт-Петербургом.
Чувство патриотизма сложно и многогранно, формируется постепенно в дошкольном возрасте под влиянием окружающей среды и воспитания.
В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится воспитание у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста сознательности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности и включает : содержательный, эмоционально-побудительный, деятельностный компоненты.
Содержательный компонент предполагает овладение детьми доступных их возрасту объемом представлений и понятий об окружающем мире, социальном устройстве общества, жизни людей, природе родного края.
При отборе содержания важно учитывать принципы научности, доступности, возрастные особенности детей, логическую последовательность подачи материала, его воспитательную ценность, интерес дошкольников к информации, возможность реализации полученной информации в деятельности.
Важным принципом отбора содержания является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого и доступного им материала. Использование этого материала должно соответствовать возрастным особенностям старших дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
Ознакомление дошкольников с Санкт-Петербургом необходимо организовать так, чтобы вызывать у них познавательную активность, любознательность.
Эмоционально-побудительный компонент подразумевает переживание личностью положительного отношения к полученным представлениям, окружающему миру(любви к родному городу, стране, краю, уважение к историческому прошлому родной страны, восхищение народными творчеством, любви к родному языку, природе родного края), проявление интереса к познанию окружающего, потребность расширять свой кругозор.
Ребенок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства владеют всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему.
Психологи подчеркивают важность возникновения роста патриотизма, составляющие опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытал чувство сострадания к другому человеку, радость от положительного поступка, гордость за своих родителей, он тем самым приобрел эмоциональный опыт, который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития. То есть будет сформирована основа для развития более глубоких чувств, а это является условием полноценного эмоционального развития человека. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств личности.
Деятельностный компонент – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных представлений в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему. Проявляется в игровой, творческой, продуктивной деятельности старших дошкольгиков.
Наиболее распространенными формами работы с дошкольниками по воспитанию начал патриотизма являются экскурсии, прогулки, игровые ситуации, игры. Ценность этих форм работы определяется возможностью непосредственно знакомить дошкольников с городом.
Воспитание начал патриотизма у старших дошкольников – результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступного для этого возраста объема представлений о родном городе, формированию у них эмоционально-положительного отношения к знаниям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в городе, стимулирования у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных представлений и отношений.
Развитие нравственных чувств зависит от средств и методов воспитания. Игровые ситуации – один из самых любимых дошкольниками видов деятельности. Эта форма организации интересна детям, так как в ходе нее можно действовать непосредственно, свободно. Ценность ее в том, что полученные представления легко переносятся ребятами в деятельность.
Приведем примеры организации игровых ситуаций при ознакомлении дошкольников с Санкт-Петербургом:
- Конструирование микрорайона
Детям предлагается сконструировать несколько близлежайших улиц с помощью заранее изготовленных в процессе изобразительной деятельности макетов заданий. В игровой, увлекательной форме дети строят улицы, проспекты, обозначают основные культурные центры микрорайона. Данная игровая ситуация может служить началом сюжетно-ролевой игры.
- Сказка о Неве.
Познакомить детей с достаточно сложным для их понимания материалом по образованию русла реки Невы, можно, рассказав им сказку, используя моменты театрализации, кукол би-ба-бо и прием одушевления природных объектов.
- Игровая ситуация «Строим острова Санкт-Петербурга».
Детишкам предлагается с помощью тканей, силуэтов островов, конструктора, макетов зданий, деревьев погрузиться в историческую ситуацию строительства города, ощутить себя первыми поселенцами, закрепить названия и особенности островов Санкт-Петербурга. Данный прием можно использовать и при организации сюжетно-ролевых игр дошкольников.
- Проблемно-игровая ситуация «как спустить корабль на воду?»
В поисково-игровой форме погружают ребят в историческое прошлое Санкт-Петербурга, знакомят с такими историческими факторами, как например, спуск корабля в акваторию Невы во времена Петра I. Мальчики спускают на воду макет корабля, а девочки подкладывают под дно корабля бревнышки. Данную игровую ситуацию можно использовать и при знакомстве с Адмиралтейством, и в качестве физкультминутки.
Несомненно, представленный опыт работы позволяет активизировать интерес старших дошкольников к Санкт-Петербургу, сформировать эмоционально-положительное к нему отношение, содействовать проявлению полученных представлений в деятельности, развитию творчества старших дошкольников.
Литература.
- Анциферова Н.П. Душа Петербурга. – Л., 1990.
- Гурович Л. Петербургские истории//Дошкольное воспитание. – 2003.-№3.
- Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание старшего дошкольного возраста. – Минск, 1991.
- Солнцева О.В., Борчанинова К.В. Маленькие граждане о своем городе // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. – СПб., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников.
Методы и формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.Перспективный план на год для детей старшей группы.Преспективный план на год для детей подготовительной группы....
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников...
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной
Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гор...
Тематическое планирование — важное условие воспитания патриотических чувств у старших дошкольников
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, основанный на любви к малой Родине Кубани.
Патриотическое воспитание очень актуальная тема в наше время....
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду...
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной Войны
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм- это любовь к своей Родине и своему народу....