Консультация для воспитателей: "Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с задержкой психического развития"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

В данном материале говорится о направлениях коррекционно-педагогической работы по развитию ориентировки в пространстве. Указаны виды дидактических игр и упражнений, даны диагностические задания для определения уровня ориентировки в пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ориентировка в пространстве19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с задержкой психического развития»

                                                      Учитель-дефектолог Буздырина О.Б.

г. Калининград

      Ориентировка в пространстве - очень емкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и в малом пространстве. Основанием для выделения уровней в структуре пространственных представлений является последовательность овладения ребенком пространственными представлениями в онтогенезе (А.В. Семенович).

      Ориентировка в пространстве - уяснение человеком своего положения по отношению к некоторым избранным им материальным телам или, что одно и то же, их положения по отношению к нему самому (Ф.Н. Шемякин).

      Ориентировка в пространстве - особый вид восприятия, который обеспечивается взаимодействием работы зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и кинетического анализаторов, требующий определенного уровня развития аналитико-синтетического мышления. Это способность индивида в каждый данный момент времени правильно представлять себе пространственную взаимосвязь между окружающими объектами и их положение по отношению к каждому из них (В. С. Сверлов).    

         Таким образом, авторы определяют, что ориентировка в пространстве – это ориентировка в большом и малом пространстве по отношению к окружающему миру и к самому себе, на основе деятельности всех анализаторов и аналитико-синтетического мышления.

Рассмотрим особенности развития детей в разных возрастных группах.

      Дети раннего возраста овладевают умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако они не отделяют направления пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов.

В младшем же возрасте дети способны различать пространственные направления от себя: справа – слева, впереди (спереди) – позади (сзади), вверху – внизу по отношению к своему телу, а также выделяют отношения между предметами.

      В среднем дошкольном возрасте дети могут определять расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от них направлениях: впереди – сзади, справа – слева, а также идти в заданном направлении.

В старшем и в подготовительном дошкольном возрасте дети умеют определять положение предмета среди других предметов, определять свое положение среди окружающих предметов, ориентируются на листе бумаги, в окружающей обстановке.

      Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности [8, с.49].

Г. Е. Сухарева отмечает под задержкой психического развития, что это незрелость психических функций (память, внимание, восприятие, мышление и т.д.), вызванная под влиянием неблагоприятных факторов, которое приводит к отставанию психической деятельности.

      Говоря об особенностях развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается у некоторых детей несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространством (схемы тела). Дети с ЗПР не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела стоящего напротив человека. Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий в продолжение довольно длительного периода; часто возникают трудности при синтезе ситуации и пространственном анализе. В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений. Также они часто не могут осуществить полноценный анализ формы, тождественность частей конструируемых фигур, установить симметричность, соединить её в единое целое, расположить конструкцию на плоскости.

      Коррекционно-педагогическая работа по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с задержкой психического развития осуществляется по следующим направлениям:

1. Ориентировка в схеме собственного тела (знание собственного тела). То есть знание частей тела и их расположение;

2. Ориентировка с точкой отсчета «от себя». Ребенок должен представлять себя на месте предмета, определяя пространственное направление от «себя»;

3. Восприятие пространственных отношений между предметами. Ребенок должен понимать и называть пространственные предлоги;

4. Восприятие пространственных признаков. Ребенок должен определить пространственные признаки предметов, то есть их расположение (далеко-близко, выше-ниже);

5. Восприятие пространственного расположения на плоскости. Ребенок должен самостоятельно выполнять задания по пространственному движению объектов, пространственно ориентировать собственные действия на плоскости, бумаге.

      Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов).

      Дидактические упражнения – это планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического), с целью его усвоения (Я. А. Коменский).

В.Н. Кругликов отмечает, что дидактическая игра содержат несколько последовательных правил, игровых действий и варианты усложнения. А Я.А. Коменский говорит о том, что дидактические упражнения направлены на повторное выполнение действий.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами. Используются игрушки и реальные предметы;

2. Настольно-печатные игры. Они разнообразны по видам: подбор картинок по парам, по общему признаку; запоминание состава, количества и расположения картинок; составление разрезных картинок и кубиков; описание, рассказ о картинке с показом действий, движений;

3. Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих.

Структура дидактических игр:

1. Дидактическая задача. Для выбора игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников

2. Игровые правила. Цель – организовать действия, поведение детей.

3. Игровые действия. То есть какие игровые действия должен выполнять ребенок

      Целью констатирующего этапа является выявление уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для реализации цели необходимо решить такие задачи, как:

1. Подобрать методики для определения уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;

2. Провести диагностику уровня развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;

3. Проанализировать результаты диагностики.

      Целью первого задания является определение уровня ориентировки в схеме собственного тела. Для этого использовано диагностика Л.Б. Осиповой. В ходе выполнения задания выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (правая-левая). В качестве материала используется собственное тело ребёнка. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела. Педагог просит ребенка показать, что находиться вверху-внизу тела, впереди и сзади, а также взять предмет в правую-левую руку, прикоснуться к правому-левому уху, топнуть правой левой ногой.

      Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня сформированности ориентировки в окружающем пространстве с точкой отсчета от себя. Выявляется знание понятий впереди-позади, вверху-внизу, слева-справа, направо-налево, вперед-назад относительно себя. В качестве материала используются карандаш и игрушки.

      Для определения уровня сформированности пространственных отношений между предметами использована диагностическая проба М.Г. Аббасова. При выполнении данного задания ребенок действует по вербальной инструкции взрослого и размещает игрушку в соответствии с инструкцией: «Поставь карандаш в стаканчик, положи перед стаканчиком, за стаканчиком, справа от стаканчика и т.д.».

      Четвертое диагностическое задание позволяет оценить уровень сформированности восприятия пространственных признаков предмета (выше-ниже, дальше-ближе). Для этого используется картинки с изображением предметов с разной степенью удаленности и высоты. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать предметы, находящиеся ближе-дальше, выше-ниже.

      Пятое диагностическое задание направлено на определение уровня сформированности восприятия пространства на плоскости листа. Для этого ребенку предлагается показать или назвать предмет в правом верхнем-в левом вернем, в правом нижнем-в левом нижнем, справа от…, слева от…, сверху от…, снизу от…., между…., а также с целью проверки владения пространственной терминологией ребенку предлагается назвать где находиться предмет.

      Для оценки выполнения диагностических заданий использована трехбалльная система оценки:

3 балла - ребенок правильно и самостоятельно выполнил инструкцию.

2 балла – ребенок выполнил задание с ошибкой, но после уточнения исправил ее самостоятельно.

1 балла - ребенок не выполнил задание, выполнил с ошибкой.

      Для обработки результатов диагностического исследования была использована следующая шкала уровней:

1-1,6 балла – низкий уровень (точка роста)

1,7-2,4 балла – средний уровень (стадия становления)

2,5- 3,0 балла – высокий уровень (стадия формирования)

       Высокий уровень – ребенок знает части своего тела и их пространственное расположение (правая – левая), может показать по словесной инструкции педагога, знает понятия впереди-позади, вверху-внизу, слева-справа, направо-налево, вперед-назад относительно себя, знает пространственные предлоги и может расположить их по словесной инструкции, может сам называть предлоги (на, в, перед, позади, над, под и т.д.), понимает пространственные признаки предмета (ниже-выше, дальше-ближе), а также ориентируется на листе бумаги.

      Средний уровень – ребенок может показать части тела на себе, но правую и левую сторону не различает, определяет направление вверху-внизу, спереди-позади, но путает правую и левую сторону, некоторые пространственные предлоги не понимает, отмечаются трудности в ориентировке на плоскости листа (в левый/правый верхний угол)

      Низкий уровень – ребенок не называет пространственное расположение частей своего тела, не различает правую и левую сторону, не определяет направления вверху-внизу, слева-справа, направо-налево, вперед-назад относительно себя, не знает пространственные предлоги и не может их показать на предметах, есть затруднения в назывании пространственных признаков предмета (ниже-выше, дальше-ближе), не понимает словесные инструкции и не показывает местоположение предмета ориентируется на плоскости листа.

      Таким образом, своевременная и целенаправленная коррекция нарушений овладения детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития пространственными представлениями является одним из важнейших условий их развития и подготовки к обучению в школе.

      Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития помогает специалистам и воспитателям систематизировать и совершенствовать работу по преодолению нарушений в развитии пространственных представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».

Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....

Консультация для родителей. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития психологической готовности к обучению в школе.

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению.Что означает психологическая готовность ребенка к школе.Игра как подготовка к школе....

Консультация для родителей «Формирование сенсорных эталонов и развитие зрительного восприятия дошкольников с задержкой психического развития»

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:- является основой для интеллектуального развития;- упорядоч...