Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
В логопедической работе по развитию речи широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет 2 цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы 2 цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие речи в игровой деятельности дошкольников»
Цель: расширить представление педагогов об игре, как ведущем виде деятельности детей; дать представление о применении дидактических игр на занятиях по развитию речи.
Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятный для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.
Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.
В логопедической работе игра еще выполняет коррекционную и развивающую речь функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, включает в себя цель, средства, процесс и результат. Уже объявление начала игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя детей, не делать занятия развлекательным препровождением времени. Создание игровой модели проходит через монолог, диалог и объяснение задания от имени героя занятия. Легче усваиваются задания по формированию звукопроизношения и лексико–грамматических категорий, когда дети участвуют в воображаемых путешествиях, поездках, приключениях, сказочных сюжетах, выполняют задания героев мультфильмов, сказочных персонажей. Красочно оформленная наглядность и элементы театрализованной деятельности создают у детей чувство эмоционального и психологического комфорта.
ОНР – представляет собой речевую патологию, при которой нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, лексический и фонематический строй. Без правильного произношения звуков невозможна дальнейшая работа по развитию речи.
В логопедической работе по развитию речи широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет 2 цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы 2 цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Проведение дидактических игр включает:
1. ознакомление детей с содержанием игры;
2. объяснение хода и правил игры;
3. показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнять действия;
4. определение роли взрослого в игре;
5. подведение итогов игры.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно – печатные игры и словесные игры.
Предметные игры – это деревянные конусы из разноцветных колец, шары, матрешки, грибки и т.д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
Настольно – печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
- парные картинки;
- лото (обогащают словарь);
- разрезанные картинки и складные кубики (игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью);
- домино (в игре развивается память, сообразительность);
- игры типа «лабиринт» (развивают пространственную ориентацию).
Словесные игры. Игры развивают внимание, сообразительность, связную речь.
Дидактические игры с точки зрения логопедических целей условно делятся на 2 группы:
- д/игры, способствующие развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза и подготовке к обучению грамоте;
- д/игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.
Одним из важнейших условий успешного обучения в ходе дидактических игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, непринужденно, с использованием наглядного материала: предметов, игрушек, схем, картинок, панно и т.д.
Детям сложно усвоить такие понятия, как «предложение», «слово», «слог», «звук». На помощь приходят игры. Для выработки навыка практического деления слов на слоги, проводятся д/игры: «Договори слово», «Кто больше?» Педагог произносит первый слог, а дети второй. Д/игра «Пирамида» - здесь на панно, изображающее пирамиду, выставляются картинки с 1, 2, 3 слогами.
При знакомстве со звуком можно использовать д/игры «Живые звуки», где дети изображают звуки; «Цепочка слов» (определяя 1-й и последний звук в слове, дети составляют цепочку слов), «4-й лишний» (называют картинку на другой звук); «Найди пару» (подбирают слова, отличающиеся одним звуком).
Дидактические игры в работе по формированию лексико-грамматических категорий используются в основном при изучении различных лексических тем на каждой неделе. Например, тема «Фрукты». Дидактическая игра «Один – много» (образование множественного числа существительных); д/игра «Большой – маленький» (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); д/игра «Веселый счет», «Дразнилка» (согласование числительных от 1 до 5 с существительными); д/игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных); д/игра «Узнай по описанию» (составление описательной загадки. Овальный, твердый, кислый, желтый, кладут в чай. Что это?). На различение овощей и фруктов д/игра «4-й лишний» и т.д.
Проводя игру нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Например, в игре «Кто быстрее построит пирамидку?»- участники только в том случае построят пирамидку правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу; в игре «Умей слушать»- чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже должен жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.
В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определённых ситуациях или с определёнными предметами, приобретается собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесёт предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные- те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков,- самостоятельно переносят в определённое место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.
Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.
В каждое занятие включаются физкультминутки, которые служат решением поставленных задач занятия. Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно- моторной координации, а также речевого развития. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше в игре «Пальчики», «Улыбнись», «Кот и мыши», «Паровоз», «Ходит- бегает».
Таким образом, дидактические игры, развивающие речь детей, разнообразны и многофункциональны. Необходимо соблюдать их основные принципы.
Основные принципы дидактических игр.
- Дидактическая игра должна опираться на программный материал, должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов. Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия игр должны быть ясны и понятны детям.
- Пособия, используемые при проведении игр, должны быть внешне привлекательными. Условия игры и количество пособий, используемых в ней, должны обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс.
- Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.
Литература.
1. Матросова Т.А. «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями»; М., 2006г.
2. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов»; М., 1999г.
3. Селиверстов В.И. « Игры в логопедической работе с детьми»; М 1984 г.
4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»; М., 1983г.
5. Максаков А.И., Туманова Г.А. «Учите, играя»; М., 1979 г.
6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»; Санкт-Петербург, 2003 г.
7. Нищева Н.В. «Развивающие сказки»; Санкт-Петербург, 2002 г.
8. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)»; М., Просвещение, 1981 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие детей в игровой деятельности»
Консультация для воспитателей «Развитие детей в игровой деятельности»Игра - обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни.Игра один из тех видов детской деятельно...
Консультация для родителей "Развитие речи в игровой деятельности"
В материалах о способах развития речи ребенка раннего возраста в игровой деятельности....
Консультация для родителе "Развитие речи через игровую деятельность"
ldquo;И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.&rdquo...
Консультация для воспитателей: "Активизация речи посредством игровых деятельностей"
Активизация речи посредством игровых деятельностей...
Консультация для родителей "Развитие речи посредством игровой деятельности"
Консультация для родителей "Развитие речи посредством игровой деятельности "...
Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитани...
Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировани...