Консультация для воспитателей « Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi_isaeva.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
« Развитие связной речи у младших дошкольников через организацию познавательной деятельности»
Сообщение на районном методическом объединении воспитателей Лямбирского муниципального района.
Подготовила:
воспитатель
Исаева О.А.
Лямбирь 2012
Большое внимание воспитателя в работе с детьми уделяется развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми проводится в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников мы выделили следующие составляющие:
речь педагога дошкольного учреждения
формирование представлений об окружающей жизни
развитие любознательности
сенсорное воспитание
игра
Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие
представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.).
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры – драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют по предмет по одному из признаков.
В соответствии с требованиями СанПиНов, все занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения (интегрированные познавательные занятия, занятия познавательно-речевого блока) проводятся в первую половину дня со вторника по четверг дни наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления эти занятия чередуются с музыкальными, физкультурными занятиями. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни.
Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Развитие связной речи при формировании историко-географических представлений у дошкольников
Консультация для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Королевой Л.В. Эта тема затрагивает широкий спектр материала, включая в себя все реги...
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи через театрализованную деятельность"
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работник...
Развитие связной речи у младших дошкольников через театрализованную деятельность
педагогический проект...
Развитие связной речи детей с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам
Представлена система работы по развитию связной речи детей с ОНР через организацию образовательной работы по русским народным сказкам. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкно...
Развитие связной речи дошкольников через организацию познавательной деятельности.
В статье рассматривается вопрос взаимосвязи познавательно-исследовательской деятельности детей и развития связной речи в воспитании дошкольника, указаны эффективные формы обучения, обосновываютс...
Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»
Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»...
Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко» Консультац...