«Использование современных образовательных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.»
методическая разработка (подготовительная группа)

Гладкова Ольга Дмитриевна

 Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Диагностические обследования детей в рамках мониторинга образовательного процесса, в соответствии с «Положением о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО», показал низкий уровень представлений о безопасном поведении на дорогах.

В связи с этим в ДОУ назрела необходимость целенаправленной работы в этом направлении. Правила дорожного движения написаны и адресованы больше взрослым участникам дорожного движения. Поэтому необходимость усовершенствования современного образовательного процесса, протекающего в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требующей расширения арсенала среды обучения очень важна для нас, педагогов.

 Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дорогах начинаем с самого раннего возраста, ведь профилактику дорожно-транспортного травматизма ни кто не отменял. Знания, полученные в дошкольном детстве, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение и применение - потребностью человека.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ становится более эффективным с внедрением и использованием информационно-коммуникативных технологий. На данный момент это актуальная форма работы с детьми, так как использование мультимедиа в доступной и игровой форме позволяет достигнуть нового качества знаний, развивает творческое мышление, максимально способствуя повышению качества образования дошкольников.

 Педагоги, работающие с детьми должны знать технические возможности и иметь навык работы с компьютером, владеть методикой приобретения к информационным технологиям. Наряду с традиционными формами работы в данном направлении, используются компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, магнитофон, интерактивная доска, ноутбук, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера.

 Для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, в своей практике мы применяем компьютерные презентации, которые обеспечивают наглядность, способствуют комплексному восприятию и качественному запоминанию материала. Цикл презентация охватывает большой объем по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге (для детей 4-5 лет - дорога и ее главные части; 5-6 лет - виды транспорта, светофор; 6-7 лет - виды дорожных знаков и их назначение, причины ДТП).

Активно используем мультфильмы, так как у детей повышенный интерес к просматриванию. Подбираем обучающие мультфильмы, тем самым систематизируя и расширяя знание детей о правилах дорожного движения. Например, «Смешарики изучают правила дорожного движения», «Баба Яга и ПДД», «Уроки тётушки Совы», «По дороге с облаками», «Приключение кота Леопольда». Совместный просмотр несет в себе заряд положительных эмоций, что способствует эффективности образовательной деятельности. Также используем разные дидактические игры по обобщению знаний о правилах дорожного движения.  Информация, показанная на экране компьютера в игровой форме вызывает у современных детей огромный интерес.  Звук, весёлые картинки, красочное оформление, двигающиеся элементы  - все это привлекает внимание детей. Например, мы используем такие дидактические игры «Найди отличия», «Исправь ошибку», «Светофор», «Запрещается – разрешается», «Едем на велосипеде» и так далее.

 При организации совместной деятельности взрослый – ребенок по ознакомлению ПДД, применяем мультимедийный проектор, где работаем с загадками, ребусами, детскими кроссвордами. Это развивает нестандартное мышление, способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения.

 Разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста, используя которые воспитанники овладевают не только знаниями о ПДД, но и применяют их по назначению. Мы используем в своей практике такие игры, как «Нескучные уроки Дракоши», «Правила дорожного движения для детей», «Выйди из лабиринта».

 Использование современных образовательных технологий дает возможность охватить большой материал по ПДД, но важно помнить, что во всём должна быть мера. Важно соблюдать правила здоровьесбережения детей.

 Подбирая материал для ознакомления, педагоги должны помнить, что детьми приобретается и формируется комплекс знаний, вырабатывается практическое применение знаний на дорогах, чувство безопасности и дисциплины участников дорожного движения.

Одним из важных условий решения проблемы формирования навыков безопасного поведения на улицах города является также организация предметной среды. С применением ИКТ оформлен центр безопасности: светофор с переключающимися сигналами, набор дорожных светящихся знаков. Изготовлены наглядные пособия-макеты «Светофор на перекрестке», «Говорящие дорожные знаки», «Путешествия по правилам дорожного движения». Создана электронная база-картотека «Загадки о дорожных знаках», «Виды транспорта», «Динамические паузы», «Физкульт-минутки», «Дорожные сюжеты из мультфильмов», «Дорожные сказки» и так далее.  Оформлена музыкальная «копилка» (звуки улицы, шумы машин). Создали и пополняем совместно дети-родители-педагог базу рисованных мультфильмов и сказок, где у учимся дорожный грамоте.

Также работа по ознакомлению детей правилам дорожного движения должна включать в себя и работу с родителями. Для этого используются тоже цифровые образовательные ресурсы. Ведь именно незнание правил дорожного движения родителями, незнание правил отсутствие навыков поведения на дороге, а также нерадивое отношение к поведению детей на дороге, чаще всего приводит к трагическим последствиям.

 Педагоги решили исправить эту ситуацию не только с применением традиционных форм работы, но и с дистанционной. Предлагали родителям зарегистрироваться на таких образовательных сайтах:  «Совушка», «ПДД для малышей», «Добрая Дорога Детства», «Уроки кота Леопольда» и других.

Совместный просмотр обучающего материала подталкивает родителей к соблюдению правил ПДД и обеспечению безопасности своих детей.

 Педагоги должны понимать, что использование только одного направления - ИКТ  не решает проблем в обучении и воспитании,  а требует живого общения с детьми.  ИКТ -это один из помощников в работе с детьми по данной теме. Мы должны помнить, что жизнь и здоровье детей зависит от ответственного отношения взрослых «Если будет взаимодействие, мы будем примером на дороге, то ребенок применит обязательно полученные умения и навыки в целях своей безопасности».

 

Библиографический список

1.Элькин Г. Н. Детям о правилах дорожного движения (соответствует ФГОС). М. :Баритет, 2015.

2. Авдеевна Н. Н. «Безопасность на улицах и дорогах»: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева, О. Н. Князева, Р. Б. Стеркина. -М.: ООО «Издательство АСТ – ЛЛТ», 2014-96с.

3. Агофонова К. В. «Дети и дорожное движение «/ К. В. Агофонова. – М. :- Просвещение. 2014-54с.

4.Волкова Н. А. Дети. Улица. Культура. Безопасность/ Н. А. Волкова, С. С. Миронова, Н. Н. Добрынина, В. В. Шеметова – Магнитогорск, 2016-80 с.

5. Бочаров Н. В. Мультимедийные пособия для дошкольников: создание и применение// Управление дошкольным образовательным учреждением. -2014. -№7

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование современных образовательных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.»

 Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Диагностические обследования детей в рамках мониторинга образовательного процесса, в соответствии с «Положением о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО», показал низкий уровень представлений о безопасном поведении на дорогах.

В связи с этим в ДОУ назрела необходимость целенаправленной работы в этом направлении. Правила дорожного движения написаны и адресованы больше взрослым участникам дорожного движения. Поэтому необходимость усовершенствования современного образовательного процесса, протекающего в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требующей расширения арсенала среды обучения очень важна для нас, педагогов.

 Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дорогах начинаем с самого раннего возраста, ведь профилактику дорожно-транспортного травматизма ни кто не отменял. Знания, полученные в дошкольном детстве, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение и применение - потребностью человека.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ становится более эффективным с внедрением и использованием информационно-коммуникативных технологий. На данный момент это актуальная форма работы с детьми, так как использование мультимедиа в доступной и игровой форме позволяет достигнуть нового качества знаний, развивает творческое мышление, максимально способствуя повышению качества образования дошкольников.

 Педагоги, работающие с детьми должны знать технические возможности и иметь навык работы с компьютером, владеть методикой приобретения к информационным технологиям. Наряду с традиционными формами работы в данном направлении, используются компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, магнитофон, интерактивная доска, ноутбук, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера.

 Для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, в своей практике мы применяем компьютерные презентации, которые обеспечивают наглядность, способствуют комплексному восприятию и качественному запоминанию материала. Цикл презентация охватывает большой объем по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге (для детей 4-5 лет - дорога и ее главные части; 5-6 лет - виды транспорта, светофор; 6-7 лет - виды дорожных знаков и их назначение, причины ДТП).

Активно используем мультфильмы, так как у детей повышенный интерес к просматриванию. Подбираем обучающие мультфильмы, тем самым систематизируя и расширяя знание детей о правилах дорожного движения. Например, «Смешарики изучают правила дорожного движения», «Баба Яга и ПДД», «Уроки тётушки Совы», «По дороге с облаками», «Приключение кота Леопольда». Совместный просмотр несет в себе заряд положительных эмоций, что способствует эффективности образовательной деятельности. Также используем разные дидактические игры по обобщению знаний о правилах дорожного движения.  Информация, показанная на экране компьютера в игровой форме вызывает у современных детей огромный интерес.  Звук, весёлые картинки, красочное оформление, двигающиеся элементы  - все это привлекает внимание детей. Например, мы используем такие дидактические игры «Найди отличия», «Исправь ошибку», «Светофор», «Запрещается – разрешается», «Едем на велосипеде» и так далее.

 При организации совместной деятельности взрослый – ребенок по ознакомлению ПДД, применяем мультимедийный проектор, где работаем с загадками, ребусами, детскими кроссвордами. Это развивает нестандартное мышление, способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения.

 Разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста, используя которые воспитанники овладевают не только знаниями о ПДД, но и применяют их по назначению. Мы используем в своей практике такие игры, как «Нескучные уроки Дракоши», «Правила дорожного движения для детей», «Выйди из лабиринта».

 Использование современных образовательных технологий дает возможность охватить большой материал по ПДД, но важно помнить, что во всём должна быть мера. Важно соблюдать правила здоровьесбережения детей.

 Подбирая материал для ознакомления, педагоги должны помнить, что детьми приобретается и формируется комплекс знаний, вырабатывается практическое применение знаний на дорогах, чувство безопасности и дисциплины участников дорожного движения.

Одним из важных условий решения проблемы формирования навыков безопасного поведения на улицах города является также организация предметной среды. С применением ИКТ оформлен центр безопасности: светофор с переключающимися сигналами, набор дорожных светящихся знаков. Изготовлены наглядные пособия-макеты «Светофор на перекрестке», «Говорящие дорожные знаки», «Путешествия по правилам дорожного движения». Создана электронная база-картотека «Загадки о дорожных знаках», «Виды транспорта», «Динамические паузы», «Физкульт-минутки», «Дорожные сюжеты из мультфильмов», «Дорожные сказки» и так далее.  Оформлена музыкальная «копилка» (звуки улицы, шумы машин). Создали и пополняем совместно дети-родители-педагог базу рисованных мультфильмов и сказок, где у учимся дорожный грамоте.

Также работа по ознакомлению детей правилам дорожного движения должна включать в себя и работу с родителями. Для этого используются тоже цифровые образовательные ресурсы. Ведь именно незнание правил дорожного движения родителями, незнание правил отсутствие навыков поведения на дороге, а также нерадивое отношение к поведению детей на дороге, чаще всего приводит к трагическим последствиям.

 Педагоги решили исправить эту ситуацию не только с применением традиционных форм работы, но и с дистанционной. Предлагали родителям зарегистрироваться на таких образовательных сайтах:  «Совушка», «ПДД для малышей», «Добрая Дорога Детства», «Уроки кота Леопольда» и других.

Совместный просмотр обучающего материала подталкивает родителей к соблюдению правил ПДД и обеспечению безопасности своих детей.

 Педагоги должны понимать, что использование только одного направления - ИКТ  не решает проблем в обучении и воспитании,  а требует живого общения с детьми.  ИКТ -это один из помощников в работе с детьми по данной теме. Мы должны помнить, что жизнь и здоровье детей зависит от ответственного отношения взрослых «Если будет взаимодействие, мы будем примером на дороге, то ребенок применит обязательно полученные умения и навыки в целях своей безопасности».

Библиографический список

1.Элькин Г. Н. Детям о правилах дорожного движения (соответствует ФГОС). М. :Баритет, 2015.

2. Авдеевна Н. Н. «Безопасность на улицах и дорогах»: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева, О. Н. Князева, Р. Б. Стеркина. -М.: ООО «Издательство АСТ – ЛЛТ», 2014-96с.

3. Агофонова К. В. «Дети и дорожное движение «/ К. В. Агофонова. – М. :- Просвещение. 2014-54с.

4.Волкова Н. А. Дети. Улица. Культура. Безопасность/ Н. А. Волкова, С. С. Миронова, Н. Н. Добрынина, В. В. Шеметова – Магнитогорск, 2016-80 с.

5. Бочаров Н. В. Мультимедийные пособия для дошкольников: создание и применение// Управление дошкольным образовательным учреждением. -2014. -№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...

Круглый стол для воспитателей "Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге"

Способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, систематической и последовательной работе по обучению детей правилам безопасного поведения на улице....

Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»

Круглый стол«Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»...

Методическая разработка: "Использование инновационных технологий при обучении детей безопасному поведению на дороге".

В жизни мы обязаны соблюдать существующие нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Очень часто в ДТП виноваты сами дети, которые играют около дороги, переходят улицу в неполо...