Методическая разработка: "Использование инновационных технологий при обучении детей безопасному поведению на дороге".
методическая разработка по обж (средняя группа)
В жизни мы обязаны соблюдать существующие нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Очень часто в ДТП виноваты сами дети, которые играют около дороги, переходят улицу в неположенных местах, совершают не правильные посадку и выход из транспорта. И происходит это от незнания правил дорожного движения и безответственного отношения взрослых к поведению детей на дорогах.
В силу своего возраста дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. Опасность состоит в том, что дети хотят постоянно узнавать что-то новое. Поэтому учить детей правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. И в обучении детей должны принимать участие как родители так и педагоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.odt | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Использование инновационных технологий при обучении детей безопасному поведению
на дороге».
Актуальность
В жизни мы обязаны соблюдать существующие нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Очень часто в ДТП виноваты сами дети, которые играют около дороги, переходят улицу в неположенных местах, совершают не правильные посадку и выход из транспорта. И происходит это от незнания правил дорожного движения и безответственного отношения взрослых к поведению детей на дорогах.
В силу своего возраста дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. Опасность состоит в том, что дети хотят постоянно узнавать что-то новое. Поэтому учить детей правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. И в обучении детей должны принимать участие как родители так и педагоги.
Но обучение детей правилам дорожного движения должно быть планомерным, систематическим и целенаправленным, так как дети в дошкольном возрасте ярко и эмоционально реагируют на дорогах на разные виды транспорта, у детей в этом возрасте другой, отличающийся от взрослых угол зрения, дети в этом возрасте не способны осуществлять несколько действий и конечно небольшой рост ребенка.
Изучая психофизические особенности детей дошкольного возраста (о некоторых было сказано выше), а также переход на ФГОС ДО я пришла к выводу, что необходимо создать условия и внедрять современные инновационные технологии, которые будут способствовать более успешному формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.
Поэтому в своей работе я внедрила и использую технологии:
- деятельный подход - лэпбук;
- мнемотехника;
- технология «ТРИЗ»
Цель – формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дороге.
Задачи:
- обучать и закреплять правила дорожного движения
- знакомить с дорожными ситуациями и обыгрывать их.
- формировать у детей умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, учить обходить их.
- развить внимание, память, мышление:
- развивать познавательную активность;
- развивать связную речь, обогащать словарь;
- воспитывать чувство безопасности и самосохранения.
- активизировать работу с родителями воспитанников по безопасному поведению на дорогах.
Технология «ТРИЗ»
Развитие не только мышления, но и поисковой активности, воспитание стремления поиска нестандартных решений, развития речи, творческого воображения при обучении детей ПДД позволяет технология ТРИЗ.
Технология ТРИЗ позволяет раскрыть индивидуальность воспитанника; развивает детскую фантазию; помогает ребенку взглянуть на проблему под иным углом зрения.
При изучении объекта светофор, можно задать следующие вопросы: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?», «Какова польза светофора?» «Зачем тогда нужен регулировщик на перекрѐстке или пешеходный переход?», «Почему светофоры трѐхглазые и двуглазые? И другие…
Так же я использую выявление противоречий в объекте, явлении. Играем с детьми в игру «Хорошо – плохо», выясняя с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Например: положительные и отрицательные строны такого предмета, как автомобиль – он перевозит людей и грузы, но на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения. Для развития системного мышления воспитанников я использую интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвѐртый лишний», «Назови одним словом».
Лэпбук
Лэпбук, или книжка на коленях – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук представляет собой интерактивную папку с кармашками, в которых находятся карточки с развивающими играми, упражнениями, загадками, стихами по ПДД.
Лэпбук можно использовать как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с воспитанниками. Лэпбук можно изготовить совместно с ребенком. Лэпбук позволяет детям самостоятельно выстроить образовательную траекторию. Лэпбук может быть результатом проектной деятельности. Его можно использовать при работе в разновозрастной группы, при условии наполнения лэпбука играми соответствующего возраста.
Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Если у ребенка больше развито образное мышление, то при работе с ним я использую картинки или программки, которые моделируют разные ситуации на дороге.
Так же я использую мнемоники – ассоциации, выявленные яркие закономерности, упрощающие процесс запоминания. Именно они являются основой мнемотехнического способа запоминания. Существует целая система мнемоник (или как их еще называют – запоминалок) для изучения различных правил, в том числе и правил ПДД.
Для детей с отличной зрительной памятью, я использую визуальный метод: использую яркие и показательные рисунки, так как их легче воспроизвести в памяти, видео с интересными и наглядными примерами из реальной жизни; при изучении знаков обращаю внимание детей на их форму и цвет и смысловую информацию. Их можно разделить по форме, – квадрат, или треугольник, а может быть круг; по цвету – красный, синий или белый, а также по информации – символ или цифра, а может быть рисунок.
Если у ребенка развито образное мышление, то при изучении с ним правил дорожного движения мы создаём ассоциации, которые легко можно вспомнить на дороге.
Метод ассоциаций заключается в том, чтобы привязать к незнакомой ситуации (правилу, явлению) некий ассоциативный ряд и, таким образом, запомнить информацию. Например знак 3.1 «Въезд запрещен» похож «Кирпич», и ни один водитель не поедет на кирпичную стену.
Так же вместо личных ассоциаций и образов для лучшего запоминания правил я использую специальные мнемоники – стишки и поговорки, в этом суть мнемотехнического метода.
Информационно – коммуникативные технологии
Дети очень любят мультфильмы, а мультфильм – это мощный воспитательный инструмент, яркий эффективный наглядный материал. Мною подобраны мультфильмы по ПДД: «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про Бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)». Правильно подобранный мультфильм на занятии сокращает время на объяснение и показ и продлевает длительность самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Мною подобранны и систематизированы презентации по ПДД:
- транспорт и его виды;
- дорожные знаки;
- участники дорожного движения;
- ситуации на дороге.
Таким образом, использование инновационных технологий позволит сформировать у детей безопасное поведение на дороге.
Список учебно-методической литературы:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
- Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы.- М.: «Скрипторий», 2010.
- Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению безопасного поведения на дороге «Юные пешеходы» (от 6 до 7 лет)
Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Целью данной п...
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями
Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...
Консультация для воспитателей " Использование экскурсий и наблюдений в обучении правилам поведения на дороге"
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем сам...
Методическая разработка "Маленький блогер учит ребят поведению на дороге"
Чтобы занятия по безопасности на дорогах были результативными и интересными для детей, я разработала новый проект «Маленькие блогеры» – дошкольники учат сверстник...
Памятка для родителей "Берегите ребенка!" Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Памятка для родителей с рекомендациями и правилами поведения по безопасному передвижению....
Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Помни, пешеход, про пешеходный переход!»
Формирование у детей основ безопасного поведения на дорогах и улицах города является одним из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений. Применение соврем...