Методическая разработка: "Использование инновационных технологий при обучении детей безопасному поведению на дороге".
методическая разработка по обж (средняя группа)

Баженова Анна Сергеевна

В жизни мы обязаны соблюдать существующие нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Очень часто в ДТП виноваты сами дети, которые играют около дороги, переходят улицу в неположенных местах, совершают не правильные посадку и выход из транспорта. И происходит это от незнания правил дорожного движения и безответственного отношения взрослых к поведению детей на дорогах.

В силу своего возраста дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. Опасность состоит в том, что дети хотят постоянно узнавать что-то новое. Поэтому учить детей правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. И в обучении детей должны принимать участие как родители так и педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.odt27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Использование инновационных технологий при обучении детей безопасному поведению

на дороге».

        Актуальность 

В жизни мы обязаны соблюдать существующие нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Очень часто в ДТП виноваты сами дети, которые играют около дороги, переходят улицу в неположенных местах, совершают не правильные посадку и выход из транспорта. И происходит это от незнания правил дорожного движения и безответственного отношения взрослых к поведению детей на дорогах.

В силу своего возраста дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. Опасность состоит в том, что дети хотят постоянно узнавать что-то новое. Поэтому учить детей правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. И в обучении детей должны принимать участие как родители так и педагоги.

Но обучение детей правилам дорожного движения должно быть планомерным, систематическим и целенаправленным, так как дети в дошкольном возрасте ярко и эмоционально реагируют на дорогах на разные виды транспорта,  у детей в этом возрасте другой, отличающийся от взрослых угол зрения, дети в этом возрасте не способны осуществлять несколько действий и конечно небольшой рост ребенка.

Изучая психофизические особенности детей дошкольного возраста (о некоторых было сказано выше), а также переход на ФГОС ДО я пришла к выводу, что необходимо создать условия и внедрять современные инновационные технологии, которые будут способствовать более успешному формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.

Поэтому в своей работе я внедрила и использую технологии:

  • деятельный подход - лэпбук;
  • мнемотехника;
  • технология «ТРИЗ»

Цель – формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  • обучать и закреплять правила дорожного движения 
  • знакомить с дорожными ситуациями и обыгрывать их.
  • формировать у детей умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, учить обходить их.
  • развить внимание, память, мышление:
  • развивать познавательную активность;
  • развивать связную речь, обогащать словарь;
  • воспитывать чувство безопасности и самосохранения.
  • активизировать работу с родителями воспитанников по безопасному поведению на дорогах.

     

Технология «ТРИЗ» 

Развитие не только мышления, но и поисковой активности, воспитание стремления поиска нестандартных решений, развития речи, творческого воображения при обучении детей ПДД позволяет технология ТРИЗ.

Технология ТРИЗ позволяет раскрыть индивидуальность воспитанника; развивает детскую фантазию; помогает ребенку взглянуть на проблему под иным углом зрения.

При изучении объекта светофор,  можно задать следующие вопросы: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?», «Какова польза светофора?» «Зачем тогда нужен регулировщик на перекрѐстке или пешеходный переход?», «Почему светофоры трѐхглазые и двуглазые? И другие…

Так же я использую выявление противоречий в объекте, явлении. Играем с детьми в игру «Хорошо – плохо», выясняя с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Например: положительные и отрицательные строны такого предмета, как автомобиль – он перевозит людей и грузы, но на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения. Для развития системного мышления воспитанников я использую интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвѐртый лишний», «Назови одним словом».

Лэпбук

Лэпбук, или книжка на коленях – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук представляет собой интерактивную папку  с кармашками, в которых находятся карточки с  развивающими играми, упражнениями, загадками, стихами по ПДД.

Лэпбук можно использовать как в образовательной деятельности, так и  в индивидуальной работе с воспитанниками. Лэпбук можно изготовить совместно с ребенком. Лэпбук позволяет детям самостоятельно выстроить образовательную траекторию. Лэпбук может быть результатом проектной деятельности. Его можно использовать при работе в разновозрастной группы, при условии наполнения лэпбука играми соответствующего возраста.

Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Если у ребенка больше развито образное мышление, то при работе с ним я использую картинки или программки, которые моделируют разные ситуации на дороге.

Так же я использую мнемоники – ассоциации, выявленные яркие закономерности, упрощающие процесс запоминания. Именно они являются основой мнемотехнического способа запоминания. Существует целая система мнемоник (или как их еще называют – запоминалок) для изучения различных правил, в том числе и правил ПДД.

Для детей с отличной зрительной памятью, я использую визуальный метод: использую яркие и показательные рисунки, так как их легче воспроизвести в памяти, видео с интересными и наглядными примерами из реальной жизни; при изучении знаков обращаю внимание детей на их форму и цвет и смысловую информацию. Их можно разделить по форме,  – квадрат, или треугольник, а может быть круг; по цвету – красный, синий или белый, а также по информации – символ или цифра, а может быть рисунок.

Если у ребенка развито образное мышление, то при изучении с ним правил дорожного движения мы создаём ассоциации, которые легко можно вспомнить на дороге.

Метод ассоциаций заключается в том, чтобы привязать к незнакомой ситуации (правилу, явлению) некий ассоциативный ряд и, таким образом, запомнить информацию. Например знак 3.1 «Въезд запрещен» похож «Кирпич», и ни один водитель не поедет на кирпичную стену.

Так же  вместо личных ассоциаций и образов для лучшего запоминания правил я использую специальные мнемоники – стишки и поговорки, в этом суть мнемотехнического метода.

Информационно – коммуникативные технологии

Дети очень любят мультфильмы, а мультфильм – это мощный воспитательный инструмент, яркий эффективный наглядный материал. Мною подобраны мультфильмы по ПДД: «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про Бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)». Правильно подобранный мультфильм на занятии сокращает время на объяснение и показ и продлевает длительность самостоятельной творческой деятельности ребенка.

Мною подобранны и систематизированы презентации по ПДД:

  • транспорт и его виды;
  • дорожные знаки;
  • участники дорожного движения;
  • ситуации на дороге.

Таким образом, использование инновационных технологий позволит сформировать у детей безопасное поведение на дороге.

 

Список учебно-методической литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.  Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
  2. Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников». Система работы.- М.: «Скрипторий», 2010.
  3. Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по обучению безопасного поведения на дороге «Юные пешеходы» (от 6 до 7 лет)

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Целью данной п...

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

Консультация для воспитателей " Использование экскурсий и наблюдений в обучении правилам поведения на дороге"

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем сам...

Методическая разработка "Маленький блогер учит ребят поведению на дороге"

Чтобы занятия по безопасности на дорогах были результативными и интересными для детей, я разработала новый проект «Маленькие блогеры» – дошкольники учат сверстник...

Памятка для родителей "Берегите ребенка!" Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Памятка для родителей с рекомендациями и правилами поведения по безопасному передвижению....

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Помни, пешеход, про пешеходный переход!»

Формирование у детей основ безопасного поведения на дорогах и улицах города является одним из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений. Применение соврем...