Консультация для воспитателей ДОУ "Организация образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на дороге"
консультация

Вычужанина Светлана Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pdd.pptx86.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей ДОУ "Организация образовательной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на дороге"

Слайд 2

Особенности обучения дошкольников безопасному поведению на улице 1 . Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице:  умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;  умение различать величину транспорта;  умение определять расстояние до приближающегося транспорта;  знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;  понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);  понимание потенциальной опасности транспорта, того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.

Слайд 3

2. Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:  развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;  обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;  формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

Слайд 4

3. Программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью общей программы воспитания детей, однако вопросы по тематике дорожной безопасности рекомендуется изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Развитие речи включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в т. ч. по тематике дорожной безопасности и т. д. 4. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д., в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. 5 . В общую программу воспитания дошкольников обязательно должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов «опасность» и «безопасность». Очень важно, чтобы дети сознательно относились к своим и чужим поступкам, понимали, что является правильным, а что неправильным, умели сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно и т. д.).

Слайд 5

6 . Примерная тематика занятий с дошкольниками:  «Дорога в дошкольное учреждение»;  «Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению»;  «Предвидение опасности на улицах»;  «Виды транспортных средств»;  «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке»;  «Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги»;  «Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров»;  «Виды и сигналы светофоров»;  «Пешеходный переход» (подземный, надземный и наземный "зебра")  «Дорожные знаки для пешеходов»;  «Развитие глазомера для определения расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей».

Слайд 6

7 . Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи. Например, занятие «Предвидение опасности на улицах» имеет следующие задачи:  ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, пешеходный переход, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка «зебра», опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));  познакомить с основными видами транспортных средств;  определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в дошкольное учреждение; проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в дошкольное учреждение;  разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;  рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;  научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;

Слайд 7

8. При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований:  воспитанники младшей группы способны запомнить только два-три ярких признака предметов;  дети средней группы могут запомнить три-четыре признака предмета;  дети из старшей группы запоминают не больше пяти-шести признаков предмета (цвет, форма, структура, пропорции, величина, назначение предмета). 9 . Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:  моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;  самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;  интерактивный опрос;  коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Слайд 8

Обучение основам безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста 1 . В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов, как запрещающих движение, и значение зеленого сигнала, как разрешающего движение. Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.

Слайд 9

2 . На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ - подталкивать детей к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.). Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

Слайд 10

Обучение основам безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста 1 . На занятиях в группе педагог может дать детям задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

Слайд 11

2 . На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности именно на территории детского сада. Воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя. На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у детей формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде. 3 . На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

Слайд 12

Обучение основам безопасного движения детей старшего дошкольного возраста 1. В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение дошкольников свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить их с основными понятиями дорожного «словаря». 2 . Интересной и эффективной формой работы является организация ролевых игр, в которых дошкольники доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

Слайд 13

3 . И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупного и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое «закрытый обзор». На прогулке педагог наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход, переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большей скоростью. В свою очередь водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. 4 . На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

Слайд 14

Обучение основам безопасного поведения детей подготовительной группы К детям подготовительной группы следует относиться особенно внимательно, ведь они - будущие школьники, и вскоре им придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи. У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице. Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

Слайд 15

Спасибо За Внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по привлечению внимания родителей и обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.

В методических рекомендациях для воспитателей собран материал по привлечению внимания родителей и  обучению дошкольников безопасному поведению на дороге.В сообщении рассказывается о причина...

Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность в обучении детей безопасному поведению на дороге"

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постиж...

«Использование современных образовательных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.»

Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Диагностические обследования детей в рамках мониторинга...

Консультация для воспитателей "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"

Актуальность проблемы обучения детей правилам дорожного движения связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойств...