ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Всезнайка»
рабочая программа (средняя группа)
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление художественно-эстетического развития воспитанников №6»
Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №6»
__________ Титова О.В.
«___» ______________202_ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Всезнайка»
(познавательное развитие)
Средняя группа
Состовители
Воспитатель : Куприянова И.В.
Сроки реализации: 1 год
ЧИТА
Содержание:
- Пояснительная записка----------------------------------------------3
- Цель и задачи программы------------------------------------------3
- Принципы работы, методы и приемы, оборудование--------3
- Тематическое планирование по месяцам------------------------4
- Список литературы---------------------------------------------------10
Пояснительная записка:
Направление: познавательное развитие
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:
Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи деятельности кружка «Всезнайка:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Принципы работы:
- Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
- Принцип погружения в проблему
- Принцип взаимности и доброжелательности
Методы и приемы:
- словесный
- наглядный
- практический (организация продуктивной деятельности детей)
Оборудование:
для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
для творчества:
- бумага белая и цветная, картон
– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
– пластилин,
– салфетки;
Тематическое планирование по месяцам
Тема | Программное содержание (цели, задачи) | Образовательные области | Планируемые результаты | |
«Мир песка» | Занятие №1 -2 Познание «Песочная страна»
| Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость) .
| Познавательное развитие: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. |
Занятие №3-4. Практика Рисование песком: «Разнообразные фигуры» | Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике.
| Познавательное развитие: формирование представлений детей о песчаной пустыне как среде обитания животных и растений. | Детские работы из песка | |
«Мир растений»
| Занятие №1-2. Познание Значение воды в жизни растений Опыт: №1 «Растения и вода» №2 «Скользкие листья» | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений, теряют ли листья влагу? | Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
Занятие №3-4. Практика Рисование «Осенний цветок» | Учить детей видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке | Познавательное развитие: дать представления о значении листьев в природе. | ||
«Мир воды» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1«Теплая капелька» | Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. | Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных обозначающих свойства воды. | Умеют называть состояние воды, используя в речи имен прилагательных, согласовывая их с именами существительными |
| Занятие №3-4. Практика «Волшебная кисточка» Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река» | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. формировать представление детей о значимости чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения. | Художественно-эстетическое направление. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
«Мир воздуха» | Занятие №1-4. Познание Поиски воздуха Опыт №1 «Тепло в воздухе» Опыт №2 «Сколько весит воздух?» Опыт №3 «Всюду воздух» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
«Мир камней» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными? Опыт №2 «Как вода камень разрушает?» Опыт №3 «Плавучий камень» | Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет. Смоделировать силу и воздействия воды Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде. | Познавательное развитие: расширять знания о разнообразии камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями. Речевое рпазвитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют называть свойства камней. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. |
Занятие №3-4. Практика «Камни пишут и рисуют» | Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем. | Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств, камней. | Детские работы | |
«Мир температуры» | Занятие №1-2. Познание Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. | Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словарный запас детей. | |
| Занятие №3-4. Практика Изготовление модели «Термометр» | Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели. |
| |
«Мир химии» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Познавательное развитие: знакомить детей с мельчайшими организмами (грибками) Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей. | Проявляют интерес к окружающей нас среде. |
| Занятие №3-4. Опыт №2 «Красочный сахар» | Учить детей с помощью пищевых красителей получать красочный сахар | Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно | |
«Мир космоса» | Занятие №1-2. Познание Опыт№1 «Полет в космосе» Беседа и просмотр презентации «Что такое метеориты?» | Учить детей делать планирующую машину Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли | Познавательное развитие: знакомить детей с космическими предметами. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
| Занятие №3-4. Практика Аппликация «Ракета» | Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук | Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве | Детские работы |
«Мир солнца» | Занятие №1-2 Познание Опыт №1 с парафином (кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки) Опыт №2 «Граненое стеклышко» (деталь от хрустальной люстры), зеркало.
| Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. | Познавательное развитие: формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
| Занятие №3-4. Практика Поделка «Солнышко» | Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами. | Познавательное развитие: дать представления о значении солнца как источника света и тепла в жизни всего живого. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Поделки, выполненные своими руками |
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
3. Энциклопедия «365 научных экспериментов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по дополнительной общеразвивающей программе «Математическая планета «Всезнайки»
Цель :Всестороннее интеллектуальное и логическое развитие детей в процессе овладения элементарными математическими представлениями; сознание условий для развития познавательного потенциала ребенка и м...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
. Пояснительная записка.Направленность программы: естественнонаучная.Актуальность:В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического стан...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Всезнайка» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотива...
Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайки»
пнитеьная бщебразватеьная прграмма Всезнайки...
Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайки»
пнитеьная бщебразватеьная прграмма Всезнайки...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всезнайка"
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование спо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всезнайка"
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании. Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который да...