Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Всезнайка"
материал (средняя группа)
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании. Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_2020-2021g.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Усть-Пыжинский филиал «Чебурашка» детский сад «Берёзка» села Иогач
ПРИНЯТА На заседании педагогического совета протокол № _____ от «___»_______ 2020____г. | УТВЕРЖДАЮ: заведующая МДОУ д/с «Берёзка» с.Иогач _______/Н.Ю.Кащеева/ Приказ № _____ от «___» ____2020___г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа для детей 4-5 лет
«Всезнайка»
На 2020-2021 уч.год
Срок реализации 1 год.
Составила воспитатель: Гридягина О.В.
Усть-Пыжа 2020г.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Направленность программы – социально-педагогическая, что обеспечивает дополнительную образовательную деятельность за рамками основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ д/с «Березка с. Иогач, Усть-Пыжинский филиал « Чебурашка» по познавательному развитию детей с 4х до 5х лет.
Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду. Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно правовой базы:
- Конституция РФ
- Федеральный закон « Об образовании в РФ № 273-Ф3от29.12.1012
- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования от 17.10.2013г.№1155
- СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по общеобразовательным дополнительным образовательным
программам дошкольного образования от 30.08.2013г.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании. Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Выбор программы обусловлен спросом со стороны родителей, стремящихся к разностороннему развитию своих детей. Заинтересовать родителей данным видом деятельности, показать значимость экспериментирования в развитии ребенка. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения, окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
1. Пополнение мини - лаборатории в группе
2. Анкетирование «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома»
Октябрь
Выставка совместного творчества из бумаги «Бумажная страна»
Ноябрь
Папка - передвижка «Роль семьи в развитии познавательной активности»
Декабрь
Фотовыставка «Волшебница вода»
Январь
Выставка изделий из соленого теста
Февраль
Выставка «Делаем необычные кораблики»
Март
Консультация на тему: «Детские вопросы -взрослые ответы».
Апрель
Развлечение «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Май
Отличительные особенности программы
Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи: Познавательные:
- Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Новизна программы
- Обучение детей проводится с четырех лет
- Единство образовательного и воспитательного процесса;
- Гуманизация дошкольного воспитания, т.е. ориентация педагога на
- личность ребенка;
Подобран и систематизирован материал, в соответствии с
выбранной темой;
- Разработан мониторинг определения уровня развития,
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
• О мире растений (способы выращивания из семян, условия роста).
• О человеке.
• О предметном мире.
Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Приёмы реализации рабочей программы:
Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу.
Приёмы активизации умственной активности:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- решение проблемных ситуаций.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Объем и срок реализации
Программа рассчитана на 1 год, октябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Возраст детей: 4-5 лет.
Режим занятий: 1 раз в неделю; во вторую половину дня, продолжительность – 20 минут. Всего предусмотрено программой проведение 29 занятий. Срок реализации программы – 8 месяцев
Форма проведения занятий - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей
будет проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май
Предполагаемые результаты:
- В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я - исследователь»;
- Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
- Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности;
- необходимые знания об объектах и их свойствах.
Условия набора и формирование групп:
Набор в группу производиться по письменному заявлению родителей и желанию ребенка.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся в соответствии с возрастными нормами, предусмотренными СанПин для детей 4-5 лет – по 20 минут.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Этапы реализации программы
1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы.
2. Отбор содержания, разработка перспективного плана.
3. Реализация содержания.
4. Рефлексия.
5. Презентация опыта работы.
Состав группы – постоянный.
Режим занятий. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Периодичность – один раз в неделю в четверг в 16.30.мин. Всего занятий в год 29.
Продолжительность занятий – 20 минут.
Перспективный тематический план экспериментальной деятельности
в средней группе.
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ: |
октябрь | ||
1 | «Волшебные стеклышки» | Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку. |
2 | «Удивительный песок. Песочные часы» | Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Познакомить с песочными часами. |
3 | «Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла |
4 | «Волшебный квадрат» | Познакомить детей с разными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. |
НОЯБРЬ | ||
1 | «Для чего человеку песок и глина» | Дать представление о том, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, игрушки, посуда) |
2 | «Почему все звучит» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета |
3 | «Мой веселый звонкий мяч» | Познакомить детей со свойствами резины (эластичность, плавучесть предметов, водонепроницаемость). Уточнить представления об использовании резины человеком |
4 | «Приключения Буратино» | Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде). |
ДЕКАБРЬ | ||
1 | «Каждому камешку свой домик» | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Показать, какую роль в жизни человека играют камни. |
2 | «Горы. Дымящиеся горы» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней; сформировать первоначальные представления о вулканах |
3 | «Можно ли менять форму камня и глины» | Побуждать сравнивать свойства глины и камня |
4 | «Путешествие капельки» | Познакомить с круговоротом воды в природе. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия |
ЯНВАРЬ | ||
1 | «Звенящая вода» | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемы звук. |
2 | «Впитывание воды» | Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают |
3 | «Твердая вода. Почему не тонет айсберг» | Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах |
ФЕВРАЛЬ | ||
1 | «Стекло. «Калейдоскоп» | Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества |
2 | «Мука. Колобок – румяный бок» | Дать представление о свойствах муки (сыпучест, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму). |
3 | «Соль. Тает, не тает»» | Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы). |
4 | «Дружба красок» | Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. |
МАРТ | ||
1 | «Ловись, рыбка, мала и велика» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. |
2 | «Прогулки невидимки» | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом. |
3 | «Растения» | Познакомить с различными способами размножения растений |
4 | «Условия, необходимые для роста растений» | Провести опыт по проращиванию в различных условиях: картофель, лук, горох. |
АПРЕЛЬ | ||
1 | «Свет повсюду» | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча) |
2 | «Свет и тень» | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы |
3 | «Что растворяется в воде?» | показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ |
4 | «Цветной песок» | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. |
МАЙ | ||
1 | «Угадай-ка» | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. |
2 | «Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. |
3 | «Пластмасса» | Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы. |
Раздел № 2 «Комплекс организационно - педагогических условий»
Календарный учебный график
Месяц | Количество Занятий в месяц | Продолжительность занятия | Объем учебной нагрузки в месяц |
Октябрь | 4 | 20 минут | 1 час 20 минут |
Ноябрь | 4 | 20 минут | 1 час 20 минут |
Декабрь | 4 | 20 минут | 1 час 20 минут |
Январь | 3 | 20 минут | 1 час 00 минут |
Февраль | 4 | 20 минут | 1 час 20 минут |
Март | 4 | 20 минут | 1 час 20 минут |
Апрель | 4 | 20 минут | 1 час 20 минут |
Май | 2 | 20 минут | 40 минут |
Всего в год: | 29 занятий | 9часов 40 минут | |
Методы и приемы
Занятия носят игровой характер. Обращается внимание на индивидуальные особенности детей. Используются игровые приемы обучения. В работе с детьми (4х-5х лет) используются наглядные методы.
Содержание обучения реализуется по частям. В первой части занятия педагог объясняет ребенку задание. Во второй части ребенок уже понимает показанное действие и результат. Идут совместные действия ребенка с педагогом. В третьей части ребенок действует почти самостоятельно. Пояснение педагога становится более развернутым. В четвертой части дети действуют самостоятельно. Педагог дает описание всему, что делает ребенок, побуждая к объяснению конечного результата. Если ребенок не усваивает материал, части занятия повторяются.
Формы работы:
Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Игровой метод (обыгрывание игрушки, дидактические игры, игровые упражнения, сюрпризный момент, игры-конкурсы).
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции, упражнения, моделирование, экспериментирование, рефлексия)
Наглядный (рассматривание иллюстраций, альбомов, схем, рисунков, плакатов, фотографий, просмотр презентаций).
Ситуационный метод (проблемная ситуация, игровая ситуация)
Структура занятий
Структурно занятие состоит из нескольких частей.
1. Вводная часть
2. Основная часть:
а) Создание проблемной ситуации
б) Педагог подводит ребенка к самостоятельному решению задачи.
3. Заключительная часть
индивидуализации обучения,
Раздел №3 Методические материалы:
Педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения,
-технология группового обучения,
-технология коллективного взаимообучения,
-технология программированного обучения,
-технология модульного обучения,
-технология дифференцированного обучения,
-технология развивающего обучения,
-технология проблемного обучения,
-технология игровой деятельности,
-технология коллективной творческой деятельности,
Методическая литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
3.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника Н.Е.Веракса, О.Р.ГалимоваМозайка-Синтез 2016
Раздел №4 Оценочные методические материалы
Диагностика программы «Всезнайка» для детей 4-5 лет
Диагностика проводится 2 раза в год, используются методы: наблюдение, беседа, анализ, оценка.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
№ | ФИ ребенка | Выделяет отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), умеет сравнивать и группировать их по этим признакам. | Имеет обобщенные представления о предметах и явлениях, устанавливает простейшие связи между ними. | Рассказывает о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объясняет целесообразность изготовления предмета из определенного материала | ИТОГ | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
Ознакомление с миром природы
№ | ФИ ребенка | Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку. Имеет представление о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка) | Умеет узнавать и называть 3–4 вида деревьев Знает некоторые фрукты, овощи, ягоды и грибы. | Называет времена года в правильной последовательности. Знает способы ухода за травянистыми растениями. Имеет представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание | ИТОГ | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
Условные обозначения:
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
- показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
- показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
- показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....