Система социализации в дошкольном отделении КОУ НШООВЗ
статья

Долгицкая Алла Борисовна

В статье представлена система социализации дошкольников с ОВЗ в условиях коррекционного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_sotsializatsii_kou_nshoovz_1.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Новые формы социализации дошкольников с нарушением слуха.

КОУ «Нижневартовская школа для

обучающихся с ограниченными

возможностями  здоровья №1»

Александрова А.А.

Долгицкая А.Б.

Пухова Н.Н.

Как хочу сказать Вам, люди: "Мы, такие же, как все!!!"

Просто ТАМ решили СВЫШЕ - "быть тебе, особенным!"

По другому будешь слышать, по другому говорить,

Но не смей грустить. Ты сможешь!!!

Будешь счастливо ты жить!

На пути своём ты встретишь, тех людей , кто будет рад

Научить тебя жить в мире, без препонов и преград.

Современная система образования существует в век существенных изменений. В ФГОС ДО взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. В пунктах 2.3 и 2.4 ФГОС ДО образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Воспитание и развитие детей всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы для нас возрастают в связи с тем, что воспитанники отделения имеют ограниченные возможности здоровья.  Педагоги и родители обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок с различными нозологиями, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Следовательно, ведущей идеей нашей системы воспитания и социализации детей является приобщение «особых» воспитанников к основам культуры и цивилизации, подготовка к активному участию в социальной жизни в роли полноправного гражданина современного общества.

Цель системы: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

 Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами:

  • Включать детей с ОВЗ в систему социальных отношений посредствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативную и социальную компетентность детей;
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • привлекать родителей на правах полноправных участников к воспитательно-образовательному процессу.

В основу построения системы работы по воспитанию и социализации дошкольников был положен основополагающий принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми. А также общепедагогические принципы: гуманистической направленности индивидуального и деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка, социально-психологической защищенности и принцип поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка.

Важным аспектом успешной социализации детей является создание условий:

  1. Современная развивающая предметно-пространственная среда.
  2. Программно-методическое обеспечение.
  3. Эффективное кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

В нашем детском саду создана рациональная среда, учитывающая личностные особенности, способности, уровень развития, интересы детей. Содержание среды каждой деятельности соответствует «зоне актуального развития» самого слабого и находится в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка. Это позволяет каждому воспитаннику включаться в активную познавательную, творческую, самостоятельную (игровую, двигательную, изобразительную, театральную) деятельность. Динамичность и функциональность предметов развивающей среды позволяют детям самостоятельно изменять среду с позиции своих интересов. В организации имеются: актовый и музыкальный залы оснащеные индукционной петлей, которая позволяет комфортно воспринимать музыку и речь окружающих; в учебных кабинетах - интерактивные доски с короткофокусными проекторами.  Для организации коррекционных занятий сурдопедагога, психолога и логопеда оборудованы специальные кабинеты. Для индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия учителя-дефектологи используют комплексные речевые тренажеры,которые наиболее эффективно помогают ребенку с нарушенным слухом овладевать устной речью, как необходимым условием успешной социализации. Для развития остаточного слуха обучающихся на индивидуальных занятиях имеются комплекты реабилитационных материалов Cochlear, методика оценки слухоречевого развития детей с нарушениями слуха, а также специальные мультимидийные программы. Для коррекции и исправления дефектов речи у детей дошкольного возраста логопеды применяют мультимедийный интерактивный развивающий комплекс  Логопедическая Шхуна». Для познавательного и речевого развития педагоги используют мультимедийные дидактические игры. Игровая технология при помощи датчика KINECT позволяет организовать подвижные занятия, в которых дети управляют интерфейсом с помощью движений тела, рук и ног. Интерактивная песочница дает возможность ребенку создавать различные ландшафты на песке и получать реалистичную картину природы, живого вулкана и живой воды.

Групповые помещения оформлены по принципу «говорящей стены». Главная идея: преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах крепятся магнитные полоски, кармашки, игры, и различные тематические картинки. «Говорящие стены» активно используют в своей работе все педагоги. Поэтому целью организации «говорящих стен» в группах и помещениях детского сада стало усвоение, закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных навыков.

На уровне дошкольного образования реализуется программа «Социокультурные истоки» Камкина Т.А, Кузьмина И.А. Программа для дошкольного образования входит в единый со школой учебно-методический комплекс. Гармоничный переход от дошкольного к начальному общему образованию обеспечивает Программа преемственности с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования, разработанная авторским коллективом школы.

Дошкольное отделение обеспечено высокоэффективными кадрами, которые во взаимодействии успешно решают задачи по воспитанию, обучению, развитию воспитанников. В тесном контакте с воспитателями работают сурдопедагоги, логопед, психолог, музыкальный руководитель, педагог образования по художественному творчеству, тьютор. Хорошие результаты дают бинарные занятия, как форма осуществления межпредметных связей. Педагоги стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Все это позволило достичь позитивного опыта в реализации системы по социализации дошкольников.

Существуют формы, методы и приемы, помогающие нам оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников: ритуалы и традиции, технология ТРИЗ, арттерапия, метод проектов, коллективные формы организации деятельности, всевозможные игры (сюжетно-ролевые, игры – эксперименты, игры – путешествия и др.), участие детей в праздниках, социальные акции («Накорми птиц», «Красная книга Югры», «Подарки ко дню пожилого человека», День Победы, профилактика COVID 19). Для закрепления, структурирования информации по определенной теме используем лэпбуки. Своеобразным маршрутом развития и копилкой личных достижений стала технология портфолио старших дошкольников. Каждый год дети успешно участвуют в конкурсах городского и федерального уровня.

Познать мир целостно во всем его многообразии, помочь дошкольнику стать активным гражданином современного общества, помогает  привлечение к процессу воспитания дополнительных образовательных  ресурсов, имеющих соответствующие резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства. Данное взаимодействие предполагает распределение совместной коллективной деятельности различных социальных групп, которое приводит к хорошим результатам. Успешное взаимодействие с социальными субъектами и учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта позволяют  успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании и социализации детей  дошкольного возраста.

Познакомить детей с многообразным миром художественной литературы нам помогают сотрудники детской библиотеки №2 "Журавушка" и библиотеки №14. Экскурсоводы музея "Истории русского быта" знакомят детей с самобытной культурой русского народа. Партнерами по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни стали тренеры спортивного комплекса «Триумф". Закладывать основы экологического воспитания  помогают разнообразные акции Общества защиты животных "Чиж".

Условия и истоки успешной социализации личности кроются в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника.  В нашей работе мы стремимся сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса. Для них действует «Университет для родителей», мы проводим тренинги, мастер-классы, привлекаем к участию в праздниках и акциях. Стали уже традиционными творческие выставки родителей, на которых экскурсоводом выступают их дети.

Следовательно, среда ДОУ, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты  успешной социализации дошкольника. Наша работа прослеживается и в перспективе развития ребенка. Каждый год есть выпускники детского сада, которые переходят в массовые школы. Многие выпускники школы результативно участвуют в спортивных соревнованиях федерального и мирового уровня. Есть среди наших выпускников и медики, и педагоги, и дизайнеры, и мастера краснодеревщики высокого уровня. Семена уверенности, терпения, усердия, заложенные нами в дошкольном возрасте прорастают и приносят оценимые плоды в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система здоровьезбережения дошкольного отделения ГБОУ № 620 "РОСТОК"

Данная работа поможет специалистам  службы сопровождения дошкольной образовательной организации  правильно построить  здоровьезберегающую деятельность...

Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...

Воспитание любви к Родине через фольклорные праздники. Авторы: Гермогенова Елена Валерьевна (руководитель Дошкольного отделения Гимназии №56); Ильина Татьяна Владимировна (музыкальный руководитель Дошкольного отделения Гимназии №56)

Нравственно – патриотическое воспитание – это одна из основных задач любого образовательного учреждения. Дошкольное образование – это первая ступень воспитательно – образовательного процесса и бесспор...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Проект по преемственности дошкольного отделения и музыкального отделения школы искусств "Музыкальные кирпичики"

Эти материалы пригодятся как преподавателям музыкальных отделений школ искусств, так и музыкальным руководителям в рамках преемственности....