Система здоровьезбережения дошкольного отделения ГБОУ № 620 "РОСТОК"
учебно-методический материал на тему

Самойлова Ольга Юрьевна

Данная работа поможет специалистам  службы сопровождения дошкольной образовательной организации  правильно построить  здоровьезберегающую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx103.51 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы ГБОУ №620 «РОСТОК»

Отдел учебно-методической работы РЦОКОиИТ

Описание: логотипРЦОКОиИТ

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования центр повышения квалификации

специалистов Санкт-Петербурга

 «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

К защите допустить

Руководитель отдела УМР

/ _______________/ Лазыкина Т.В.

«___» «__________» 2012

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

по учебной программе

«Информационные технологии для административных работников ДОУ»

на тему:

«Система здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила: Самойлова О.Ю.

Слушатель группы: 11.37.22

Должность: заместитель директора по УВР

Руководитель:

Старший методист РЦОКОиИТ

Ильин В.Е.

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Система здоровьесберегающей деятельности в дошкольном отделении  ГБОУ № 620 «РОСТОК»        

Комплексная медико – психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей        

Лечебно – оздоровительная работа        

Физкультурно – развивающая работа        

Психолого – педагогическая деятельность        

Здоровьесбережение        

Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду        

Система здоровьесберегающей деятельности в дошкольном отделении  ГБОУ № 620 «РОСТОК»

Одной из приоритетных задач реализации модели устойчивого развития дошкольного образования вСанкт – Петербурге остаётся проблема здоровья детей. Состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается и характеризуется следующими основными показателями:

Таблица 1

Соотношение групп здоровья дошкольников ГБОУ № 620 «РОСТОК» с общегородскими показателями

Санкт – Петербург

ГБОУ № 620

(дошкольное отделение)

Группы здоровья

(%)

(%)

Человек (чел)

1 группа здоровья

11,9

0

0

2 группа здоровья

69,8

88,8

38

3 группа здоровья

20, 3

11,2

5

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. Не смотря на ряд научных определений здоровья, достаточно глубоко раскрывающих суть этого понятия, в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения наиболее популярным является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов», поскольку в нём в комплексе выделены все компоненты здоровья.

Постепенное решение проблемы по материалам Стратегии развития системы образования Санкт – Петербурга 2011 - 2020 «Петербургская школа» возможно через:

а) внедрение простых диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные (в малых группах) образовательные программы для дошкольников;

б) поддержку инвестиционных проектов, учитывающих строительство детских садов с бассейнами;

в) работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни семьи.

Наш коллектив единомышленников ведёт постоянный поиск новых и совершенствование традиционных форм, средств и методов оздоровления дошкольников. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день заключается в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй детский сад обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

На данный момент каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора программ и научно – методического обеспечения. Нам свободный выбор позволил уйти от единообразия и ориентироваться на конкретные условия нашего дошкольного учреждения, что обуславливает создание целостной системы здоровьесбережения. Данная система может быть представлена в виде следующих разделов:

  1. Комплексная медико – психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностику по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников различными специалистами.
  2. Лечебно – оздоровительная работа включает в себя оздоровление и закаливание через комплекс мероприятий.
  3. Физкультурно – развивающая работа с комплексом мероприятийи другими специально организованными видами деятельности.
  4. Психолого – педагогическая деятельность и организация психологической поддержки детям для создания благоприятного эмоционально – психологического климата.
  5. Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.
  6. Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.

Комплексная медико – психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей

Комплексная медико психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей является базовым компонентом в системе здоровьесбережения детского сада. Важными концептуальными положениями в этом направлении являются:

  • Комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребёнка (Ю.Ф.Змановский);
  • организация физкультурно – оздоровительной работы с преобладанием циклических беговых упражнений и их комбинаций (Ю.Ф.Змановский);
  • содержание, формы развивающей двигательно – игровой деятельности и принципы оздоровительной работы (В.Т.Кудрявцев);
  • рациональное сочетание различных видов занятий (М.А.Рунова);
  • индивидуально – дифференцированный принцип организации двигательной активности (В.Г.Алямовская).

Воспитательно – образовательный процесс в дошкольном учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в совместной деятельности новых форм и методов работы с детьми в рамках единого  оздоровительно – развивающего пространства.

Содержание этой работы включает в себя:

  • Мониторинг состояния развития;
  • определение уровня здоровья;
  • наблюдение за формированием систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.

Лечебно – оздоровительная работа

Данная работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно – оздоровительных мероприятий. Основная цель которых – предупреждение и снижение острой хронической заболеваемости детей.

Наш детский сад работает в этом направлении, опираясь на парциальную оздоровительную программу авторского коллектива под руководством Коваленко В.С. «К здоровой семье через детский сад »

Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно и в комплексе, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей – специалистов и активно сотрудничать с родителями.

Таблица 2

Раздел работы

Формы работы

Оздоровительное и лечебно - профилактическое сопровождениеПо Коваленко В.С.

Закаливание естественными физическими факторами

  • Режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физкультуре, во время прогулок
  • Режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна;
  • Применение конвекторной  очистки воздуха и фитоаэронизации в помещениях групп, физкультурном зале, кабинетах;
  • Местные и общие воздушные ванны;
  • Свето – воздушные и солнечные ванны в весенне – летний сезон. Полоскание полости ратаи горла водой комнатной температуры;
  • Стоматологическая профилактика;
  • Закапывание в нос и рот масел календулы и туи;
  • Ходьба в воде по щиколотку;
  • Неспецифические дыхательные комплексы;
  • Лечебная физкультура
  • Массаж общий оздоровительный и по видам патологии;
  • Физиотерапевтические процедуры: ультрафиолетовое облучение, ингаляции;
  • Фитоаэронотерапия;
  • Фитотерапия;
  • Комплекс адаптогенов для профилактики дезадаптационного синдрома;
  • Комплекс неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа;
  • Витаминопрофилактический комплекс;
  • Профилактика обострений хронической патологии;
  • Гомеопатический экологический защитный комплекс.

Диспансеризация

  • 2 раза в год профилактические осмотры детей;
  • постоянно действующие учебные семинары для родителей «Школа для родителей»

Структурный анализ оздоровительной программы под редакцией

Коваленко В.С. «К здоровой семье через детский сад»

Данная программа удобна тем, что помогает дошкольному образовательному учреждению выбрать любые методы и средства реализации  оздоровительной программы из всех рекомендованных к применению в ДОУ. Приводим полный перечень всех методов и средств реализации, используемых в нашем детском саду. Все методы и средства классифицированы по 9 разделам.

Таблица 3

Стандартные профилактические мероприятия

Индивидуальные профилактические мероприятия

  1. Диета
  1. Стандартная диета,соответствующая нормативным требованиям;
  2. А) обогащённая фруктами;

Б) овощами;

В) зеленью;

Г) соевыми продуктами;

Д) зерновым хлебом;

Е) минеральной водой

  1. С повышенным содержанием животного белка
  2. С вегетарианскими днями
  3. Пищевые добавки:

А) отруби;

Б) пророщенная пшеница;

В) амарант;

Г) гидролизат мидий

6. Индивидуальный подбор диет (гидролитических при заболеваниях ЖКТ и др.)

  1. Закаливание
  1. А) воздушное;

Б) сон на воздухе;

В) сухое обтирание

8.Водное: А) с массажем стоп – водная (солевая) дорожка;

Б) контрастное; В) обширное умывание; Г) бассейн

9. Босохождение в помещении

10. Босохождение по земле

11. Индивидуальная программа закаливания

  1. Физкультура

12. Тренирующие общеразвивающие  занятия: А) в зале; Б) в группе; В) на улице

13. Тренирующие спортивные занятия: А) баскетбол; Б) плавание и т.п.

14. Регулирующая гимнастика:

А) адаптационная; Б) другие оздоровительные регулирующие комплексы

15. Целенаправленные гимнастические комплексы:

А) ортопедические; Б) «кишечная» гимнастика; В) остеопатическая;

Г) ритмическая; Д) стрейчинг;

Е) дыхательная; Ж) глазная;

З) батут; И) фит – бол;

К) тренажёры; Л) театр физ. воспитания и др. стандартно подобранные для всей группы комплексы

16. А) Лечебная физкультура по индивидуальным показаниям; Б) Лечебная физкультура с применением компьютерного мониторинга

  1. Стоматологическая профилактика

17. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание рта)

18. Массаж дёсен

19. А) Санация зубов; Б) назначение лекарственных препаратов кальция и фтора и т.д.

  1. Обеспечение экологической безопасности

20. Гигиенические мероприятия по обеспечению безопасной среды:

А) фильтры – очистители для воды; Б) режим пребывания на солнце и др.

21. Выведение токсинов и тяжёлых металлов из организма - включение в пищу: А) яблочного пектина;

 Б) запаренного яблока; В) морских водорослей; Г) отрубей;

Д) энтреросорбентов

22. Защита организма от повреждения экологическими токсинами и повышенной солнечной радиацией (экологический гомеопатический комплекс)

  1. Повышение неспецифической резистентности организма

23. Фитотерапия: А) фиточаи;

Б) кислородные коктейли; В) соки

24. Гомеопатия: профилактические гомеопатические средства («Кальгид», «Авенатаф» и др.)

25. Медикаментозные средства (поливитамины и др.)

26. Адаптогены

27. Профилактика ЛОР заболеваний: полоскание полости рта и носоглотки: А) физиологическим раствором соли; Б) отварами трав, зелёным чаем и т.п.; В) закапывание в нос масляного раствора календулы, туи; Г) чесночно – масляные капли

28. Физио и рефлексотерапия:

А) УФО; Б)массажная дорожка, аппликатор  Кузнецова; В) «сухой бассейн»; Г) оздоровительный массаж; Д) ионизация воздуха (люстра Чижевского);

Е) аэрозольтерапия (ингаляция, подушечки с травами);

Ж) дыхательный вибратор «Инга»

29. Нормализация функций нейтральной нервной системы: А)соблюдение режима дня;

 Б) музыкотерапия

30. Соблюдение санитарно – гигиенических условий:

А) температура;

Б) освещённость; В) влажность;

Г) изоляция больных детей

31. Индивидуальная фитотерапия

32.А) медикаментозная терапия/реабилитация больных  с определёнными  формами патологии;

 Б) иммунокоррекция (тимоген, интерферон); В) биопрепараты (лактобактерин, «Наринэ»;

Г) медикаментозная ЛОР – профилактика (иодинол в нос и полоскание)

33. Индивидуальная физиотерапия после перенесённого острого заболевания, реабилитация при хронических заболеваниях и рефлексотерапия:

А) лазеротерапия; Б) точечный массаж;

В) иглотерапия; Г) гирудотерапия;

Д) электровибромассаж стоп и спины;

Е) аппаратный массаж

34. Лечебный массаж

35. А) остеопатия; Б) мануальная терапия

36. А) бальнеотерапия (лечебная грязь, фитованна, шунгитовая ванна, фитоаппликация; Б) сауна; В) подводный душ – массаж (гидромассаж);

 Г) галокамера)

37. Нормализация функций ЦНС: индивидуальные гибкие режимы дня;

А) цветотерапия; Б) аромотерапия;

В) психотерапия, релаксация; Г) занятия с логопедом; Д) кабинет  БОС 38.Гомеопатия: А)констуциональная гомеопатия; Б) лечебная гомеопатическая коррекция патологических состояний;

В) медикаментозное тестирование по

Р. Фоллю

  1. Вакцинация и вакцинопрофилактика

39. Вакцинация, специфическая профилактика, введение сывороток и т.п.

  1. Нормализация психологического климата

40. Духовное и нравственное просвещение: А) сказко – терапия; Б) цветотерапия; В) музыкотерапия (гармоничная музыка – классика, фольклор, звуки природы); Г) курс музейной педагогики, изучение истории и культуры народов;

Д) оздоровление через праздники

( культурная программа, способствующая нормализации психологического микроклимата;   Е) создание адекватной гармоничной развивающей среды для детей; Ж) позитивная педагогика с личностно – ориентированным стилем взаимодействия педагогов с родителями

41. Психологическая коррекция (педагог – психолог)

  1. Консультирование ребёнка, родителей, персонала

42. Консультирование родителей по внедрению полученных  ребёнком навыков здорового образа жизни:  А) родительские собрания;

 Б) оздоровление родителей («Мама, папа и я – спортивная семья», спортивные занятия с родителями)

43. Занятия с детьми по валеологии

44. А) обучение; Б) оздоровление персонала

45. Индивидуальные консультации ребёнка и родителей по особенностям оздоровления ребёнка и семьи.

46. Индивидуальные беседы с детьми.

47. Индивидуальные консультации педагогов и специалистов детского сада.

Физкультурно – развивающая работа

Только при систематическом и научно обоснованном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития. Физкультурно – оздоровительная работа с дошкольниками осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяется личностно – ориентированный и развивающий подход. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно – оздоровительной работы предполагают учёт функционального состояния здоровья каждого ребёнка и уровня его подготовленности. Строятся на содержании, предусмотренном программой под редакцией ВераксыН.Е.«От рождения до школы» и программой под редакцией Коваленко В.С. «К здоровой семье через детский сад». Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого – педагогичскихусловий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Оптимальные условия для развития физической культуры, создаваемое в детском саду, решают комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Содержание базируется на принципах развивающей педагогики оздоровления В.Т.Кудрявцева.

Таблица 4

Раздел работы

Формы работы

Разнообразные формы организации режима двигательной активности  ребёнкаПо Коваленко В.С.

Регламентированная деятельность

  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультминутки;
  • Динамические переменки;
  • Физкультурные занятия, в том числе и занятия с использованием футбольного мяча;
  • Остеопатическая и адаптационная гимнастика после сна

Частично регламентированная деятельность

  • Спортивные праздники;
  • Спортивные игры;
  • Подвижные игры на воздухе и в помещении;
  • Спортивные досуги;
  • Дни здоровья;
  • Ритмопластика и традиционная пластика и народные игры на прогулках;
  • Подгрупповые и индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки и учётом исходного уровня здоровья и возможностей ребёнка.

Нерегламентированная деятельность

  • Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Психолого – педагогическая деятельность

Как известно, физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем. То в дошкольном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются данные цели и задачи.

Цели:

  1. охрана психического здоровья;
  2. создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребёнка.

Задачи:

  1. Создание безопасного психологического пространства. Развитие чувства уверенности и психологического комфорта;
  2. Формирование оптимального статуса каждого конкретного ребёнка в коллективе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;
  3. Создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

Таблица 5

Раздел работы

Формы работы

Психологическое сопровождение развития

По Коваленко В.С.

  • Создание психологически комфортного климата в ДОУ;
  • Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности;
  • Личностно – ориентированный стиль взаимодействия педагогов и специалистов с детьми;
  •  Организация комплексных занятий по музейной педагогике с психологическими упражнениями;
  •  Оздоровление через традиционные праздники;
  • Диагностика совместно с родителями и коррекция развития (в том числе консультации для родителей)

Здоровьесбережение

Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающейдоминанты:

  • Терапевтические мероприятия (стабилизируют здоровье детей, снижает уровень невротизации, создаёт гармонию разума и чувств ребёнка, повышает выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде);
  • Использование бинарных, полинарныхзанятий (в результате, которых дети чувствуют себя комфортно, что позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности и уверенность в себе и в своих возможностях);
  • Личностно – ориентированное образование (снижается закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива);
  • Интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения  и игровую деятельность).

        Таблица 6

Годовой план компенсирующей направленности(по Коваленко В.С.)

месяц

мероприятия

Сентябрь

Сбор и анализ информации о перенесённых заболеваниях, выкопировка данных из медицинской документации, составление групп диспансерного наблюдения, первичное консультирование диспансерной группы

Октябрь

Профилактика сезонных обострений заболеваний, преморбитная диагностика физического развития ребёнка

Ноябрь

Коррекция и компенсация речевых нарушений в старшей и подготовительной группах, профилактика сезонных обострений заболеваний, фитопрофилактикагастропатологии. Наблюдение за группой аллергопатологии, коррекция и компенсация.

Декабрь

Профилактика сезонных обострений заболеваний, контроль диспансерной группы. Фитопрофилактика патологии верхних дыхательных путей, коррекция резидуальных остаточных проявлений ОРВИ.

Январь

Профилактика сезонных обострений заболеваний, контроль диспансерной группы. Наблюдение за группой аллергопатологии, коррекция и компенсация.

Февраль

Профилактика сезонных обострений заболеваний, контроль диспансерной группы.

Март

Профилактика сезонных обострений заболеваний, контроль диспансерной группы. Фитопрофилактика патологии верхних дыхательных путей, коррекция резидуальных остаточных проявлений ОРВИ.

Апрель

Контроль диспансерной группы, осмотры, анализ заболеваемости и обострений за год, мониторинг эффективности оздоровительной работы – повторная преморбитная диагностика функциональных резервов организма.

Май

Разработка оздоровительного маршрута для детей диспансерной группы на летний период. Подведение итогов оздоровительной работы за год.

Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Предметно – пространственное обеспечение

Решение проблем здоровья детей способствует и создание пространственной среды для бесконечного проявления ребёнком своих возрастающих возможностей. Материально – техническая база детского сада включает следующие пространства: специально оборудованный музыкально – физкультурный зал, медицинский блок, оформленные в соответствии с гигиеническими требованиями логопедический кабинет, кабинет психолога, групповые комнаты.

Нормативно – правовое и нормативно – методическое обеспечение

Первоосновой системы научно – методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно – правовая база. Она включает законодательство , российские государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции.

Научно – методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности являются программы по следующим направлениям:

  • Охрана и укрепление здоровья дошкольников;
  • Физкультурно – развивающая работа;
  • Психологическое сопровождение.

Кадровое обеспечение

Охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направлений работы детского сада. В систему оздоровительной работы , как непременное условие входит внимательное отношение всех сотрудников  к детям, к их здоровью. Для наиболее эффективной организации оздоровительных мероприятий в должностную инструкцию педагогов и специалистов детского сада включены в должностные обязанности оздоровительной направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ " Школа № 281"

Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми ДО, имеющими речевые нарушения. Положение разработано в соответствии с нормативными и правовыми актами и ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в дошкольных отделениях ГБОУ Школа №777 г. Москвы

В данной статье изложен опыт работы дошкольных отделений ГБОУ Школа №777 г. Москвы по организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и принципов ...

Представление опыта работы за 2016 – 2017 уч.год на педагогическом совете 31.05.2017 дошкольного отделения ГБОУ «Школа» № 2051 Тема: "Организация патриотического воспитания дошкольников в детском саду в группе №12 "Следопыты"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины....Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке...

Фестиваль танцев среди воспитанников дошкольных отделений ГБОУ Школа №777 Тема: «Дружат дети всей планеты»

В статье представлен материал, который поможет организовать и провести фестиваль танцев среди дошкольников:1. Положение о проведении танцевального конкурса среди воспитанников дошкольных отделений ГБО...