Система здоровьезбережения дошкольного отделения ГБОУ № 620 "РОСТОК"
учебно-методический материал на тему
Данная работа поможет специалистам службы сопровождения дошкольной образовательной организации правильно построить здоровьезберегающую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.docx | 103.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы ГБОУ №620 «РОСТОК»
Отдел учебно-методической работы РЦОКОиИТ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования центр повышения квалификации
специалистов Санкт-Петербурга
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
К защите допустить
Руководитель отдела УМР
/ _______________/ Лазыкина Т.В.
«___» «__________» 2012
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
по учебной программе
«Информационные технологии для административных работников ДОУ»
на тему:
«Система здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
Выполнила: Самойлова О.Ю. Слушатель группы: 11.37.22 Должность: заместитель директора по УВР Руководитель: Старший методист РЦОКОиИТ Ильин В.Е. |
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Система здоровьесберегающей деятельности в дошкольном отделении ГБОУ № 620 «РОСТОК»
Комплексная медико – психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей
Лечебно – оздоровительная работа
Физкультурно – развивающая работа
Психолого – педагогическая деятельность
Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду
Система здоровьесберегающей деятельности в дошкольном отделении ГБОУ № 620 «РОСТОК»
Одной из приоритетных задач реализации модели устойчивого развития дошкольного образования вСанкт – Петербурге остаётся проблема здоровья детей. Состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается и характеризуется следующими основными показателями:
Таблица 1
Соотношение групп здоровья дошкольников ГБОУ № 620 «РОСТОК» с общегородскими показателями
Санкт – Петербург | ГБОУ № 620 (дошкольное отделение) | ||
Группы здоровья | (%) | (%) | Человек (чел) |
1 группа здоровья | 11,9 | 0 | 0 |
2 группа здоровья | 69,8 | 88,8 | 38 |
3 группа здоровья | 20, 3 | 11,2 | 5 |
В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. Не смотря на ряд научных определений здоровья, достаточно глубоко раскрывающих суть этого понятия, в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения наиболее популярным является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов», поскольку в нём в комплексе выделены все компоненты здоровья.
Постепенное решение проблемы по материалам Стратегии развития системы образования Санкт – Петербурга 2011 - 2020 «Петербургская школа» возможно через:
а) внедрение простых диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные (в малых группах) образовательные программы для дошкольников;
б) поддержку инвестиционных проектов, учитывающих строительство детских садов с бассейнами;
в) работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни семьи.
Наш коллектив единомышленников ведёт постоянный поиск новых и совершенствование традиционных форм, средств и методов оздоровления дошкольников. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день заключается в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй детский сад обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
На данный момент каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора программ и научно – методического обеспечения. Нам свободный выбор позволил уйти от единообразия и ориентироваться на конкретные условия нашего дошкольного учреждения, что обуславливает создание целостной системы здоровьесбережения. Данная система может быть представлена в виде следующих разделов:
- Комплексная медико – психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностику по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников различными специалистами.
- Лечебно – оздоровительная работа включает в себя оздоровление и закаливание через комплекс мероприятий.
- Физкультурно – развивающая работа с комплексом мероприятийи другими специально организованными видами деятельности.
- Психолого – педагогическая деятельность и организация психологической поддержки детям для создания благоприятного эмоционально – психологического климата.
- Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.
- Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении.
Комплексная медико – психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей
Комплексная медико психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей является базовым компонентом в системе здоровьесбережения детского сада. Важными концептуальными положениями в этом направлении являются:
- Комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребёнка (Ю.Ф.Змановский);
- организация физкультурно – оздоровительной работы с преобладанием циклических беговых упражнений и их комбинаций (Ю.Ф.Змановский);
- содержание, формы развивающей двигательно – игровой деятельности и принципы оздоровительной работы (В.Т.Кудрявцев);
- рациональное сочетание различных видов занятий (М.А.Рунова);
- индивидуально – дифференцированный принцип организации двигательной активности (В.Г.Алямовская).
Воспитательно – образовательный процесс в дошкольном учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в совместной деятельности новых форм и методов работы с детьми в рамках единого оздоровительно – развивающего пространства.
Содержание этой работы включает в себя:
- Мониторинг состояния развития;
- определение уровня здоровья;
- наблюдение за формированием систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.
Лечебно – оздоровительная работа
Данная работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно – оздоровительных мероприятий. Основная цель которых – предупреждение и снижение острой хронической заболеваемости детей.
Наш детский сад работает в этом направлении, опираясь на парциальную оздоровительную программу авторского коллектива под руководством Коваленко В.С. «К здоровой семье через детский сад »
Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно и в комплексе, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей – специалистов и активно сотрудничать с родителями.
Таблица 2
Раздел работы | Формы работы |
Оздоровительное и лечебно - профилактическое сопровождениеПо Коваленко В.С. | Закаливание естественными физическими факторами
Диспансеризация
|
Структурный анализ оздоровительной программы под редакцией
Коваленко В.С. «К здоровой семье через детский сад»
Данная программа удобна тем, что помогает дошкольному образовательному учреждению выбрать любые методы и средства реализации оздоровительной программы из всех рекомендованных к применению в ДОУ. Приводим полный перечень всех методов и средств реализации, используемых в нашем детском саду. Все методы и средства классифицированы по 9 разделам.
Таблица 3
Стандартные профилактические мероприятия | Индивидуальные профилактические мероприятия |
| |
Б) овощами; В) зеленью; Г) соевыми продуктами; Д) зерновым хлебом; Е) минеральной водой
А) отруби; Б) пророщенная пшеница; В) амарант; Г) гидролизат мидий | 6. Индивидуальный подбор диет (гидролитических при заболеваниях ЖКТ и др.) |
| |
Б) сон на воздухе; В) сухое обтирание 8.Водное: А) с массажем стоп – водная (солевая) дорожка; Б) контрастное; В) обширное умывание; Г) бассейн 9. Босохождение в помещении 10. Босохождение по земле | 11. Индивидуальная программа закаливания |
| |
12. Тренирующие общеразвивающие занятия: А) в зале; Б) в группе; В) на улице 13. Тренирующие спортивные занятия: А) баскетбол; Б) плавание и т.п. 14. Регулирующая гимнастика: А) адаптационная; Б) другие оздоровительные регулирующие комплексы 15. Целенаправленные гимнастические комплексы: А) ортопедические; Б) «кишечная» гимнастика; В) остеопатическая; Г) ритмическая; Д) стрейчинг; Е) дыхательная; Ж) глазная; З) батут; И) фит – бол; К) тренажёры; Л) театр физ. воспитания и др. стандартно подобранные для всей группы комплексы | 16. А) Лечебная физкультура по индивидуальным показаниям; Б) Лечебная физкультура с применением компьютерного мониторинга |
| |
17. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание рта) 18. Массаж дёсен | 19. А) Санация зубов; Б) назначение лекарственных препаратов кальция и фтора и т.д. |
| |
20. Гигиенические мероприятия по обеспечению безопасной среды: А) фильтры – очистители для воды; Б) режим пребывания на солнце и др. 21. Выведение токсинов и тяжёлых металлов из организма - включение в пищу: А) яблочного пектина; Б) запаренного яблока; В) морских водорослей; Г) отрубей; Д) энтреросорбентов 22. Защита организма от повреждения экологическими токсинами и повышенной солнечной радиацией (экологический гомеопатический комплекс) | |
| |
23. Фитотерапия: А) фиточаи; Б) кислородные коктейли; В) соки 24. Гомеопатия: профилактические гомеопатические средства («Кальгид», «Авенатаф» и др.) 25. Медикаментозные средства (поливитамины и др.) 26. Адаптогены 27. Профилактика ЛОР заболеваний: полоскание полости рта и носоглотки: А) физиологическим раствором соли; Б) отварами трав, зелёным чаем и т.п.; В) закапывание в нос масляного раствора календулы, туи; Г) чесночно – масляные капли 28. Физио и рефлексотерапия: А) УФО; Б)массажная дорожка, аппликатор Кузнецова; В) «сухой бассейн»; Г) оздоровительный массаж; Д) ионизация воздуха (люстра Чижевского); Е) аэрозольтерапия (ингаляция, подушечки с травами); Ж) дыхательный вибратор «Инга» 29. Нормализация функций нейтральной нервной системы: А)соблюдение режима дня; Б) музыкотерапия 30. Соблюдение санитарно – гигиенических условий: А) температура; Б) освещённость; В) влажность; Г) изоляция больных детей | 31. Индивидуальная фитотерапия 32.А) медикаментозная терапия/реабилитация больных с определёнными формами патологии; Б) иммунокоррекция (тимоген, интерферон); В) биопрепараты (лактобактерин, «Наринэ»; Г) медикаментозная ЛОР – профилактика (иодинол в нос и полоскание) 33. Индивидуальная физиотерапия после перенесённого острого заболевания, реабилитация при хронических заболеваниях и рефлексотерапия: А) лазеротерапия; Б) точечный массаж; В) иглотерапия; Г) гирудотерапия; Д) электровибромассаж стоп и спины; Е) аппаратный массаж 34. Лечебный массаж 35. А) остеопатия; Б) мануальная терапия 36. А) бальнеотерапия (лечебная грязь, фитованна, шунгитовая ванна, фитоаппликация; Б) сауна; В) подводный душ – массаж (гидромассаж); Г) галокамера) 37. Нормализация функций ЦНС: индивидуальные гибкие режимы дня; А) цветотерапия; Б) аромотерапия; В) психотерапия, релаксация; Г) занятия с логопедом; Д) кабинет БОС 38.Гомеопатия: А)констуциональная гомеопатия; Б) лечебная гомеопатическая коррекция патологических состояний; В) медикаментозное тестирование по Р. Фоллю |
| |
39. Вакцинация, специфическая профилактика, введение сывороток и т.п. | |
| |
40. Духовное и нравственное просвещение: А) сказко – терапия; Б) цветотерапия; В) музыкотерапия (гармоничная музыка – классика, фольклор, звуки природы); Г) курс музейной педагогики, изучение истории и культуры народов; Д) оздоровление через праздники ( культурная программа, способствующая нормализации психологического микроклимата; Е) создание адекватной гармоничной развивающей среды для детей; Ж) позитивная педагогика с личностно – ориентированным стилем взаимодействия педагогов с родителями | 41. Психологическая коррекция (педагог – психолог) |
| |
42. Консультирование родителей по внедрению полученных ребёнком навыков здорового образа жизни: А) родительские собрания; Б) оздоровление родителей («Мама, папа и я – спортивная семья», спортивные занятия с родителями) 43. Занятия с детьми по валеологии 44. А) обучение; Б) оздоровление персонала | 45. Индивидуальные консультации ребёнка и родителей по особенностям оздоровления ребёнка и семьи. 46. Индивидуальные беседы с детьми. 47. Индивидуальные консультации педагогов и специалистов детского сада. |
Физкультурно – развивающая работа
Только при систематическом и научно обоснованном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития. Физкультурно – оздоровительная работа с дошкольниками осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяется личностно – ориентированный и развивающий подход. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно – оздоровительной работы предполагают учёт функционального состояния здоровья каждого ребёнка и уровня его подготовленности. Строятся на содержании, предусмотренном программой под редакцией ВераксыН.Е.«От рождения до школы» и программой под редакцией Коваленко В.С. «К здоровой семье через детский сад». Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого – педагогичскихусловий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Оптимальные условия для развития физической культуры, создаваемое в детском саду, решают комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Содержание базируется на принципах развивающей педагогики оздоровления В.Т.Кудрявцева.
Таблица 4
Раздел работы | Формы работы |
Разнообразные формы организации режима двигательной активности ребёнкаПо Коваленко В.С. | Регламентированная деятельность
Частично регламентированная деятельность
Нерегламентированная деятельность
|
Психолого – педагогическая деятельность
Как известно, физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем. То в дошкольном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются данные цели и задачи.
Цели:
- охрана психического здоровья;
- создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребёнка.
Задачи:
- Создание безопасного психологического пространства. Развитие чувства уверенности и психологического комфорта;
- Формирование оптимального статуса каждого конкретного ребёнка в коллективе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;
- Создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.
Таблица 5
Раздел работы | Формы работы |
Психологическое сопровождение развития По Коваленко В.С. |
|
Здоровьесбережение
Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающейдоминанты:
- Терапевтические мероприятия (стабилизируют здоровье детей, снижает уровень невротизации, создаёт гармонию разума и чувств ребёнка, повышает выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде);
- Использование бинарных, полинарныхзанятий (в результате, которых дети чувствуют себя комфортно, что позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности и уверенность в себе и в своих возможностях);
- Личностно – ориентированное образование (снижается закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива);
- Интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игровую деятельность).
Таблица 6
Годовой план компенсирующей направленности(по Коваленко В.С.)
месяц | мероприятия |
Сентябрь | Сбор и анализ информации о перенесённых заболеваниях, выкопировка данных из медицинской документации, составление групп диспансерного наблюдения, первичное консультирование диспансерной группы |
Октябрь | Профилактика сезонных обострений заболеваний, преморбитная диагностика физического развития ребёнка |
Ноябрь | Коррекция и компенсация речевых нарушений в старшей и подготовительной группах, профилактика сезонных обострений заболеваний, фитопрофилактикагастропатологии. Наблюдение за группой аллергопатологии, коррекция и компенсация. |
Декабрь | Профилактика сезонных обострений заболеваний, контроль диспансерной группы. Фитопрофилактика патологии верхних дыхательных путей, коррекция резидуальных остаточных проявлений ОРВИ. |
Январь | Профилактика сезонных обострений заболеваний, контроль диспансерной группы. Наблюдение за группой аллергопатологии, коррекция и компенсация. |
Февраль | Профилактика сезонных обострений заболеваний, контроль диспансерной группы. |
Март | Профилактика сезонных обострений заболеваний, контроль диспансерной группы. Фитопрофилактика патологии верхних дыхательных путей, коррекция резидуальных остаточных проявлений ОРВИ. |
Апрель | Контроль диспансерной группы, осмотры, анализ заболеваемости и обострений за год, мониторинг эффективности оздоровительной работы – повторная преморбитная диагностика функциональных резервов организма. |
Май | Разработка оздоровительного маршрута для детей диспансерной группы на летний период. Подведение итогов оздоровительной работы за год. |
Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
Предметно – пространственное обеспечение
Решение проблем здоровья детей способствует и создание пространственной среды для бесконечного проявления ребёнком своих возрастающих возможностей. Материально – техническая база детского сада включает следующие пространства: специально оборудованный музыкально – физкультурный зал, медицинский блок, оформленные в соответствии с гигиеническими требованиями логопедический кабинет, кабинет психолога, групповые комнаты.
Нормативно – правовое и нормативно – методическое обеспечение
Первоосновой системы научно – методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно – правовая база. Она включает законодательство , российские государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции.
Научно – методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности являются программы по следующим направлениям:
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников;
- Физкультурно – развивающая работа;
- Психологическое сопровождение.
Кадровое обеспечение
Охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направлений работы детского сада. В систему оздоровительной работы , как непременное условие входит внимательное отношение всех сотрудников к детям, к их здоровью. Для наиболее эффективной организации оздоровительных мероприятий в должностную инструкцию педагогов и специалистов детского сада включены в должностные обязанности оздоровительной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ " Школа № 281"
Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми ДО, имеющими речевые нарушения. Положение разработано в соответствии с нормативными и правовыми актами и ...
Планирование зимних игр и забав старшая группа "Винни-пух" Дошкольное отделение ГБОУ гимназии № 1517
Планирование зимних забав старшая группа "Винни-пух"...
Научно-практическая конференция воспитателей дошкольных отделений ГБОУ школы №2055 "Психолого-педагогические основы развития и воспитания дошкольников в контексте перехода на ФГОС ДО"
Отчет о проведении конференции подготовлен Лукиной Е.В....
Рабочая программа «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ГБОУ ШКОЛЫ №657»
Программа для старших групп...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в дошкольных отделениях ГБОУ Школа №777 г. Москвы
В данной статье изложен опыт работы дошкольных отделений ГБОУ Школа №777 г. Москвы по организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и принципов ...
Представление опыта работы за 2016 – 2017 уч.год на педагогическом совете 31.05.2017 дошкольного отделения ГБОУ «Школа» № 2051 Тема: "Организация патриотического воспитания дошкольников в детском саду в группе №12 "Следопыты"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины....Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке...
Фестиваль танцев среди воспитанников дошкольных отделений ГБОУ Школа №777 Тема: «Дружат дети всей планеты»
В статье представлен материал, который поможет организовать и провести фестиваль танцев среди дошкольников:1. Положение о проведении танцевального конкурса среди воспитанников дошкольных отделений ГБО...