Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
статья по обж (подготовительная группа) на тему

Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…

Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две основные задачи:

 1) помочь детям прожить детство безопасно;

2) помнить, что дети – будущие взрослые, и от них будет зависеть безопасное детство следующих поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата»  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…

Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две основные задачи:

 1) помочь детям прожить детство безопасно;

2) помнить, что дети – будущие взрослые, и от них будет зависеть безопасное детство следующих поколений.

Для решения этих задач необходима кропотливая, постоянная работа. Противопожарная профилактика должна пронизывать все сферы дошкольной жизни, наполняя своим содержанием абсолютно все виды детской деятельности.

В нашем дошкольном  отделении наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический характер.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей я начала с выявления их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Обследование проводилось в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Были получены следующие результаты: высокий уровень не показал ни один ребенок, средний уровень показали 11детей, что составило 41% от общего числа детей, низкий уровень – 59% (16 детей) (контингент детей в основном дети -домашние).

Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и задачи работы по данному направлению.

Основная цель работы: обучение дошкольников мерам пожарной безопасности.

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  • сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и др.);
  • сформировать представления об опасных последствиях пожаров;
  • дать детям необходимый объем знаний по правилам пожарной безопасности;
  • учить адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
  • развивать ответственность за свои действия и поступки.

Применяю в своей работе разработанный мной и утвержденный педагогическим советом ДО проект по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности. Он включает в себя цели и задачи по обучению детей мерам пожарной безопасности, ожидаемые результаты, перечень основных мероприятий, методику работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного поведения, примерное планирование занятий по месяцам , план работы по ППБ, который включает работу с детьми, родителями, воспитателями. Проект подкреплен дидактическим учебным материалом, который помогает научить дошкольников предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель безопасного поведения в быту.

Одним из начальных этапов моей работы было создание условий для эффективного усвоения детьми основ пожарной безопасности. С этой целью подготовила необходимые дидактические игры, художественную литературу, наглядные пособия (плакаты, иллюстрации, альбомы насмотренности и др.) и атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм; оформила в группе уголок по пожарной безопасности.

Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется мной на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно – действенное, наглядно – образное мышление и непосредственность восприятия. В своей деятельности использую индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данную работу веду через:

  • организованную деятельность детей - занятия, занятия - проекты, экскурсии;
  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы с детьми, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
  • свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Одной из важнейших форм работы с детьми по данному направлению, на мой взгляд, является «Встреча с интересными людьми», когда дети встречаются с сотрудниками пожарной службы, врачами и др. Мы поддерживаем тесную связь с пожарными, с которыми обсуждаем вопросы безопасности.

Благодаря таким встречам, дети получили четкое представление о том, что правила пожарной безопасности, предписанные людям,  направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны их выполнять: не играть со спичками и зажигалками; не устраивать костров вблизи строений, на чердаках, в подвалах, среди деревьев; не нагревать на огне незнакомые предметы; соблюдать меры пожарной безопасности при пользовании электроприборами; не оставлять включенными электроприборы; не поджигать тополиный пух и сухую траву.

Для закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности я проводила с детьми дидактические игры («Можно - нельзя», «Горит – не горит», «Спешим тушить пожар», «Электроприборы», Если возник пожар» и др.), игры-эстафеты («Растяни пожарный рукав», «Самый быстрый пожарный», «Тревога», «Набери воды для тушения пожара» и др.), подвижные игры («После пожара», «Пожарные на учении», Пожарные», «На пожар», «Кто быстрее» и др.), беседы («Профессия-пожарный», «Что мы знаем о пожаре?», «Электроприборы», От чего происходят пожары?» и др.), чтение художественной литературы («С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Е.Хоринский «Спичка-невеличка», Л.Толстой «Пожар», Б.Житков «Пожар в море» др.), рассматривание иллюстраций, игры-инсценировки («Эта спичка-невеличка», и др.), игры-драматизации («Кошкин дом» и др.), развлечения и праздники («С огнем шутить опасно!», День пожарной охраны», «Вечер загадок»), КВН («Огонь нам друг, но не всегда, бывает от него беда!») и др.

Проводила совместные ситуационные игры: «Служба спасения», «Телефон доверия», которые помогали детям осмыслить правила поведения, научили их принимать правильные решения в экстремальных ситуациях, побуждали детей помогать друг другу.

Свои знания дети отражали в рисунках и играх. В своих рисунках дети изображали горящие дома, пожарные машины, пожарных,  тушение пожаров, отрывки из литературных произведений, различные средства пожаротушения и др. Во время игр дети не только закрепляли правила пожарной безопасности, но учились адекватно реагировать на непредвиденные ситуации. В игре дети закрепляли знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усвоили эти знания, научились оценивать свои действия и действия других, рассуждать по поводу этих действий.

С детьми 6-7 лет провожу итоговую работу по закреплению полученных знаний детьми о правилах пожарной безопасности (дети решают логические задачи, выполняют игры - упражнения). Разъясняю дошкольникам как важно не только знать, но и выполнять правила пожарной безопасности им, будущим школьникам. Скоро они будут оставаться одни дома, без родителей, поэтому дети должны знать телефон пожарной службы, свой адрес, основные правила обращения с электроприборами, правила поведения при пожаре:

- по возможности попытаться потушить небольшое возгорание;

- позвонить по телефону 01, сообщить, что случилось, свой адрес;

- сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив электричество и газ;

- в задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться, пригнувшись или ползком.

Организовываю с детьми сюжетно-ролевые игры: «Мы - пожарные», «Пожарные на учении», «Пожарные», «Наш дом».

В играх дети используют знания, полученные в различных видах деятельности, в том числе на занятиях и экскурсиях.

Была организована экскурсия в пожарную часть № 42 г.Нижневартовска. Непосредственно перед экскурсией я провела с детьми короткую беседу, на которой четко обозначила объекты предстоящего наблюдения, уточнила цель наблюдения. В ходе экскурсии дети наблюдали за пожарной машиной и различными средствами пожаротушения, имели возможность общения с сотрудниками ПЧ № 42.

 Для реализации намеченных задач мной разработана серия конспектов занятий по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, которые способствовали формированию основ безопасного поведения.

Реализуемая мной система работы охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал в играх  и в повседневной жизни за пределами детского сада. Целесообразнее всего каждый учебный год посвящать этой работе 1-2 недели целиком,  так сказать полностью «погружать» детей в эту проблему. Затем полученные знания закрепляются у детей в течение всего года благодаря организации игр, досугов, прогулок и наблюдений, участия их в конкурсах рисунков и поделок.  

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Учитывая это, я разработала комплекс мероприятий для родителей, включающий консультации для родителей, памятки, рекомендации и подборку художественной литературы.

На консультациях знакомлю родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности, в папках-передвижках помещаю практические материалы: стихи, рекомендации, памятки и т.д. С помощью родителей изготовлены и многие атрибуты в группе: пожарный рукав, огнетушители, бинокли, костюмы, фонари, каски и др.

Для решения поставленных задач, в ДО  создан и действует проектный совет. Учитывая актуальность проблемы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, в ДО  обозначено новое направление, которое реализуется в проекте  «Основы безопасности жизнедеятельности», где одним из направлений является «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности».  Реализация задач данного проекта осуществляется в трех направлениях:

  • работа с родителями
  • работа с детьми
  • работа с педагогами.

Для педагогов разработала план мероприятий по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности, включающий консультации для педагогов, памятки, практический материал, конкурсы, семинары и др.

Систематически организую выставки совместного творчества детей и взрослых по правилам пожарной безопасности.

В результате углубленной работы по данному направлению мною составлен план работы на год.

Реализация работы проекта способствовала тесному сотрудничеству с родителями, которые оказывают помощь в оснащении среды в группах.

На основании итогов работы по приобщению детей к безопасному поведению, можно отметить позитивные результаты в развитии игровой среды, и в развитии у детей умений и навыков по пожарной безопасности.

Проектный совет принял решение: совершенствовать работу по ознакомлению и обучению детей  правилам пожарной безопасности в 2015-2016 учебном году.


Заключение

Проведенная мною работа по ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, дала положительные результаты. При повторном обследовании детей получены следующие результаты: высокий уровень показали 10 детей, что составила 38%, средний уровень – 62% (14 детей) и низкий уровень –  отсутствует.

  • у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире  связи и отношения.
  • появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.  
  • дети приобрели навыки безопасного поведения в быту (при пожаре), расширили представления о проблемах пожарной безопасности в целом.

Дальнейшая работа предполагает обобщение и систематизацию эффективных и интересных приемов в работе с детьми по обучению их правилам пожарной безопасности:

  • разработка интегрированных занятий, игр;
  • использование театрализованной деятельности;
  • пополнение педагогического процесса наглядными пособиями;
  • использование нетрадиционных форм работы с детьми, родителями, педагогами.

Сегодня я продолжаю искать новые пути и средства в работе с нашими воспитанниками для повышения качества работы по данному направлению.    

Список использованной литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учеб. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.:АСТ, 1998.
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для восп. дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для восп. дет. Сада и родит. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Верзилин М. Пожарная охрана: вчера, сегодня, завтра // Основы безопасности жизнедеятельности №1, 2002, С.50.
  5. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.- М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.
  6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Под ред. Р.Н. Минниханова, И.А. Халлиулина.- Казань, 1995.
  7. Симонова Л.П. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста // Управление ДОУ №1, 2003, С.88.
  8. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Методич. Пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.-64с.
  9. Смирнов А. Опасные ситуации техногенного характера // Основы безопасности жизнедеятельности №6, 2003, С.17.
  10. Тарасова О.А., Фролова Н.В., Борисова Л.Р., Терехина Л.В. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности // Управление ДОУ №1, 2003, С.104.
  11.  Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобраз. Учрежд. – М.: Просвещение, 1996.- 158с.
  12. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения  быту детей дошкольного возраста. Учеб пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  13. Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре / Сост. Д.Б. Игуменова, И.Г. Иванников. – М.: Стройиздат, 1992.
  14.  Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
  15.  Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Прометей, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей сташего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

В данной работе представлен  материал поработе с детьми старшего дошкольного возраста по правилам пожарной безопасности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности...

Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах села и города.

Перспективный план расписан по месяцам. Указаны цели, формы работы с детьми и родителями....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В связи с масштабными изменениями в системе дошкольного образования перед педагогами ДОУ поставлена задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто дать знания, а...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В статье педагоги деляться опытом , как наиболее интересно обучить детей правилам дорожной безопасности ,используя Кейс-технологию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В ходе образовательной деятельности,  тематическх бесед с детьми средней группы при  рассмотрении кейс- иллюстраций,  кейс-  фотографий с ситуациями пешеходов  на дороге, пасс...