Программа кружка "Талантливые ручки"
материал

Сафиулина Асия Харисовна

программа кружка "Талантливые ручки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новонукутский детский сад №2

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

Новонукутский детский сад №2

________________ Иванова И.А.

«_____» ________________ 2021 г.

КРУЖОК

«Талантливые ручки»

Направленность: художественная

составила

Сафиулина Асия Харисовна,

воспитатель

п. Новонукутский

Пояснительная записка

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

 Программа кружка «Талантливые ручки»  художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций

- Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий»,

- Лыковой И.А. «Цветные ладошки»,

- Комаровой Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду».

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.  

Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих  сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Новизной программы кружка «Талантливые ручки» является ее инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества, нетрадиционные изобразительные техники.

Программа – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, лепки, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения.

Актуальность программы обусловлена тем, что:

- её содержание выявляет и раскрывает потенциал каждого ребенка, развивает его индивидуальность, создаёт оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста;

- в ходе её освоения происходит обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими детьми в процессе творческой деятельности.

Актуальность программы обусловлена также практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в дальнейшем обучении в школе, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Программой предусмотрено помочь воспитанникам творческого объединения не только накопить определенные знания, умения и навыки, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей, техник и способов изображения, отвечающим эстетике наших дней.

Цель программы

Основная цель программы - создавать условия для  формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи программы

Программа кружка предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности  ребенка, развитие его индивидуальности.

Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.

 

Возраст воспитанников: с 2 до 7 лет.

Сроки реализации программы кружка

Программа рассчитана на 5 года обучения.

 В младших группах занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 - 20 минут. В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 – 30 минут.

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Ожидаемые результаты

- овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками;

- выявление и осознание ребенком своих способностей;

- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;

- развитие  мелкой моторики рук и глазомера;

-  улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

1 год обучения

        Тема занятия        

Программное содержание

Материал и оборудование

1. Пластилинография «Ягодки рябинки»

Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.

Пластилин, готовые шаблоны деревьев.

2. Рисование

«В саду созрели яблоки»

Учить рисовать яблоки на ветках, методом «тычка» ватными палочками.  Расширять знания детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

Контуры деревьев, гуашь, ватные палочки.

3. Пластилинография «Ломтик арбуза»

Учить самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики.

Шаблоны, пластилин.

4. Рисование

«Осеннее дерево»

Учить детей закрашивать дерево, не выходя за контур, учить правильно держать кисть.

Контуры деревьев, гуашь, кисточки, принадлежности для рисования.

5. Аппликация

«Осеннее дерево»

Учить детей выполнять дерево, листву, землю приёмом обрывания; закрепить навык работы с клеем.

Трафареты деревьев, цветная бумага, принадлежности для аппликации.

6.Лепка «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»

Создание лесного животного – ежа.  Изготовление большого шара из пластилина, придание ему каплевидной формы. Добавляем маленькие капельки – ножки, иголки – вермишель. Воспитывать аккуратность.

Пластилин, вермишель.

7. Рисование пальчиками «Баночка компота»

Учить рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма, мышление, речь.

Трафарет банки, гуашь, принадлежности для рисования.

8. Тестопластика «Угощение для зверят»

Учить создавать угощение (баранки, бублики) для зверят из солёного теста, учить вырезать пробками фигурки (круги) и в дальнейшем их закрашивать.

Солёное тесто, пробки, трубочки для коктейля.

9. Аппликация «Украсим матрёшке сарафан»

Вызвать стремление детей украсить сарафан матрёшки узором, используя геометрические фигуры.

Трафарет матрёшки, геометрические фигурки, принадлежности для аппликации.

10. Рисование пальчиками «Падающий снег»

Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки – снежинки, располагая их по всему листу. Развивать внимание.

Белая гуашь, синий картон с нарисованными или наклеенными сугробами, принадлежности для рисования.

11. Аппликация «Дерево в снегу»

Учить создавать композицию зимнего дерева из ваты (ватных дисков).

Контур дерева, вата, принадлежности для аппликации.

12. Рисование ««Ёлочка для Умки»

Закрепить с детьми строение елки, характерных особенностей. Продолжать учить рисовать детей ватными палочками.

Альбомные листы с  фигуркой Умки (аппликация), гуашь, принадлежности для рисования.

13.Тестопластика

«Ёлочные игрушки»

Учить создавать новогодние игрушки в технике тестопластика – лепка из солёного теста или вырезание формочками для лепки фигурок животных и бытовых предметов.        

Солёное тесто, формочки, доски, салфетки, гуашь, принадлежности для рисования.

14.Пластилинография

«Нарядная  ёлочка»        

Учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.

Шаблон ёлочки, пластилин, ёлочные игрушки.

15. Аппликация

«Новогодняя открытка.

Учить детей соединять детали в единое целое, мастерить новогоднюю открытку.

Цветной картон, цветная бумага, принадлежности для аппликации.

16. Рисование «Мышонок в норке»

Продолжать учить детей правильно держать кисть, набирать краску на ворс.  Развивать умение аккуратно закрашивать круг. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Сказка В.Бианки «Лис и мышонок»; гуашь, половинка альбомного листа, в центре которого нарисован восковыми мелками мышонок, принадлежности для рисования.

17. Аппликация «Ночь за окном»

Учить аккуратно наклеивать изображение на чёрное небо, располагая его по всей поверхности. Развивать мелкую моторику.

Лист чёрного картона, заготовки месяца, звёзд (больших и маленьких), принадлежности для аппликации.

18. Тестопластика «Подружки для золотой рыбки»

Учить создавать поделки - рыбки из солёного теста, учить вырезать формочками для лепки фигурку рыбки и в дальнейшем ее закрашивать.

Солёное тесто, формочка рыбки, гуашь, принадлежности для рисования.

19. Рисование «Яблоко»

Учить детей закрашивать яблоко, не выходя за контур, учить правильно держать кисть.

Контуры яблок, гуашь, кисточки, принадлежности для рисования.

20. Лепка  «Червячки для цыпленка»

Учить детей раскатывать валик ("колбаску") из пластилина прямыми движениями руки. Развивать интерес к литературным произведениям. Воспитывать отзывчивость и доброту.

4 шарика пластилина коричневого цвета для каждого ребенка, доска для лепки.

21. Аппликация «Мишка косолапый»

Учить детей промазывать клеем полностью фигурку медведя, чтобы в дальнейшем её обсыпать полностью заваркой.

Трафарет медведя, заварка чая из пакетиков, принадлежности для аппликации.

22. Рисование «Спрятались в траве»

Учить рисовать кистью короткие линии сверху вниз на всей поверхности листа.

Альбомный лист, на котором нарисованы (наклеены) насекомые4 зелёная гуашь, принадлежности для рисования.

23. Пластилинография « Витамины в баночке»

Продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.  Развивать мелкую моторику рук.

Трафарет баночки, пластилин.

24. Рисование «Горох для петушка»

Продолжать учить рисовать методом «тычка» ватными палочками. Воспитывать отзывчивость.

Альбомный лист, с нарисованным петушком, гуашь, принадлежности для рисования.

25. Пластилиногафия «Украсим платье»

Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней, располагать их по всей поверхности платья.

Пластилин, трафареты платьев, доски для пластилина.

26. Аппликация «Разноцветная гусеничка»

Учить создавать картинку гусеницы из разноцветных ватных дисков.

Разноцветные ватные диски, лист картона, принадлежности для аппликации.

27. Пластилинография «Красивая тарелочка»

Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать пальцем на шарик, прикрепляя его к основе.

Круг из картона, доски для пластилина, пластилин.

28. Рисование «Солнышко»

Учить детей закрашивать солнышко, не выходя за контур, учить правильно держать кисть. Готовый рисунок дополнить лучиками.

Контуры солнца, гуашь, кисточки, готовые лучики, клей, принадлежности для рисования.

29. Пластилинография «Весёлый осьминожка»

Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней, располагать их по всей поверхности ножек осьминога.

Трафарет осьминога, пластилин, доски для пластилина.

30. Аппликация «Бабочка – красавица»

Учить аккуратно наклеивать геометрические фигурки на трафарет бабочки, располагая их по всей поверхности. Развивать мелкую моторику.

Трафарет бабочки, геометрические фигуры, трубочки коктельные, принадлежности для аппликации.

31. Рисование «Красивый цветок»

Учить детей закрашивать цветок, не выходя за контур, учить правильно держать кисть.

Контур цветка, гуашь, принадлежности для рисования.

32. Коллективная работа «Весенняя полянка»

Развивать пространственное мышление, усидчивости.

Ватман, трафареты цветов, Клей, принадлежности для аппликации.

2 год обучения

        Тема занятия        

Программное содержание

Материал и оборудование

1. Рисование «Овощи с огорода»

 Обучать детей ритмичному нанесению     штрихов. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

Листы бумаги с контуром моркови. Гуашь или цветные карандаши.

2. Рисование «Зеленый лужок»

Обучать детей ритмичному нанесению штрихов -  рисуем травку для коровы.

Листы бумаги с изображением коровы, карандаш зелёного цвета.

3. Аппликация «Задавака мухомор»

Создавать  выразительный образ мухомора в технике аппликации.

Развивать интереса к пластической форме, к красочному наряду грибов мухоморов. Рассматривание  характерных особенностей  гриба.

Лист бумаги, контур гриба мухомора, принадлежности для аппликации.

4. Рисование ватными палочками «Веселые мухоморы»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

Листы  с изображением гриба, белая гуашь, салфетки.

5. Аппликация «Красивые зонтики»

Учить украшать зонтик готовыми элементами – геометрическими фигурами. Учить видеть красоту предметов, вещей, украшенных узорами. Доводить дело до конца.

Шаблоны зонтиков,  цветная бумага, принадлежности для аппликации.

6. Пластилинография «Мы засолим помидоры, огурцы».

Учить создавать объёмные композиции. Учить размазывать пластилин, не выходя за края контура.

Шаблон банки, пластилин.

7. Рисование «Мы рисуем колючую сказку»

Учить передавать в рисунке при помощи линии игольчатую форму предмета (иголки у ежа).

Листы бумаги с ёжиком без иголок, карандаш чёрного, коричневого цвета.

8. Нетрадиционное рисование (тычок)

«Золотая осень».

Уточнять и расширять представления об осени. Продолжать закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка смятой бумагой. Развивать творчество и фантазию

Альбомный лист, силуэт дерева,  гуашь жёлтая, оранжевая, обрывки бумаги,  принадлежности для рисования.

9. Аппликация «Угости белочку орешками»

Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания, после сминаем бумагу, получаем орех, приклеиваем.

Листы бумаги с изображением белочки, бумага коричневого цвета (орехи), принадлежности для аппликации.

10. Лепка «Конфеты к чаю»

Учить скатывать из пластилина комочки, обёртывать в фантики, чтобы получились «конфеты».

Фантики от конфет, пластилин.

11. Рисование «Нарисуй железную дорогу»

Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии – шпалы и рельсы железной дороги.

Листы бумаги с изображением паровоза, цветные карандаши.

12. Аппликация «Жила – была мудрая сова»

Познакомить с новым видом аппликации – изготовление поделки из ватных дисков. Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки.

Листы чёрного, синего цвета, ватные диски, принадлежности для аппликации.

13.Аппликация «Рукавичка»

Учить красиво располагать геометрические фигуры на листе бумаги.

Контур рукавички, разноцветные геометрические фигуры, принадлежности для аппликации.

14. Пластилинография «Снегирь на ветке рябины»

Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать пальцем на шарик, прикрепляя его к основе (ягоды рябины).

Листы бумаги с изображением снегиря на веточке, пластилин красного цвета.

 15. Аппликация

«Новогодняя открытка»

Учить детей соединять детали в единое целое, мастерить новогоднюю открытку. Воспитывать у детей желание делать подарок своими руками.

Цветной картон, цветная бумага, принадлежности для аппликации.

16. Аппликация из ватных дисков «Снеговик

Продолжать работу  с новым видом аппликации – ватные диски. Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки.

Листы голубого, синего цвета, ватные диски, принадлежности для аппликации.

17. Аппликация «Светофор»

Учить аккуратно наклеивать круги  на трафарет светофора, располагать  по очереди – красный, жёлтый, зелёный. Развивать мелкую моторику.

Трафарет светофора, круги – красный, жёлтый, зелёный; принадлежности для аппликации.

18. Пластилинография «Светофор»

Вызвать желание у детей создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый). Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Трафарет светофора, пластилин.

19.. Рисование «Дорисуем хвост коню»

Учить детей рисовать волнистые линии – хвост и гриву лошадки.

Листы с изображением коня без гривы и хвоста, карандаш чёрный или коричневый.

20. Пластилинография «Пятнашки для жирафа Кузи»

Учить с помощью приемов отщипывания, придавать  животному фактуру (пятнышки на теле). Формирование навыков самостоятельной работы.

Трафарет жирафа, пластилин.

21. Рисование «Мячики для Маши»

Закрепить умение рисовать предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, закрашивать всю поверхность мячика.

Листы бумаги, цветные карандаши.

22. Пластилинография «Колобок»

Создавать плоские пластилиновые картинки. Развитие мелкой моторики рук.  Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Картонный лист с изображённым колобком, пластилин.

23. Аппликация «Подарок для папы»

Воспитывать у детей желание делать приятное папам,  желание сделать подарок своими руками.

Цветная бумага, принадлежности для аппликации.

24. Пластилинография «Самолёты летят»

Упражнять детей делить брусок пластилина, раскатывать его  прямыми движениями ладоней. Составлять на  плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваясь точной передачи формы предмета, его строении, частей.  

Пластилин, картон голубого цвета.

25. Аппликация «Недошитое платье

Дополнить трафарет нужной деталью  - «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».

Трафарет платья, «недостающие детали», принадлежности для аппликации.

26. Нетрадиционное рисование «Бусы для мамы»

Воспитывать у детей желание делать приятное мамам. Раскрашивать и нанизывать макароны на ленту.

Крупные макароны, лента, краски.

27. Аппликация «Подарок маме».

Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками.

Цветная бумага, принадлежности для аппликации.

28. Нетрадиционное рисование

«Подводный мир».

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике – отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции.

Голубой или белый лист формата А-3, восковые мелки, акварель, эскиз, иллюстрации, принадлежности для рисования.

29. Аппликация «Пасхальные превращения»

Познакомить с разнообразными техниками и способами украшения пасхальных яиц.

Трафарет яичка, принадлежности для аппликации.

30. Аппликация «Весёлая черепашка»

Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки.  Доводить дело до конца.

Трафареты черепашек, цветная бумага, принадлежности для аппликации.

31. Лепка

«Кактус в горшочке».

Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную ему форму. Учить использовать возможности бросового материала (н-р зубочистки, вермишель) для придания объекту завершённости и выразительности.

Набор пластилина, зубочистки, вермишель, принадлежности для лепки.

32. Аппликация – рисование «Весёлая пчёлка»

Учить дорисовывать пчеле полоски. Учит аккуратно наклеивать крылья.

Создавать красивую картинку.

Трафарет цветка, контур пчёлки, карандаш чёрного цвета, принадлежности для аппликации.

33. Пластилинография «Колечки для клоуна»

Закреплять умение детей соединять концы столбика, в виде кольца.  Закреплять умение детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы.

Лист картона, с изображённым на нём клоуном, пластилин.

34. Пластилинография «Подсолнух»

Учить детей пользоваться разными природными материалами в своей работе, составляя композицию (семена  подсолнуха). Развивать и закреплять аккуратность при выполнении работы

Контур подсолнуха, черный пластилин, семена подсолнуха.

35. Аппликация «Села кошка на окошко»

Учить создавать сюжетную композицию из силуэта кошки, в разных позах сидящей на окошке. Комбинирование изобразительных техник аппликации и рисования.

Силуэт окошка, трафарет кошки, принадлежности для аппликации.

36. Рисование «Весенние цветы - одуванчики»

Учить пальчиками рисовать шапочку цветка одуванчик.

Листы бумаги с изображением стебелька цветка, жёлтая гуашь.

Литература:

1. Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М.:Скрипторий, 2006, 80с.

2. Казакова Р.Г. “Рисование  с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники” – М.: ТЦ Сфера, 2004, 128с.

3. Малышева А.Н.»Подарки к праздникам в детском саду. Бумага, ткань, тесьма, аппликация» - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 128 с.

4. Скребцова Т. О. «Мини – картины, панно, фоторамки из солёного теста» - Ростов: Феникс, 2008. – 220 с.

5. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками». – М.; ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Классные ручки"

В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.

Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....