Программа кружка "Талантливые ручки"
материал
программа кружка "Талантливые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план работы кружка "Талантливые ручки" | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новонукутский детский сад №2
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
Новонукутский детский сад №2
________________ Иванова И.А.
«_____» ________________ 2021 г.
КРУЖОК
«Талантливые ручки»
Направленность: художественная
составила
Сафиулина Асия Харисовна,
воспитатель
п. Новонукутский
Пояснительная записка
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Программа кружка «Талантливые ручки» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций
- Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий»,
- Лыковой И.А. «Цветные ладошки»,
- Комаровой Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Новизной программы кружка «Талантливые ручки» является ее инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского творчества, нетрадиционные изобразительные техники.
Программа – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, лепки, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Актуальность программы обусловлена тем, что:
- её содержание выявляет и раскрывает потенциал каждого ребенка, развивает его индивидуальность, создаёт оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста;
- в ходе её освоения происходит обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими детьми в процессе творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена также практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в дальнейшем обучении в школе, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Программой предусмотрено помочь воспитанникам творческого объединения не только накопить определенные знания, умения и навыки, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей, техник и способов изображения, отвечающим эстетике наших дней.
Цель программы
Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы
Программа кружка предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Возраст воспитанников: с 2 до 7 лет.
Сроки реализации программы кружка
Программа рассчитана на 5 года обучения.
В младших группах занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 - 20 минут. В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 – 30 минут.
Формы проведения занятий
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Ожидаемые результаты
- овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками;
- выявление и осознание ребенком своих способностей;
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
1 год обучения
Тема занятия | Программное содержание | Материал и оборудование |
1. Пластилинография «Ягодки рябинки» | Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики. | Пластилин, готовые шаблоны деревьев. |
2. Рисование «В саду созрели яблоки» | Учить рисовать яблоки на ветках, методом «тычка» ватными палочками. Расширять знания детей о фруктах, побуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. | Контуры деревьев, гуашь, ватные палочки. |
3. Пластилинография «Ломтик арбуза» | Учить самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики. | Шаблоны, пластилин. |
4. Рисование «Осеннее дерево» | Учить детей закрашивать дерево, не выходя за контур, учить правильно держать кисть. | Контуры деревьев, гуашь, кисточки, принадлежности для рисования. |
5. Аппликация «Осеннее дерево» | Учить детей выполнять дерево, листву, землю приёмом обрывания; закрепить навык работы с клеем. | Трафареты деревьев, цветная бумага, принадлежности для аппликации. |
6.Лепка «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…» | Создание лесного животного – ежа. Изготовление большого шара из пластилина, придание ему каплевидной формы. Добавляем маленькие капельки – ножки, иголки – вермишель. Воспитывать аккуратность. | Пластилин, вермишель. |
7. Рисование пальчиками «Баночка компота» | Учить рисовать пальчиками на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма, мышление, речь. | Трафарет банки, гуашь, принадлежности для рисования. |
8. Тестопластика «Угощение для зверят» | Учить создавать угощение (баранки, бублики) для зверят из солёного теста, учить вырезать пробками фигурки (круги) и в дальнейшем их закрашивать. | Солёное тесто, пробки, трубочки для коктейля. |
9. Аппликация «Украсим матрёшке сарафан» | Вызвать стремление детей украсить сарафан матрёшки узором, используя геометрические фигуры. | Трафарет матрёшки, геометрические фигурки, принадлежности для аппликации. |
10. Рисование пальчиками «Падающий снег» | Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки – снежинки, располагая их по всему листу. Развивать внимание. | Белая гуашь, синий картон с нарисованными или наклеенными сугробами, принадлежности для рисования. |
11. Аппликация «Дерево в снегу» | Учить создавать композицию зимнего дерева из ваты (ватных дисков). | Контур дерева, вата, принадлежности для аппликации. |
12. Рисование ««Ёлочка для Умки» | Закрепить с детьми строение елки, характерных особенностей. Продолжать учить рисовать детей ватными палочками. | Альбомные листы с фигуркой Умки (аппликация), гуашь, принадлежности для рисования. |
13.Тестопластика «Ёлочные игрушки» | Учить создавать новогодние игрушки в технике тестопластика – лепка из солёного теста или вырезание формочками для лепки фигурок животных и бытовых предметов. | Солёное тесто, формочки, доски, салфетки, гуашь, принадлежности для рисования. |
14.Пластилинография «Нарядная ёлочка» | Учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. | Шаблон ёлочки, пластилин, ёлочные игрушки. |
15. Аппликация «Новогодняя открытка. | Учить детей соединять детали в единое целое, мастерить новогоднюю открытку. | Цветной картон, цветная бумага, принадлежности для аппликации. |
16. Рисование «Мышонок в норке» | Продолжать учить детей правильно держать кисть, набирать краску на ворс. Развивать умение аккуратно закрашивать круг. Воспитывать отзывчивость и доброту. | Сказка В.Бианки «Лис и мышонок»; гуашь, половинка альбомного листа, в центре которого нарисован восковыми мелками мышонок, принадлежности для рисования. |
17. Аппликация «Ночь за окном» | Учить аккуратно наклеивать изображение на чёрное небо, располагая его по всей поверхности. Развивать мелкую моторику. | Лист чёрного картона, заготовки месяца, звёзд (больших и маленьких), принадлежности для аппликации. |
18. Тестопластика «Подружки для золотой рыбки» | Учить создавать поделки - рыбки из солёного теста, учить вырезать формочками для лепки фигурку рыбки и в дальнейшем ее закрашивать. | Солёное тесто, формочка рыбки, гуашь, принадлежности для рисования. |
19. Рисование «Яблоко» | Учить детей закрашивать яблоко, не выходя за контур, учить правильно держать кисть. | Контуры яблок, гуашь, кисточки, принадлежности для рисования. |
20. Лепка «Червячки для цыпленка» | Учить детей раскатывать валик ("колбаску") из пластилина прямыми движениями руки. Развивать интерес к литературным произведениям. Воспитывать отзывчивость и доброту. | 4 шарика пластилина коричневого цвета для каждого ребенка, доска для лепки. |
21. Аппликация «Мишка косолапый» | Учить детей промазывать клеем полностью фигурку медведя, чтобы в дальнейшем её обсыпать полностью заваркой. | Трафарет медведя, заварка чая из пакетиков, принадлежности для аппликации. |
22. Рисование «Спрятались в траве» | Учить рисовать кистью короткие линии сверху вниз на всей поверхности листа. | Альбомный лист, на котором нарисованы (наклеены) насекомые4 зелёная гуашь, принадлежности для рисования. |
23. Пластилинография « Витамины в баночке» | Продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. Развивать мелкую моторику рук. | Трафарет баночки, пластилин. |
24. Рисование «Горох для петушка» | Продолжать учить рисовать методом «тычка» ватными палочками. Воспитывать отзывчивость. | Альбомный лист, с нарисованным петушком, гуашь, принадлежности для рисования. |
25. Пластилиногафия «Украсим платье» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней, располагать их по всей поверхности платья. | Пластилин, трафареты платьев, доски для пластилина. |
26. Аппликация «Разноцветная гусеничка» | Учить создавать картинку гусеницы из разноцветных ватных дисков. | Разноцветные ватные диски, лист картона, принадлежности для аппликации. |
27. Пластилинография «Красивая тарелочка» | Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать пальцем на шарик, прикрепляя его к основе. | Круг из картона, доски для пластилина, пластилин. |
28. Рисование «Солнышко» | Учить детей закрашивать солнышко, не выходя за контур, учить правильно держать кисть. Готовый рисунок дополнить лучиками. | Контуры солнца, гуашь, кисточки, готовые лучики, клей, принадлежности для рисования. |
29. Пластилинография «Весёлый осьминожка» | Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней, располагать их по всей поверхности ножек осьминога. | Трафарет осьминога, пластилин, доски для пластилина. |
30. Аппликация «Бабочка – красавица» | Учить аккуратно наклеивать геометрические фигурки на трафарет бабочки, располагая их по всей поверхности. Развивать мелкую моторику. | Трафарет бабочки, геометрические фигуры, трубочки коктельные, принадлежности для аппликации. |
31. Рисование «Красивый цветок» | Учить детей закрашивать цветок, не выходя за контур, учить правильно держать кисть. | Контур цветка, гуашь, принадлежности для рисования. |
32. Коллективная работа «Весенняя полянка» | Развивать пространственное мышление, усидчивости. | Ватман, трафареты цветов, Клей, принадлежности для аппликации. |
2 год обучения
Тема занятия | Программное содержание | Материал и оборудование |
1. Рисование «Овощи с огорода» | Обучать детей ритмичному нанесению штрихов. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. | Листы бумаги с контуром моркови. Гуашь или цветные карандаши. |
2. Рисование «Зеленый лужок» | Обучать детей ритмичному нанесению штрихов - рисуем травку для коровы. | Листы бумаги с изображением коровы, карандаш зелёного цвета. |
3. Аппликация «Задавака мухомор» | Создавать выразительный образ мухомора в технике аппликации. Развивать интереса к пластической форме, к красочному наряду грибов мухоморов. Рассматривание характерных особенностей гриба. | Лист бумаги, контур гриба мухомора, принадлежности для аппликации. |
4. Рисование ватными палочками «Веселые мухоморы» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. | Листы с изображением гриба, белая гуашь, салфетки. |
5. Аппликация «Красивые зонтики» | Учить украшать зонтик готовыми элементами – геометрическими фигурами. Учить видеть красоту предметов, вещей, украшенных узорами. Доводить дело до конца. | Шаблоны зонтиков, цветная бумага, принадлежности для аппликации. |
6. Пластилинография «Мы засолим помидоры, огурцы». | Учить создавать объёмные композиции. Учить размазывать пластилин, не выходя за края контура. | Шаблон банки, пластилин. |
7. Рисование «Мы рисуем колючую сказку» | Учить передавать в рисунке при помощи линии игольчатую форму предмета (иголки у ежа). | Листы бумаги с ёжиком без иголок, карандаш чёрного, коричневого цвета. |
8. Нетрадиционное рисование (тычок) «Золотая осень». | Уточнять и расширять представления об осени. Продолжать закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка смятой бумагой. Развивать творчество и фантазию | Альбомный лист, силуэт дерева, гуашь жёлтая, оранжевая, обрывки бумаги, принадлежности для рисования. |
9. Аппликация «Угости белочку орешками» | Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания, после сминаем бумагу, получаем орех, приклеиваем. | Листы бумаги с изображением белочки, бумага коричневого цвета (орехи), принадлежности для аппликации. |
10. Лепка «Конфеты к чаю» | Учить скатывать из пластилина комочки, обёртывать в фантики, чтобы получились «конфеты». | Фантики от конфет, пластилин. |
11. Рисование «Нарисуй железную дорогу» | Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии – шпалы и рельсы железной дороги. | Листы бумаги с изображением паровоза, цветные карандаши. |
12. Аппликация «Жила – была мудрая сова» | Познакомить с новым видом аппликации – изготовление поделки из ватных дисков. Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки. | Листы чёрного, синего цвета, ватные диски, принадлежности для аппликации. |
13.Аппликация «Рукавичка» | Учить красиво располагать геометрические фигуры на листе бумаги. | Контур рукавички, разноцветные геометрические фигуры, принадлежности для аппликации. |
14. Пластилинография «Снегирь на ветке рябины» | Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, надавливать пальцем на шарик, прикрепляя его к основе (ягоды рябины). | Листы бумаги с изображением снегиря на веточке, пластилин красного цвета. |
15. Аппликация «Новогодняя открытка» | Учить детей соединять детали в единое целое, мастерить новогоднюю открытку. Воспитывать у детей желание делать подарок своими руками. | Цветной картон, цветная бумага, принадлежности для аппликации. |
16. Аппликация из ватных дисков «Снеговик | Продолжать работу с новым видом аппликации – ватные диски. Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки. | Листы голубого, синего цвета, ватные диски, принадлежности для аппликации. |
17. Аппликация «Светофор» | Учить аккуратно наклеивать круги на трафарет светофора, располагать по очереди – красный, жёлтый, зелёный. Развивать мелкую моторику. | Трафарет светофора, круги – красный, жёлтый, зелёный; принадлежности для аппликации. |
18. Пластилинография «Светофор» | Вызвать желание у детей создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый). Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. | Трафарет светофора, пластилин. |
19.. Рисование «Дорисуем хвост коню» | Учить детей рисовать волнистые линии – хвост и гриву лошадки. | Листы с изображением коня без гривы и хвоста, карандаш чёрный или коричневый. |
20. Пластилинография «Пятнашки для жирафа Кузи» | Учить с помощью приемов отщипывания, придавать животному фактуру (пятнышки на теле). Формирование навыков самостоятельной работы. | Трафарет жирафа, пластилин. |
21. Рисование «Мячики для Маши» | Закрепить умение рисовать предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, закрашивать всю поверхность мячика. | Листы бумаги, цветные карандаши. |
22. Пластилинография «Колобок» | Создавать плоские пластилиновые картинки. Развитие мелкой моторики рук. Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | Картонный лист с изображённым колобком, пластилин. |
23. Аппликация «Подарок для папы» | Воспитывать у детей желание делать приятное папам, желание сделать подарок своими руками. | Цветная бумага, принадлежности для аппликации. |
24. Пластилинография «Самолёты летят» | Упражнять детей делить брусок пластилина, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваясь точной передачи формы предмета, его строении, частей. | Пластилин, картон голубого цвета. |
25. Аппликация «Недошитое платье | Дополнить трафарет нужной деталью - «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». | Трафарет платья, «недостающие детали», принадлежности для аппликации. |
26. Нетрадиционное рисование «Бусы для мамы» | Воспитывать у детей желание делать приятное мамам. Раскрашивать и нанизывать макароны на ленту. | Крупные макароны, лента, краски. |
27. Аппликация «Подарок маме». | Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками. | Цветная бумага, принадлежности для аппликации. |
28. Нетрадиционное рисование «Подводный мир». | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике – отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции. | Голубой или белый лист формата А-3, восковые мелки, акварель, эскиз, иллюстрации, принадлежности для рисования. |
29. Аппликация «Пасхальные превращения» | Познакомить с разнообразными техниками и способами украшения пасхальных яиц. | Трафарет яичка, принадлежности для аппликации. |
30. Аппликация «Весёлая черепашка» | Учить ребенка фантазировать и воображать. Совершенствовать работу руки. Доводить дело до конца. | Трафареты черепашек, цветная бумага, принадлежности для аппликации. |
31. Лепка «Кактус в горшочке». | Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную ему форму. Учить использовать возможности бросового материала (н-р зубочистки, вермишель) для придания объекту завершённости и выразительности. | Набор пластилина, зубочистки, вермишель, принадлежности для лепки. |
32. Аппликация – рисование «Весёлая пчёлка» | Учить дорисовывать пчеле полоски. Учит аккуратно наклеивать крылья. Создавать красивую картинку. | Трафарет цветка, контур пчёлки, карандаш чёрного цвета, принадлежности для аппликации. |
33. Пластилинография «Колечки для клоуна» | Закреплять умение детей соединять концы столбика, в виде кольца. Закреплять умение детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы. | Лист картона, с изображённым на нём клоуном, пластилин. |
34. Пластилинография «Подсолнух» | Учить детей пользоваться разными природными материалами в своей работе, составляя композицию (семена подсолнуха). Развивать и закреплять аккуратность при выполнении работы | Контур подсолнуха, черный пластилин, семена подсолнуха. |
35. Аппликация «Села кошка на окошко» | Учить создавать сюжетную композицию из силуэта кошки, в разных позах сидящей на окошке. Комбинирование изобразительных техник аппликации и рисования. | Силуэт окошка, трафарет кошки, принадлежности для аппликации. |
36. Рисование «Весенние цветы - одуванчики» | Учить пальчиками рисовать шапочку цветка одуванчик. | Листы бумаги с изображением стебелька цветка, жёлтая гуашь. |
Литература:
1. Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М.:Скрипторий, 2006, 80с.
2. Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники” – М.: ТЦ Сфера, 2004, 128с.
3. Малышева А.Н.»Подарки к праздникам в детском саду. Бумага, ткань, тесьма, аппликация» - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 128 с.
4. Скребцова Т. О. «Мини – картины, панно, фоторамки из солёного теста» - Ростов: Феникс, 2008. – 220 с.
5. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками». – М.; ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Классные ручки"
В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет
Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....
Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...
Программа "Умелые ручки" приобщение дете к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей.
Программа кружка...
Программа "Умелые ручки" Степанова Ж.М.
Как из бросового материала сделать игрушку? А потом ещё и поиграть? Какой можно сделать подарок бабушке и дедушке? Как украсить свою детскую комнату? На все эти вопросы мы отвечаем на занятиях студии ...
Рабочая программа "Умелые ручки".
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....