Консультация "Фольклор как средство патриотического воспитания ребенка"
консультация

Чухарева Татьяна Дмитриевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Фольклор как средство патриотического воспитания ребенка»

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям.

Детство период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство любви к Родине и родным истокам.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Фольклор - в переводе с английского народная мудрость, народное знание. Народное художественное творчество это - песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Ещё в своё время К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.

В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг, и людям, и животным, и растениям, потому, что все взаимосвязано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИ-ПРОЕКТ по духовно-эстетическому развитию дошкольников средствами патриотического воспитания «ЭТО РУССКАЯ СТОРОНКА, ЭТО РОДИНА МОЯ!»

Любовь к Родине зарождается в детстве, и поэтому я считаю, что работа по духовно-эстетическому воспитанию детей должна начинаться с дошкольного возраста. Мой авторский педпроект дает широкие возм...

Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей.

игра как способ выражения своих чувств и эмоций. С помощью игры мы воспитываем маленьких граждан своей большой Родины....

Культурные практики как средство патриотического воспитания ребенка 4-7 лет

Культурные практики как средство патриотического воспитания ребенка 4-7 лет...

Консультация для родителей "Фольклор-как средство патриотического воспитания ребенка". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель

Консультация для родителей "Фольклор-как средство патриотического воспитания ребенка". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель...

Выступление на педсовете из опыта работы. Тема: «Взаимодействие с родителями по воспитанию личных качеств дошкольников с ОВЗ средствами патриотического воспитания».

Выступление на педсовете из опыта работы на тему: «Взаимодействие с родителями по воспитанию личных качеств дошкольников с ОВЗ средствами патриотического воспитания»....