Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей.
методическая разработка (старшая группа) по теме

игра как способ выражения своих чувств и эмоций. С помощью игры мы воспитываем маленьких граждан своей большой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.6.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.6. Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей.

                                                                                                              Игра – занятие, служащее

для развлечения, отдыха,

        спортивного соревнования.

С.И.Ожегов

Игру как деятельность, отличную от других, определяет то, что ее мотив лежит в ней самой (по А.Н.Леонтьеву). В игре в полной мере выражается принцип единства аффекта – состояния сильного возбуждения интеллекта (Л.С.Выготский). игра – практическая форма размышления ребенка об окружающем мире.

        Для взрослых характерны игры личного свободного времени, возникающие субъекта: интеллектуальные, азартные, салонные, а также сексуальные; обучающие, в том числе и деловые, компенсационные (уравновесить что-то нарушенное), тренинговые, спортивно-зрелищные и  празднично-традиционные, инициативы в игре часто имеет переменный характер.

        В культурологии круг деятельности, определенной в качестве игры, значительно шире: это война, политика и многие другие  формы соперничества и выражения амбиций. В литературе и бытовой речи слово «игра» используется с различными смысловыми оттенками: играть своей судьбой, судьбами других людей, взглядом, в детские игры, на бирже; жить, играя; занимать игровые позиции (Н.Н.Поддьяков).

        В искусстве – театральная игра во всех ее видах, игра на музыкальных инструментах, игра красок, света и тени.

        Семантика (в языкознании – значение, смысл языковой единицы) понятия «игра» фиксирует некоторый отлет от реальности. Игра – это не настоящее, а нечто условное; модель, некоторая замысловатость. Для игры характерна вероятность результата, его необязательность, эфемерность (мнимый, призрачный, нереальный, скоропреходящий, непрочный).

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Игра возникает как разрешение противоречия между желанием ребенка быть «как взрослый» (участвовать в событиях взрослой жизни) и возрастной неспособностью реально в них участвовать.

Первыми, по-видимому, возникли игры-экспериментирования и различные двигательные игры (борьба, догонялки, оспаривание). Следующими по времени стали игры-замещения, в которых поза, действия и предмет выполняли свою знаковую (символическую) функцию.

На основе символических игр могли появиться игры типа сюжетно-ролевых, расцвет которых породил гипотезу о генетической связи детских игр и ритуальных действий взрослых.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Воспитателям известны различные методы и приемы, средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

От педагогов требуется проявление фантазии, опыта и знания психофизических особенностей детей. Начинать эту работу лучше после периода адаптации к ДОУ, хотя и в этот период можно привлекать ребенка к сюжетно-ролевой игре. В каждой возрастной группе вместе с возрастающими возможностями детей задачи усложняются./14/

Ниже приведены основные темы для старшего дошкольного возраста с последующим их обыгрыванием в сюжетно-ролевых играх.

Земля русская в старину далекую

Просторы и богатства земли русской, городища, города и крепости. Понятия «столица», столица Руси.

Князья-государи, купцы да бояре, да мужик-лапотник

Князья и богатыри – защитники русской земли. Геральдика(создание детьми макетов). Уклад жизни. Сословная принадлежность жителей Руси (использовать для объяснения произведения А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде».

Одежда древних русичей

История древнего костюма. Техника изготовления его деталей и атрибутов. Русские народные промыслы (создание элементов одежды детьми).

Дома-терема тесовые, ставенки узорчатые

Деревянное зодчество на Руси. Мастерство плотников, столяров, резчиков по дереву. Знаковость древнего зодчества (рисование, аппликация, конструирование из бумаги).

Русская изба углами красна

Убранство жилища россиян, утварь. Эстетика быта и ее истоки. Народные промыслы (создание детьми макета горницы).

Изба красна не только углами, но и пирогами

Отношение россиян к хлебу. Профессии людей, создающих хлеб. Традиции хлебопечения.

Книгопечатание на Руси

История книголатания, книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Способы хранения книг. Культура чтения (игра»Библиотека»).

Древние церковные храмы и ансамбли

Архитектура, убранство. Величие церковных обрядов. История иконописи. Колокольный звон – музыка радости и беды.

Наши столицы красотой и историей славны

Достопримечательности и архитектурные памятники Перми. История Перми, запечатленная в архитектурных памятниках (выставка-экспозиция «Моя Пермь»).

История транспорта («Сказки стали былью»)

Транспорт в старину. О каком транспорте мечтали люди много лет назад? Как эти мечты отражены в сказках? Виды современного транспорта. Будущее нашего транспорта (творческое моделирование экологически чистого транспорта).

Русский человек здоровьем славился

Понятие «здоровый человек». Факторы здоровья. Ценность здоровья для человека. Былинный богатырь – символ несгибаемого духа. Народные средства сохранения здоровья. Физкультура т спорт. Народные виды спорта. Культура питания, особенности и достоинства русской кухни.

Русский солдат славу Отечества  достойно защищал

История великих сражений. Знаменитые полководцы. Русские солдаты – славные защитники родной земли. Одежда и оружие русских воинов. Армия в наши дни.

Русские мореплаватели

Роль Петра I в создании флота. Подвиг русских моряков. Отношение моряков к своим традициям.

Примерные темы игр патриотического содержания

в старшей и подготовительной к школе группах

месяц

Темы игр патриотического содержания

1

2

сентябрь

Строим город, крепость (ограда-городить-городище, город).

Объединить с сюжетом игры «Семья» - уклад, оказание помощи строителям (медицинской). Предполагаемое нападение врагов (сюжет сказки «Финист – ясный сокол»)

октябрь

Богатыри защищают русскую землю от врагов.

Князь собирает дружину, освобождают плененного богатыря из царства злого волшебника (Кощея)-по мотивам русских народных сказок

ноябрь

Изготовление одежды для детей, взрослых, богатырей, воинов.

Мотив – одежда износилась в достижении какой-либо цели (на охоте, в работе, на поле, готовим к свадьбе старшую дочь, царевну). Постройка терема, подготовка к пиру. Пожар – сгорела одежда и т.д.

декабрь

Злые враги сожгли крепость, город, но жители спаслись.

Строительство терема, дворца (плотники). Объединить с играми «Семья», «Лавка – магазин»

январь

Семья

Дети готовятся отмечать Рождество и отмечают его, шьют праздничную одежду, идут на охоту, ухаживают за домашними животными, строят горку для уличных гуляний, заливают ее водой

февраль

Богатыри в быту

Готовятся к посеву пшеницы, на мельницу везут ее запасы, чтобы смолоть муку, встречают на дороге медведя, который требует отдать урожай. Обращаются за помощью к русским богатырям. В итоге медведь переходит на сторону россиян, помогает в воспитании маленьких детей, приводит в семью медвежат

март

библиотека

идут к первопечатнику И.Федорову. на дороге препятствие – злой колдун забирает все книги, выручают богатыри. Злые силы требуют выкуп в виде домашних животных, пищи, книг. Александр Невский помогает зимой победить злые силы на замершем озере

апрель

Экскурсия в Пермь

Для этого готовится  одежда, пища. Заболели лошади. Ведут животных к ветеринару – он живет за морем. Строят корабли для перевозки животных. На другом берегу от детей требуют выкуп – показ концертных номеров, состязание команд в силе и ловкости

май

Враги злого Кощея планируют нападение на Русь

Организовать отражение врага. Строят корабли. Подвиг великих полководцев, русских солдат. В тылу помощь в обороне: готовят провизию, шьют одежду, помогают раненым.

Игры планируются в течении года, сюжет может продолжаться по желанию детей. Можно переносить содержание игры на прогулку, способствовать придумыванию сюжета детьми, учитывая их пожелания, не исключая из режима дня игры по современным событиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции на тему "Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Народные подвижные игры -это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....

Дидактические игры, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Дидактические игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация «Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

      Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – явля...

Консультация «Сюжетно – ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – является главным видом занятий р...

"Сюжетно-ролевая игра как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада"

Важное место в патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), поскольку игра – является главным видом занятий р...