Самообразование
материал
Актуальность темы:
«Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» заключается в том, что развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его воображения, познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Закрепит такие понятия как форма, величина, пространственные и временные ориентиры, количество и счет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием администрации г. Юрга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 28 « Ромашка».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Составила:
учитель-дефектолог
Сивина О.В.
Сведения о педагоге:
Фамилия, имя, отчество Сивина Ольга Викторовна
Должность учитель-дефектолог
Квалификационная категория высшая
Год присвоения 27.02.2019г.
Образование: Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования.
«Томский государственный педагогический университет».
Диплом № 1062538
Регистрационный № 844, от 14.06.2007г.
Присуждена квалификация учитель-логопед
по специальности «Логопедия»
Педагогический стаж: общий: 19 лет по специальности: 16 лет
Сведения о повышении квалификации:
Диплом о профессиональной переподготовке
- АНО ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»
с 14.05.2019г. по 14.09.2019г. по программе «Олигофренопедагогика»
Регистрационный № 1293
Диплом подтверждает присвоение квалификации: Учитель-дефектолог.
Олигофренопедагог.
Удостоверение о повышении квалификации
- ООО Федеральный учебный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации «Знания»
по курсу: «Система работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного
возраста в условиях ведения ФГОС»
с 10.04.2020г. по12.05.2020г. – 144ч.
Регистрационный № КПК2020/04702
- ООО Учебный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации «Знания»
по курсу: «Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы»
с 07.10.2021г. по 10.11.2021г. – 144 ч.
Регистрационный № КПК2021/08284
Актуальность темы:
«Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» заключается в том, что развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его воображения, познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Закрепит такие понятия как форма, величина, пространственные и временные ориентиры, количество и счет.
Практика обучения и воспитания детей дошкольного возраста показывает, что формированию элементарных математических представлений уделяется достаточное внимание, как в программах, так и в методических разработках. В современном мире математике отводится значительная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то нужно преподносить детям математические знания в игровой форме с использование дидактических игр, смешных заданий, забавных фигур, увлекательных путешествий, веселых героев, которые сопровождают детей на протяжении всего занятия. Занимательный игровой материал поможет ребенку познать радость при преодолении трудностей, встретиться с любимыми героями, выполнить увлекательные задания. Погружаясь в игровые математические занятия, ребенок вживается в волшебную ситуацию, и в тоже время у него формируется усидчивость, терпение, внимание.
Работая над данной темой «Занимательный игровой материал, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников», я поставила перед собой цели и задачи:
Цель:
- Изучение актуальности занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность.
- Повышение уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
- Обобщить педагогический опыт работы по данной теме.
Задачи:
- Формирование познавательной мотивации обучения;
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, самостоятельности;
- Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию;
- Развитие психических качеств (восприятие, внимание, память, воображение);
- Развитие речи, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения;
- Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
- Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными разделами математического развития.
В своей работе обучение математике осуществляю с использованием современных дидактических принципов: деятельности; целостного представления о мире; непрерывности; психологической комфортности; вариативности; творчества.
Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Направления саморазвития:
- Изучение методической литературы.
- Повысить собственный уровень знания.
- Разработка перспективного плана работы с детьми о теме.
- Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).
- Работа с родителями.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
- Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, в работе МО, творческие группы, открытые занятия, взаимопосещения, стенды).
- Анализ и оценка результатов своей деятельности.
- Аттестация.
Составление плана работы на 5 лет:
- 2020-2021 учебный год – диагностический.
- 2021-2022 учебный год – теоретический.
- 2022-2023 учебный год – практический.
- 2023-2024 учебный год – творческий.
- 2024-2025 учебный год – итоговый.
2020-2021 год (1-ый год) диагностический
- Выбор темы.
- Подборка материала.
- Составление плана работы по теме.
- Поиск опыта работы.
- Выход: собеседование со старшим воспитателем.
2021-2022 год (2-ой год) теоретический
1. Изучение теоретической части темы.
2. Конспектирование.
3. Изучение опыта.
4. Выход: выступление на м/о, семинаре.
2022-2023 год (3-ий год) практический
1. Разработка планов, конспектов.
2. Изготовление дидактического материала.
3. Внедрение знаний в практику.
4. Выход: выставка игр и пособий по теме, презентация выставки на м/о.
2023-2024 год (4-ый год) творческий
1. Оформление творческого отчета.
2. Выход: открытое занятие для педагогов.
2024-2025 год (5-ый год) итоговый
1. Распространение опыта: выступление на м/о, аттестация.
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год
(I год диагностический)
Содержание работы | Литература | Формы реализации | Сроки |
Изучение нормативно-правовых документов | 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. | Определение темы самообразования. | В течение учебного года |
Изучение информации из различных источников по теме самообразования | 1. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дош. воспитание-2000-№2 2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 . 3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989. 4. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Лада, Москва, 2007 г. 5. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013. | 1.Подбор и изучение методической литературы по теме. 2. Знакомство с передовым педагогическим опытом и инновационными методиками по теме. | В течение учебного года |
Содержание работы | Литература | Формы реализации | Сроки |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. | В течение учебного года | |
Мониторинг деятельности | 1. В.С. Володина «Альбом по развитию речи» Москва «РОСМЭН» 2006. 2. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006. 3. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005. 3. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение. 4. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г. | 1.Проведение диагностических наблюдений, тестов. 2. Обработка полученных данных. 3. Отслеживание промежуточных результатов. 4. Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. | В течение учебного года |
План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год
(II год теоретический)
Содержание работы | Литература | Формы реализации | Сроки |
Продолжить изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 1. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с. 2. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с. 3. Е. В. Сербина «Математика для малышей»/ Издательство: Москва Просвещение, 1992 | Консультация для педагогов | в течение учебного года |
Разработка картотек игр по ФЭМП. | 1. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006. 2. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996. |
Подбор занимательного материала (Игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару» и др.) | в течение учебного года |
Организация специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольного учреждения. | Программа С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР». | Консультация для воспитателей | в течение учебного года |
Самостоятельное изучение новинок, опыта работы логопедов-дефектологов | «Дефектология», «Логопедия в детском саду», «Воспитание детей с нарушением развития», «ребенок в детском саду». | Изучение периодической печати журналов. | в течение учебного года |
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
(III год практический)
Содержание работы | Литература | Формы реализации | Сроки |
«Как развивать память и внимание у детей с ЗПР» | Б.П. Пузанова «Обучение детей с нарушением интеллектуального развития» | Родительское собрание | октябрь |
«Возрастные нормы развития ребенка» | С.Г.Шевченко «Готовимся к школе» Л.С. Михайлова «Как подготовить ребенка к школе» |
Консультация для воспитателей | декабрь |
Комплекс упражнений по формированию психических процессов. | Т.А.Власова, В.И. Лубовский «Дети с задержкой психического развития» | Практическое применение игр | в течение учебного года |
Внедрение опыта работы. (игры с использованием счетных палочек) | «Играем в числа»-серия пособий. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005. 3. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение. | Разработка коррекционно-развивающих занятий по формированию ЭМП у детей с ЗПР. | в течение учебного года |
«Игротерапия как средство психокоррекционной работы с детьми» | А.А.Катаева, Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучение умственно отсталых детей» | Консультация для педагогов | март |
«Составь картинку» «Найди отличия» «Найди пару», и другие игры. | Подбор материала | Подгрупповая и индивидуальная работа по РЭМП с помощью занимательного материала | в течение учебного года |
Оснащение педагогического процесса. | Подбор методической литературы | Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала). | в течение учебного года |
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год
(IV творческий год )
Содержание работы | Литература | Формы реализации | Сроки | |
Работа с родителями | Подбор методической литературы | Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников». | Октябрь | |
Участие в системе методической работы. |
Подбор методической литературы | Консультация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» | Ноябрь | |
«Поиски клада» | Подбор материала | Проведение открытого занятия для педагогов по ФЭМП с использованием занимательных математических игр | Декабрь | |
«Путешествие в страну чудес» | Подбор материала | Математическое развлечение для детей | Январь | |
«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» | Подбор материала | Мастер-класс для родителей | Февраль | |
План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год
(V итоговый год )
Содержание работы | Практическая деятельность | Сроки |
Распространение педагогического опыта работы | -Публикации в журналах. -Организация мастер-классов для педагогов. -Выставки, информация на стендах. -Проведение семинара-практикума с родителями «Играем дома в математические игры». -Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах. -Презентация опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ | в течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...