Самообразование
рабочая программа (младшая группа)
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022-2023g.docx | 39.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Большеуринский детский сад»
План самообразования воспитателя в разновозрастной группе от 1,5-3 лет
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у
детей 2-3 лет».
Подготовила: воспитатель
группы от 2-3 лет
Еремина Ольга Михайловна
с.Большая Уря 2022-2023 г.
Цель: Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- Привлекать детей к прослушиванию народных песенок, потешек, сказок сопровождая чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а так же прослушивании произведений без наглядного сопровождения;
- Сопровождать чтение фольклорных произведений игровыми действиями;
- Представлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений;
- Поощрять попытки прочитать текст песенки, потешки целиком с помощью взрослого;
- Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку.
Актуальность выбранной темы:
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.
Этапы | Пути реализации и формы работы. Содержание работы | Сроки | Способы оформления материала для использования в практической работе. Практическая деятельность. |
Диагностический | Изучение литературы по теме: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС Д О). 2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005 Оценка имеющихся условий для активизации речевой активности.
Анкетирование родителей
| Познакомится с интернет- ресурсами. Изучить ФГОС (целевые ориентиры ребенка-дошкольника). | |
Прогностический | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. | |
Практический | Внедрение опыта работы.
(применение игровой технологии для работы с детьми).
Результаты анкетирования родителей. | Рассказывание сказки» Курочка ряба» (с использованием театра би-ба-бо). Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Досуг «Кто к нам в гости пришёл?» (повторение знакомых потешек, сказок). Семейный конкурс: «Сделаем своими руками» (изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала). Опросник для Анкетирование для родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» Открытый просмотр в рамках весеннего утренника: театрализация сказки «Теремок» | |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах. | Результатами работы по данной работе я считаю: - Развитие речи как средства общения. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развито понимание речи и продолжается активизация словаря: -Употребление усвоенных слов в самостоятельной речи детей - Способствование развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания - Освоение диалогической и монологической речи. - Развитие предпосылок развития сюжетно-ролевой игры - Развитие активности и понимания речи - Реализуется система работы с родителями по развитию речи детей 2 – 3 лет - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие». В результате работы по теме самообразования - у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; -обогатилась устная речь; -развились фантазия и воображение; -у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. |
Перспективный план по самообразованию.
Месяц | Тема | Формы работы | Задачи |
Сентябрь | Потешка
| Чтение, игры рядом
Игровое упражнение | Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать действиям взрослого. Упражнять детей в умении играть с пальчиками. |
Октябрь | Потешка «Петушок, петушок…» Сказка
| Чтение потешки с использованием игрового упражнения Настольный театр Хороводная игра | Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки. Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь. |
Ноябрь | Потешка «Пошёл котик на торжок…» Сказка «Козлятки и волк»
«Пальчики- грибочки». | Чтение потешки, рассматривание иллюстрации Рассказывание сказки Разучивание, игровое упражнение | Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик. Познакомить детей с новой для них р. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь. Развивать речь посредством мелкой моторики. Поощрять попытки прочитать текст песенки. |
Декабрь | Потешка
| Чтение потешки, обсуждение Рассказывание сказки с использованием пальчикового театра Разучивание песенки | Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать новое произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста. Помочь детям понять содержание сказки, побуждать подговаривать слова в песенки колобка, вызвать желание послушать сказку ещё раз. Напомнить детям песенку - присказку, поощрять попытки прочитать текст песенки, целиком с помощью взрослого. |
Январь | Потешка Сказка «Три медведя» «Каравай» | Чтение потешки, ситуативный разговор Рассказывание сказки Хороводная игра | Помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова : аленькая- аленька», опушка, чернобровая - черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно и помогать воспитателю читать её. Познакомить детей со сказкой, приучать их внимательно слушать относительно большие по объёму произведения. Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональный отклик. |
Февраль | Потешка «Чики-чики-чикалочки...» Сказка «Заюшкина избушка» Пальчиковая игра «Сорока-белобока…» | Заучивание наизусть потешки Чтение сказки, ситуативный разговор Игровые упражнения | Помочь детям запомнить содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик. Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. |
Март | Сказка «Теремок» . | Инсценировка сказки.
| Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку, воспроизводить диалоги между сказочными персонажами. Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики. Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоятельно проговаривать текст. Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками. Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать. |
Апрель | Сказка «Маша и медведь»
| Рассказывание сказки, обсуждение Игровая беседа с элементами движений | Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в обсуждении отдельных эпизодов. Вызвать желание слушать потешку и активно проговаривать слова, развивать у детей воображение. Закреплять у детей умение играя с пальчиками, самостоятельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии. |
Май | Потешка «Ай, качи-качи-качи…» . Сказка «Маша и медведь».
| Чтение потешки | Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдельных эпизодов. Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь |
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ: ЕРЕМИНА О.М.
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ МНОЮ БЫЛА ИЗУЧЕНА ТЕМА
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного яз
ыка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с потешками, прибаутками, пестушками, песенками, сказками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.
В ходе работы над темой самообразования мною была созданы папки-передвижки: «Наши сказки», «Пальчиковые игры», «Песенки, потешки».
Известно, что потешки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Потешка– одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство со сказками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в сказке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа- спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Анкета
«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» !
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________
4. Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________
5. Читаете ли Вы детям сказки, потешки, песенки? Как часто?___________________
___________________________________________________________
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________
7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________
8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________
__________________________________________________________
Консультация для родителей.
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед родителями и педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Уже в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей раннего возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети раннего возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки).
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...